7) Раскройте структурные уровни, специфику динамической организации бытия
17) Раскройте значение деятельности в жизни человека
27) Раскройте понятие деятельности и социального действия личности
37) Опишите полезные культурные образцы в поведении личности и групп людей
47) Раскройте происхождение государства, его основные признаки, функции, формы правления и устройства
Список использованных источников
7)Раскройте структурные уровни, специфику динамической организации бытия
Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий «движение», «развитие» и «покой».
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения: физическую, химическую, биологическую, социальную и духовную.
Категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Существуют две тенденции развития – прогресс (появление новых элементов внутри системы и усложнение их взаимосвязей, совершенствование) и регресс (упрощение связей, ухудшение системных качеств, деградация).
Категория покой фиксирует относительную устойчивость и определенность всякого сущего.
Пространственная организация бытия обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Временная организация бытия указывает на свойства вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.
К основным свойствам пространства обычно относят:
– размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (например, длина, ширина, высота вещи). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности;
– изотропность– свойство равенства всех пространственных измерений.
К основным свойствам времени обычно относят:
– необратимость – способность процессов развертываться лишь в одном направлении.
В истории сложились две основные концепции пространства и времени:
1)субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон). Пространство и время рассматриваются как особые самостоятельные сущности, при этом пространство предстает как абсолютная пустота, а время – как бесконечный поток событий и состояний;
2)реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Пространство и время рассматриваются не как особые самостоятельные сущности, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты. В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля и т.д.).
17) Раскройте значение деятельности в жизни человека
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Одним словом, деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Одним из величайших достижений марксистской психологической науки является положение о единстве сознания и деятельности человека.
Критикуя идеалистическое понимание сознания, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин убедительно показали, что не только в историческом,- но и в онтогенетическом процессе невозможно рассматривать проблему формирования сознания и становления личности вне отношения к деятельности этой личности.
Деятельность – это осознанное, целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека. Итак, человеческой деятельностью движет стремление удовлетворить потребности человека.
Деятельность играет важнейшую роль в жизни общества. Дело в том, что деятельность служит для:
1. Удовлетворения потребностей
2. Мотивирует на достижение жизненных целей
3. Необходима для самосовершенствования
4. Необходима для самопознания
Деятельность - это двигатель жизни. Пассивный человек не может жить полноценно. Только активная деятельность побуждает человека к развитию.
Деятельность детерминируется общественно - историческими условиями. Человек не может отделить свою деятельность от окружающей его жизни, требований общества, в котором он живет. И деятельности его прибредает различный характер в зависимости от требований общества.
Необходимые условия человеческой деятельности - психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.
27) Раскройте понятие деятельности и социального действия личности
Социальная деятельность — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.
Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам:
1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности;
2) действие, направленное на их стабилизацию;
3) действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности;
4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему.
Любая деятельность включает четыре взаимосвязанных подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно-регулятивную (диспозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставлен ной цели); объективно-результативную (результаты деятельности).
37) Опишите полезные культурные образцы в поведении личности и групп людей
Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер. Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. Даже высочайшие произведения искусства, созданные, но утраченные людьми, перестают быть феноменом культуры до тех пор, пока их вновь не коснется одухотворяющая все деятельность человека. Более того, культура как таковая, культура всей своей чистоте, подлинности существует только в актах деятельности человека или по созданию, воссозданию объектов, преобразующих внешнюю среду (т.е. предметов материальной культуры), или же в актах по преобразованию внутренней природы самого человека (такие акты и образы можно отнести к духовной культуре личности).
Сложная взаимозависимость личности и социума, личности и культуры обуславливает одну из главных качеств личности - её уникальность.
"Личность - "внутренняя социальность раскрывающая в себе все проявления культуры человечества". При этом пред нами всегда будет не просто человек, а "коллективный человек" (К.Г. Юнг), не личность, - а коллективная личность. Личность и культура соотносятся как субъект и объект культуры (соотношение может меняться на противоположное). Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.
Личность вбирает в себя, стягивает в одной точке "Я" все те социальные отношения, на которых основывается современное ей общество. Она не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной жизнедеятельности. Личность как таковая существует лишь в системе реальных человеческих взаимоотношений через вещи, слова, поступки, объекты культуры, составляющие как бы единый организм. В такой "организм" может быть объединена или социальная группа, или этнос, или всё человечество. Личность опосредованно, через бесконечное количество отношений, каждый индивид на земном шаре реально связан с каждым другим, даже с тем, с которым он никогда непосредственно не входил и никогда не войдет в контакт. И эти связи становятся реальными в том случае, если человек владеет общими для всех людей формами социальной жизнедеятельности. Чем больше особенных форм жизнедеятельности осваивает индивид в своем развитии, тем более крупной оказывается личность этого человека, тем большее влияние оказывает она на других людей. Личность и культура выступают как две принципиальных формы существования духовности. Создается своеобразный банк культурных ценностей, которые могут быть востребованы и реализованы только субъектом, их создавшим: личностью. Вне личности культурная информация мертва, без личности её просто не может быть. Чтобы познать человека - надо познать культуру, а чтобы познать культуру, надо познать человека. В итоге личность и культура соотносятся как субъект и объект. Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.
47) Раскройте происхождение государства, его основные признаки, функции, формы правления и устройства
Государство, прежде всего, рассматривается как организация политической власти, существующая в определенной стране.
Аристотель утверждал, что государство — это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. Позднее представители классовой теории основывались на том, что государство — это всегда диктатура господствующего класса.
Государство — это политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
В.М. Корельский выделяет следующие признаки государства:
1. территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах;
2. публичная (государственная) власть;
3. государственный суверенитет;
4. неразрывная связь государства и права
В.Н. Хропанюк выделяет следующие признаки государства:
1. государство представляет собой единую территориальную организацию власти в масштабе всей страны;
2. государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности;
3. государство организует общественную жизнь на правовых началах;
4. государство представляет собой суверенную организацию власти
Основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение в управлении обществом, называются функциями государства.
В функциях государства выражается, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.
1. Философия: учеб. Пособие / Я.С. Яскевич [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – 2-е издание., перераб. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 494 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М, 2004.
3. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.
4. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 т. Т.2. - М.: Политиздат, 1989.
5. Шанц, Е.А. Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск №02. – URL: https://cyberleninka.ru/
6. Научная статья, Митрюшин, С.А. : Понятие «социальное поведение» в социологической науке. – URL: https://cyberleninka.ru/
7. Андреев А.Н., Культурология. Личность и культура. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160с.
8. Корельский В.М. Теория государств и права: учебник для вузов. / Под общ. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. — М.: Норма, 2005. — 496 с.
9. Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. − М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. − 384 с.