АКТ РОЖДЕНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ НОВОРОЖДЕННОСТИ
ОНТОГЕНЕЗ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
АКСЕЛЕРАЦИЯ
ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АКТ РОЖДЕНИЯ
Каждый человек имеет индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Прежде всего это наследственность – черты, унаследованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает [1].
Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, происходит во все периоды жизни – от зачатия до смерти. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: созревание, зрелый возраст и старение.
В онтогенезе человека выделяют два периода: до рождения (внутриутробный, пренатальный) и после рождения (внеутробный, постнатальный). Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, зародыш (эмбрион) располагается в теле матери. В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называется эмбриональным, а организм будущего человека – эмбрион (зародыш). Начиная с 9-й недели, когда уже начали обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период – плодным [3].
Акт рождения является переходом от внутриутробных условий к внеутробным и обозначается как критический период. Для наступления самого акта рождения необходимо накопление плодом достаточной энергии, чтобы продвигаться по родовым путям матери, а также включение функции блуждающего нерва, обеспечивающего деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Целый ряд изменений должны произойти в организме ребенка в связи с прекращением плацентарного кровообращения и переходом на легочное дыхание, самостоятельное кровообращение, пищеварение и т.д. [1].
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ НОВОРОЖДЕННОСТИ
Период новорожденности начинается с момента перерезания пуповины и продолжается28 дней, или 4 недели.
Период новорожденности – это самый ответственный период для адаптации ребенка к условиям внешней среды. По рекомендации экспертов Всемирной Организации Здравоохранения сразу после рождения очень важно осуществить процедуры, укрепляющие связь между матерью и новорожденным: 1) положить ребенка на живот матери; 2) приложить новорожденного к груди матери в родильном зале; 3) обеспечить совместное пребывание матери и ребенка в послеродовой палате. Эти меры позволяют значительно облегчить первый этап адаптации новорожденного к внеутробной жизни, а также улучшить физическое и психологическое состояние родильницы [4].
В периоде новорожденности различают ранний неонатальный период – от момента перевязки пуповин до конца 7-8 суток жизни ребенка (всего 168 часов) и поздний неонатальный период – с 8-го по 24-28 день жизни.
Ранний неонатальный период – это самый ответственный для адаптации новорожденного отрезок жизни, период приспособления жизненно важных систем к внеутробному существованию. В нем отмечаются следующие моменты наибольшего напряжения реакций адаптации: 1) первые 30 минут жизни – острая респираторно-гемодинамическая адаптация; 2) период от 1 до 6 часов – синхронизация основных функциональных систем организма; 3) на 3-4-е сутки внеутробной жизни – напряженная метаболическая адаптация в связи с переходом на лактотрофный тип питания и анаболический тип обмена веществ [4].
ОНТОГЕНЕЗ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Онтогенез – период индивидуального развития организма с момента зачатия и до смерти [5].
В процессе онтогенеза в организме происходят морфологические, биохимические и физиологические изменения, которые в большей степени обусловлены влиянием наследственных факторов, для регуляции проявления которых необходимы определенные условия окружающей среды.
Онтогенез является частью филогенеза − всей истории развития данного класса, вида живых организмов (для человека, млекопитающих, приматов). В онтогенезе человека в полной мере проявляется свойственное всему живому на земле диалектическое единство консерватизма наследственности, обеспечивающего устойчивость видовой организации, и изменчивости под влиянием конкретных условий существования [1].
В генотипе человека запрограммированы определенные границы возможных отклонений скорости возрастного развития и дефинитивных размеров тела.
Фенотип же формируется под влиянием окружающей среды, которая определяет уровень осуществления генетического потенциала роста и развития. При этом имеет место неодинаковая соотносительная значимость наследственных и средовых факторов в различные периоды роста и развития организма человека: роль наследственности повышается от периода новорожденности к препубертатному, снижается во время полового созревания, затем вновь повышается, пубертатный период характеризуется усилением влияния факторов внешней среды [5].
АКСЕЛЕРАЦИЯ
Акселерация – это ускоренное биологическое развитие всех органов и систем, всех показателей физического развития.
Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки [1].
Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.
В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят, как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния [1].
До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.
ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость – определяется физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, уровнем умственной работоспособности. Под готовностью ребенка к систематическому обучению понимают тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования обучения не будут являться для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости, оно должно проводиться в два этапа:
• первое – в октябре-ноябре года предшествующего поступлению ребенка в школу;
• повторное – в апреле-мае перед поступлением в школу.
В настоящее время имеется целый ряд методов своевременной и правильной оценки уровня функциональной зрелости детей. Исследования показали, что в 6,5 лет «школьно-незрелых» детей насчитывается 32 %, к 7 годам – 13 %, к 8 годам – 2 %. Одним из наиболее распространенных тестов для оценки школьной зрелости является тест Керна в модификации Ирасека. Он включает 3 задания:
1) рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице – глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);
2) графическое копирование фразы из трех коротких слов (ей дан чай);
3) срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.
1. Айзман, Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2012. - 392 c.
2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010 – 384 с.
3. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей / С.И. Гальперин – М.: Просвещение, 1965 – 243 с.
4. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма / Н.Н. Леонтьева – М.: Просвещение, 1976 – 239 с.
5. Матюшонок, М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков / М.Т. Матюшонок – Мн.: Выш. школа, 1980 – 288 с.
6. Чабовская, А.П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста / А.П. Чабовская – М.: Просвещение, 1971 – 192 с.