Введение
Результаты исследования
Выводы
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения адаптации выпускников интернатных учреждений в силу специфических особенностей их воспитания. В связи с тем, что в условиях воспитания в интернатном учреждении воспитанники лишены разнообразных возможностей адаптации в социуме, поскольку пребывание в нем носит полузакрытый характер, круг общения ограничен другими воспитанниками, отсутствует близкий круг привязанности среди взрослых, большинство решений за воспитанников принимают взрослые. Это сужает возможности личности для самостоятельного поведения и выработки эффективных адаптационных возможностей в условиях смены социальной ситуации. Также актуальность исследования обусловлена увеличением ряда негативных тенденций среди выпускников интернатных учреждений, что проявляется в иждивенческом или асоциальном образе жизни. Поэтому возрастает научная необходимость изучения адаптации выпускников интернатных учреждений.
Цель исследования: изучить особенности адаптации выпускников интернатных учреждений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные подходы к определению понятия «адаптация» в зарубежной и отечественной литературе.
2. Охарактеризовать психологические особенности выпускников интернатных учреждений и описать основные факторы и показатели социально-психологической дезадаптации данной категории лиц.
3. Изучить особенности адаптации выпускников интернатных учреждений.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений.
Гипотеза исследования: более высокий адаптации характерен для выпускников интернатных учреждений с высоким уровнем психологической адаптивности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
[...]
Результаты исследования
На основании обзора научной литературы по проблеме адаптации можно констатировать, что при рассмотрении феномена адаптации учитывается тот факт, что адаптация связана с приспособленностью человека к условиям социальной среды. Адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса [1, с.6].
Компоненты и стадии адаптационного процесса: первый этап: условия дисбаланса и переживание фрустрации и стресса. Второй подготовительный этап адаптации, что предполагает ориентацию в проблеме. Третий этап напряжения в связи с новыми условиями деятельности. Четвертый этап острого реагирования и выбор стратегии адаптации. Пятый этап завершающей разрядки при благополучной адаптации [1, с.7].
Модель адаптированности личности включает в себя ряд компонентов и в основном базируется на различных аспектах эффективной жизнедеятельности личности. А именно, в число этих компонентов входит аксиологический (включает самопринятие и уважение ценности окружающих людей), инструментальный (овладение необходимыми средствами эффективного поведения), потребностно-мотивационный (сформирован мотивами для личностного саморазвития), развивающий компонент (представлен стремлением к развитию своих физических, умственных, личностных возможностей), социально-культурный компонент (представлен умением и навыками установления продуктивных связей с окружением и принятием норм и культурных ценностей конкретного социального окружения) [2, с.30].
Сложности процесса адаптации выпускников интернатных учреждений могут быть вызваны рядом причин. Однако среди них наиболее весомыми оказываются следующие:
выраженный феномен «мы», который характерен для любых коллективов, которые носят закрытый или полузакрытый характер. Его влияние на проблему адаптации вызывается тем, что выпускник интерната не может продуктивно включится в иную социальную группу;
позиция иждивенчества, которая типична для многих выпускников интерната, что обусловлено и тенденциями социальной политики и особенностями педагогической позиции по отношению к воспитанникам интерната;
нарушения процесса самоидентификации в силу того, что воспитанники интерната ограничены кругом социального взаимодействия [3, с.24].
[...]
Выводы
результаты проведенного исследования
позволяют говорить о том, что, у большинства выпускников интернатных
учреждений, принимавших участие в исследовании, не достаточно высокий уровень
адаптации, что выражается в нарушении эмоционального состояния
(раздражительность, тревожность), в проблемах включения в новые коллективы, в
сложностях установления межличностных контактов.
1 Акименко, А.К. Понятие адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса / А.К. Акименко // Адаптация личности в современном мире: сборник научных трудов. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2011. – Т. 3. – С. 5-18.
2 Долгова, В.И. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности / В.И. Долгова, Е.А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5. – С. 30–34.
3 Социализация воспитанников интернатных учреждений: учебное пособие / под ред. Г.Д. Простак, Г.И. Руденкова. – Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2007. – 79 с.