Ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков»
по дисциплине: «Психология»
2021
251.00 BYN
Ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике
«Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты упражнений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты упражнений.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «механизмы психологической защиты», этапы их развития в онтогенезе
1.2 Основные виды и функции механизмов психологических защит
1.3 Особенности развития психологической защиты у подростков
1.4 Агрессивное поведение подростков как проявление психологической защиты
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования механизмов психологической защиты
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Цель, задачи коррекционной программы
3.2 Результаты проведенной программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может сказаться отрицательно на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, которые впоследствии могут проявиться в обществе.
Актуальность проблемы психологической защиты личности обусловлена интересом к ней мировой психологии, а также значимостью для личности, постоянно вступающей в отношения с окружающим миром в процессе своей жизнедеятельности.
Интерес психологической науки к разработке проблемы психологической защиты личности подтверждается многочисленными работами ученых. Исследованию данной проблемы посвящены работы отечественных авторов – Ф.В. Бассина, Р.М. Грановской, Г.В. Грачева, Л.Р. Гребенникова, Е.Л. Доценко, В.Г. Каменской, И.М. Никольской и др.; а также работы зарубежных авторов – Г. Келлермана, Э.И. Киршбаума, Х. Конте, Р. Лазаруса, Р. Плутчика, А. Фрейд, З. Фрейда, Н. Хаан, В.А. Штроо и др.
Изучение психологической защиты личности представляется интересным и важным, так как именно эта личностная особенность отражает адекватность восприятия и умение решать личностные и профессиональные проблемы. Это дает основание рассматривать проблему психологической защиты личности как одну из актуальных задач.
Цель исследования: изучить ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
Объект исследования: механизмы психологической защиты.
Предмет исследования: ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «механизмы психологической защиты», этапы их развития в онтогенезе
В психологической науке существуют различные взгляды на феномен психологической защиты. Термин «защита» применялся З. Фрейдом для описания борьбы «Я» против болезненных или субъективно невыносимых аффектов и мыслей. С течением времени этот термин был заменен на понятие «вытеснение». Фрейдом были описаны многочисленные механизмы защиты, которые позволяют психике поддерживать равновесие, состояние внутреннего психологического комфорта посредством искажения представлений о себе, о собственном поведении. Защитный механизм рассматривался психологом в качестве специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с внутренним конфликтом [45 с. 52].
По З. Фрейду, защитные механизмы являются врожденными и запускаются в ситуациях экстремального характера, выполняя функцию преодоления внутреннего конфликта (конфликта подструктур личности Ид и Супер-Эго). Этот конфликт вызывает тревогу, нейтрализация которой происходит через блокировку или искажение нежелательной информации психологическими защитами. Также З. Фрейд отмечал, что механизмы психологической защиты являются реакцией бессознательной части «Я». За счет функционирования психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное психическое благополучие. Неразрешенные проблемы личности становятся хроническими, т.к. индивид лишает себя возможности активно влиять на ситуацию с целью устранения источника отрицательных переживаний [45, с. 64].
В своей работе «Психология Я и защитные механизмы» Анна Фрейд рассматривает психологические защиты в качестве одного из механизмов адаптации и интеграции личности. По А. Фрейд, механизмы психологической защиты являются бессознательными, приобретенными в ходе развития личности пути достижения «Я» компромисса между противостоящими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты преследуют цель уменьшения тревоги, вызванной внутриличностным конфликтом [46, с. 36].
Согласно А. Фрейд, выделяются следующие этапы развития механизмов защиты «Эго»: предстадия защиты (конец первого года жизни); механизмы проекции и интроекции (от одного года до двухлетнего возраста); механизмы вытеснения и интеллектуализации (от двух до трехлетнего возраста); механизмы реактивного образования и сублимации (от трех до пятилетнего возраста). Также А. Фрейд пришла к тому, что некоторые механизмы психологической защиты не будут зависеть от стадии развития психики. Определенные из них «запускаются» только лишь на определенном этапе защиты «Эго». При этом, полярность защитных механизмов не является показателем об одновременности их образования [46, с. 71].
Итак, с позиций психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд), защитные механизмы отражают бессознательную деятельность «Я», которая начинает функционировать, когда «Я» подвергается чрезмерной, угрожающей для него активности побуждений и соответствующих им аффектов со стороны «Оно», «Сверх-Я» или внешнего мира. Уменьшая тревогу, которая вызвана внутренним конфликтом, «Я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности путем использования защитных механизмов. К. Роджерс рассматривал механизм психологической защиты как механизм сохранения Самости (модели осознанного Я-Образа личности), снятие которого возможно через эмпатию и безусловное принятие личности окружающими. С точки зрения В. Франкла, индивид структурирует свою деятельность в соответствии с поиском смысла жизни. Неудача в поиске может привести к депрессиям, душевным расстройствам и, как результат, к неврозу. В процессе поиска психологическая защита является не адаптирующим, а дезорганизующим личность механизмом [46, с. 257].
Р. Мэй установил, что отсутствие запретов приводит к большей вероятности возникновения неврозов. Прямая связь свободы человека с его ответственностью и влияние абсолютной свободы одного человека на зависимость другого стали причиной формирования защитного механизма «бегство от свободы». По наличию чувства комфорта оценивается результат данной защиты. Другим психологическим механизмом, который открыл Р Мэй, был механизм «бегство от собственного «Я», также известный как «уход от сознательной экзистенциальной тревоги». Этот механизм используется как уход от осознания потери смысла жизни [46, с. 259].
Представить эгопсихологии X. Харманн полагал, что защитные механизмы «Я» могут одновременно выступать в качестве контроля над влечениями, так и средством приспособления к окружающей действительности. Позже было подтверждено положение об адаптивной ценности механизмов защиты как специфического равновесия между человеком и средой [18, с. 218].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация исследования
Цель исследования: определить ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей защитных механизмов испытуемых личностей.
2. Проанализировать качественно и количественно результаты исследования.
3. Провести программу профилактики агрессивного поведения у подростков.
Выборка: в исследовании принимало участие 60 человек в возрасте от 14 до 16 лет.
Для проведения исследования использовалась следующая диагностическая методика: Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.
Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика.
Цель методики: диагностика уровней различных механизмов психологической защиты. Методика содержит 92 вопроса, состоит из 8 шкал, соответствующих основным защитным механизмам, выделенным Р. Плутчиком. При помощи данной методики можно диагностировать проявление следующих механизмов психологической защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, гиперкомпенсация, рационализация. Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные выше утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале.
Опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса – А. Дарки.
Цель: выявить у старших подростков признаки агрессивного поведения.
А. Басс, изучивший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
3.1 Цель, задачи коррекционной программы
Программа профилактики агрессивного поведения у подростков.
Цели программы:
1. Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.
2. Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
3. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
Задачи:
1. Воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
2. Эффективно взаимодействовать, общаться.
3. Справляться со стрессом.
4. Делать выбор и принимать решения.
Терминология – в быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
Методы:
• Дискуссия, обсуждение.
• Работа в парах.
• Рисунок.
• Психологическая игра.
• Работа в малых группах.
• Визуализация.
• Интерактивные игры
• Организационные условия проведения занятий
Программа предназначена для работы с подростками с 14 до 16 лет; оптимальная численность группы – 10-12 человек; продолжительность занятий – 60 минут. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 10 занятий.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под психологической защитой понимается система механизмов, которые направлены на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, ставящих под угрозу целостность личности. Психологическая защита по своим проявлениям является формой бессознательной психической активности, которая формируется в онтогенезе на основе взаимодействия типологических свойств с индивидуальным, конкретно-историческим опытом развития личности.
Основными функциями психологической защиты выступают: установление эмоционального комфорта, предупреждение нарушения целостности личности, сохранение психологической стабильности, разрешение внутриличностного конфликта, формирование адаптационных форм поведения, интегральная регуляция деятельности личности. Основными защитными механизмами являются: отрицание, вытеснение, регрессия, замещение, реактивные образования, компенсация, проекция, рационализация.
Агрессивное поведение в некоторых случаях может служить проявлением работы защитных механизмов и служить сигналом к усилению психологической защиты. Ее функция – «ограждать» сферу сознания от негативных, травмирующих переживаний.
Агрессивное поведение распространено в детстве и подростковом возрасте. Кроме того, агрессивное поведение выполняет несколько важных функций в процессе социализации молодых людей. Обычно это освобождает людей от страха, помогает защитить их интересы, защищает от внешних угроз и способствует адаптации.
Смысложизненная концепция подростков с агрессивными выражениями характеризуется бедностью и своеобразием ценностных ориентаций, более низким уровнем понимания смысла жизненных ориентаций и тенденциями к внешней локализации контроля. Предпочтение материальных ценностей по сравнению неагрессивными сверстниками, для которых характерна выраженность ценности «счастливой семейной жизни».
Цель нашего исследования – определить ведущие механизмы психологической защиты у агрессивных подростков.
1. Абрамова, Г.С. Психология только для студентов / Г.С. Абрамова. – М.: ПЕР СЭ 2001. – 271 с.
2. Антонова, Е. В. Механизмы психологической защиты подростков / Е. В. Антонова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 5. – С. 19–20.
3. Бассин, Ф. В. Проблема психологической защиты / Ф. В. Бассин, М. К. Бурлакова, В. Н. Волков // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 79–86.
4. Богомаз, С.Л. Психологическая защиты личности: методология, механизмы, инструментарий // Общественные и гуманитарные науки. Психология. – 2008. – №.7. – С. 228-254.
5. Богомолов, А. М. Структурно-динамическая модель системы психологической защиты личности / А. М. Богомолов, А. Н. Портнова // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 3. – С. 27–29.
6. Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С.А. Будасси. – М., 2008. – 351 с.
7. Ветров, Р. Ю. Психологическая защита личности / Р. Ю. Ветров // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2012. – № 1. – С. 106–114.
8. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – Спб.: Питер, 2009. – 336 с.
9. Вышинская, Е. Г. Проблема психологической защиты личности в отечественной и зарубежной психологии / Е. Г. Вышинская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2006. – № 5. – С. 61–65.
10. Ганеева, А. А. Особенности проявления механизмов защиты подростков в конфликтных ситуациях, в зависимости от социально-психологического типа личности / А. А. Ганеева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 2. – С. 152–156.
11. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская – СПб. : Речь, 2007. – 297 с.
12. Гребенников, Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Под ред. Гребенникова Л.Р. – Мытищи: Талант, 2007. – 144 с.
13. Егорова, Л. Х. Особенности психологических механизмов защиты на разных этапах онтогенеза в период социальной нестабильности / Л. Х. Егорова // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 272-276.
14. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
15. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения / Отв. ред. Н. П. Павлова. – Череповец, 2013. – С. 84–86.
16. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В. Г. Каменская. – СПб. : Питер, 2004. – 287 с.
17. Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2006. – 280 с.
18. Киршбаум, Э. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. – СПб. : Питер, 2005. – 233 с.
19. Ковалева, Е.Б. Психологическая защита у детей. Диагностика и коррекция / Е.Б. Ковалева, Г.Я. Кудрина. – Иркутск: ИГПУ, 2001. – 85 с.
20. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г. С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 42-48.
21. Кружкова, О. В. Психологические защиты личности / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. – Екатеринбург : Изд-во Росгоспрофпедуниверситет, 2006. – 153 с.
22. Крюкова, Т. Л. Методы изучения совладающего поведения : три копинг-шкалы / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Свет, 2007. – 60 с.
23. Кувшинова, Т. И. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с акцентуациями характера у студентов / Т. И. Кувшинова, Ю. А. Кувшинов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 11-17.
24. Лазарева, Е. Ю. Особенности агрессивных проявлений у подростков с различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности / Е. Ю. Лазарева, Е. Л. Николаев // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. – № 2. – С. 21-31.
25. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970. – 132 с.
26. Лапкина, Е. В. Психологическая защита и совладание : защитная система личности / Е. В. Лапкина // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2011. – № 2. – С. 232-236.
27. Лифшиц, М. В. Эмпирическое исследование типологических особенностей характера / М. В Лифшиц // Акмеология. – 2013. – № 2. – С. 50–53.
28. Маклаков, А. Н. Общая психология / А. Н. Маклаков. – СПб. : Питер, 2003. – 592 с.
29. Налчаджян, А.А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 395–481.
30. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2000. –507 с.
31. Носов, С.С. Психологический пол в динамической системе психической адаптации / С.С. Носов, Н.В. Дворянчиков // Сексология и сексопатология. 2004. – № 1. – С.68.
32. Олевская, И. З. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / И. З. Олевская. – Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2015. – 120 с.
33. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
34. Петросянц, В. Р. Особенности проявления механизмов психологической защиты студентов-психологов в вузе в зависимости от жизнестойкости / В. Р. Петросянц // Известия Саратовского университета. – 2016. – Вып. 3. – С. 250-254.
35. Подольская, И. В. Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития / И. В. Подольская // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2008. – № 2. – С. 47–52.
36. Рассудова, Л.А. Механизмы преодоления деструктивных психологических защит учащихся образовательных учреждений закрытого типа: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2013. – 223 с.
37. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2002. – 432 с.
38. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Электронный ресурс] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – г. Мытищи.: Издат. «Талант», 1996. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2798596/.
39. Скиба, Н.В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Скиба. – Курск, 2006. – 20 с.
40. Собенников, В. С. Психологическая защита / В.С. Собенников, Е. Е. Ясникова. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 28 с.
41. Соловьева, А. В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте / А. В. Соловьева // Вестник КГУ. – 2007. – № 2. – С. 159–163.
42. Субботина, Л. Ю. Психология защитных механизмов личности / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : ЯрГУ, 2013. – 452 с.
43. Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» «Life style index» (LSI) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте, адаптация Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников) // Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. – Мытищи, 1996. – С. 125-130.
44. Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / Т. В. Тулупьева. – Москва, 2001. – 29 с.
45. Фрейд З. Психика: структура и функционирование / З. Фрейд ; пер. с нем. А.М. Боковиков. – М.: Академический Проект, 2007. – 230 с.
46. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ / А. Фрейд. – СПб.: Питер, 2018. – 160 с.
47. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2011. – 607 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике
«Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты упражнений.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспекты упражнений.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты