ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ПРЕДЕЛЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ЕГО ВИДЫ. СУЩНОСТЬ НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГЛАВА 3 ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Роль прокуратуры в становлении демократического правового государства в Республике Беларусь определяется тем, что она представляет собой достаточно надёжно работающий механизм формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. В наших условиях она является одним из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы то ни они не исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей), в то же время, организационно не входя ни в одну из ветвей государственной власти и ни в коей мере, не превращаясь в некую особую контрольную или какую-либо иную власть. Все ветви власти взаимодействуют между собой и как единая государственная власть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечить которую и призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.
Актуальность темы работы заключается в том, что на сегодняшний день прокуратура Республики Беларусь является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами.
Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА И ПРЕДЕЛЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Прокуратура Республики Беларусь, является надзорным органом.
Прокурорский надзор – это самостоятельная деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени Республики Беларусь и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения законов, судебных постановлений, действующих на ее территории [8].
Прокурорский надзор – это урегулированная нормами права деятельность Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров по осуществлению от имени государства надзора за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов поднадзорными субъектами.
Также, прокурорский надзор – это большая по объему, сложная по содержанию деятельность прокуратуры. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, объемностью, обширностью законодательства, в котором содержатся многочисленные правовые нормы, регулирующие различные общественные отношения (гражданские, семейные, трудовые, государственно-правовые, административные и так далее). Прокурорский надзор призван обеспечивать строгое и точное исполнение всего действующего законодательства и в то же время активно влиять на правомерное регулирование этих отношений. Во-вторых, обширностью круга субъектов, за исполнением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор (государственные и общественные организации, учреждения, предприятия, должностные лица) [6, с. 19].
Основная функция прокуратуры есть прокурорский надзор. Понятие «надзор» следует отличать от понятия «контроль». Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования конкретного объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров. Контроль – это активное вмешательство в работу органа, который подконтролен контролирующему органу. Так, в Республике Беларусь функцию контроля осуществляют различные исполнительные и распорядительные государственные органы. То есть контроль всегда осуществляется от имени вышестоящих органов, а надзор – это деятельность, которая осуществляется исключительно от имени государства.
ГЛАВА 2 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ЕГО ВИДЫ. СУЩНОСТЬ НАДЗОРА ПРОКУРАТУРЫ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Таким образом, определение направлений деятельности прокуратуры, необходимых для реализации задач, возложенных на нее, позволяет установить место и роль органов прокуратуры в системе государственной власти. Именно посредством установления направлений деятельности прокуратуры раскрываются ее содержание, структура и пределы осуществления полномочий.
Определение направлений деятельности прокуратуры, уяснение их общей характеристики и содержания каждого из них в отдельности позволяют получить знания и представление о назначении деятельности, которую они непосредственно осуществляют. В то же время законодатель, называя направления деятельности прокуратуры, не дает их легальной дефиниции. В силу чего в теории прокурорского надзора авторы предлагают свое видение данной категории. Традиционно понятие «направление» толкуется как путь, по которому «прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные задачи, проводят мероприятия по борьбе с нарушениями законов и преступлениями».
Так, С.Л. Емельянов пишет, что направления деятельности прокуратуры – это те пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры реализуют возложенные на них функции и полномочия. Указанные пути определены законом и разграничиваются исходя из конкретных общественных отношений, в которых участвует прокурор. Под направлениями деятельности прокуратуры, по мнению автора, также можно понимать правовые формы реализации ее функций [16, c. 131].
Схожее по своей сути определение дает А.А. Данилевич, понимая под направлениями деятельности прокуратуры те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели и выполняют возложенные на них законом задачи [20, с. 16].
ГЛАВА 3 ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРАТУРЫ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
Проведя работу по выявлению нарушений законодательства, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц. Для этого законодательством, регулирующим прокурорский надзор, предусматривается ряд специфических полномочий прокуроров, обеспечивающих устранение нарушений законов. Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора.
Напомним, что прокурор как лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения и указания органам, в отношении которых он осуществляет общий надзор. В связи с этим он не обладает полномочиями отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Однако прокурор вправе посредством актов прокурорского надзора прокурор обращаться к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц. Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Эти особенности обусловлены спецификой взаимоотношений данных подразделений правоохранительных органов. За исключением представлений, эти акты носят распорядительный характер, обязывающий органы дознания и следствия выполнить определенные действия [24, с. 42].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, прокурорский надзор – это самостоятельная деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени Республики Беларусь и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения законов, судебных постановлений, действующих на ее территории.
Прокурорский надзор – это урегулированная нормами права деятельность Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров по осуществлению от имени государства надзора за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов поднадзорными субъектами.
в основу понятия отрасли прокурорского надзора положены такие критерии, как «родовой объект надзора» и «предмет надзора». Анализ литературных источников позволяет прийти к выводу, что под родовым объектом понимается точное исполнение законов, а под предметом надзора – его конкретное выражение или акты (действия) органов и лиц, подлежащие проверке с точки зрения соответствия их закону. Кроме того, несмотря на то что все отрасли между собой неразрывно связаны, каждой из них присущи свои специфические задачи, а также круг полномочий, которыми обладают прокуроры.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: отсутствие законодательного закрепления понятий «направление деятельности прокуратуры» и «отрасль прокурорского надзора», а также их четкой дифференциации приводит к тому, что в теории нет единого подхода к определению вышеназванных категорий и их сущности. Как показал анализ, мнения авторов по данному вопросу существенно отличаются, а отсутствие единой позиции в понимании и раскрытии содержания таких принципиальных, с точки зрения прокурорского надзора, категорий приводит к теоретической путанице, что, безусловно, негативно отражается впоследствии и в правоприменительной деятельности.
1. Административное процессуально-исполнительное право: учеб. пособие / Г.А. Василевич [и др.]; под ред. Г.А. Василевича, С.В. Добрияна. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – 320 с.
2. Басков, В.И. Прокурорский надзор в СССР: учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / В.И. Басков. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 304 с.
3. Бахрах, Д.Н. Производство по делам об административных правонарушениях: (Пособие для слушателей народных университетов) / Д.Н. Бахрах, Э.Н. Ренов. М.: Знание, 1989. – 96 с.
4. Воронин, О.В. О современном содержании прокурорского надзора / О.В. Воронин // Вестн. Томского гос. ун-та. Серия Право. – 2012. – № 4 (6).
5. Гальченко, А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы [Электронный ресурс] / А.И. Гальченко // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – Минск, 2020.
6. Григорьев, В.Н. Прокурорский надзор: учебник / В.Н. Григорьев [и др.]; под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 638 с.
7. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008.
8. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
9. Крамник, А.Н. Административное право. Часть 3. Процессуально-исполнительное право: учеб. пособие / А.Н. Крамник. – Минск: Изд. центр БГУ, 2011. – 237 с.
10. Круглов, В.А. Комментарий к Процессуально-исполнительному кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2017. – 640 с.
11. Ломовский, В.Д. Об отраслях прокурорского надзора / В.Д. Ломовский // Изв. высш. учеб. заведений. Правоведение. – 1980. – № 3 – С. 60–64.
12. Лунев, А.Е. Административная ответственность за правонарушения / А.Е. Лунев. – М., Государственное издательство Юридической литературы, 1961. – 187 с.
13. Мелкумов, В.Г. Вопросы теории и практики общего надзора прокуратуры / В.Г. Мелкумов. – Душанбе: Ирфон, 1965.
14. Настольная книга прокурора / А.А. Кеник. – Минск: Дикта, 2007. – 992 с.
15. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 № 401-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 15. - 2/1666.
16. Прокурорский надзор (общ. часть): курс лекций для студентов юридического факультета; сост. С.Л. Емельянов. – Гомель, 2015. – 320 с.
17. Прокурорский надзор в СССР: учебник / под ред. Б.М. Галкина. – М., 1982.
18. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум / под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Экзамен, 2000. – 663 с.
19. Прокурорский надзор: ответы на экзаменационные вопросы / М.А. Шостак. – 3-е изд. перароб. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
20. Прокурорский надзор: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / А.А. Данилевич. – Минск: БГУ, 2013. – 35 с.
21. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Е. Винокуров [и др.] ; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. образование, 2005. – 460 с).
22. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 дек. 2006 г., № 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. –№ 14. – 2/1291.
23. Романович, В. Результаты мониторинга побуждают внести коррективы в надзорную работу / В. Романович // Законность и правопорядок. – 2016. – № 4. – С. 3–6.
24. Сенько, А.С. Правовая регламентация осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства: методическое пособие / А.С. Сенько. – Минск: Харвест, 2007. – 64 с.
25. Сужаев, А. Вопросы применения ПИКоАП и возможные направления совершенствования законодательства / А. Сужаев // Судовы веснiк. –2016. – № 4. – С. 29– 33.
26. Ястребов, В.Б. прокурорский надзор: учебник. М.: ИКД «Зерцало-М», 2011. – 424 с.