Введение
1 Теоретические основы профилактики вовлечения старшеклассников в деструктивные неформальные объединения
1.1 Неформальные молодежные объединения деструктивной направленности как объект социально-педагогической работы
1.2 Формы и методы профилактики вовлечения старшеклассников в деструктивные неформальные молодежные объединения
1.3 Психолого-педагогические особенности личности лиц раннего юношеского возраста
2. Эмпирическое исследование по выявлению склонности интереса старшеклассников к деструктивным неформальным объединениям
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.2.1 Анализ результатов эмпирического исследования по методике «Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана»
2.2.2 Анализ результатов исследования по методике «Ценностный опросник М. Шварца»
2.2.3 Анализ результатов исследования по анкете «Особенности отношения старшеклассников к неформальным молодежным объединениям»
2.3.4 Анализ результатов исследования по авторским методикам
3. Программа профилактики вовлечения старшеклассников в деструктивные неформальные объединения
3.1 Характеристика программы
3.2 Ход и результаты частичной апробации программы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Аверин, В.А. Психология детей и старшеклассников: учеб. пособие / В.А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – СПб. : изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Айзенштадт, С. От поколения к поколению: возрастные группы и социальная структура / С. Айзенштадт. – Нью-Йорк, 1964. – 295 с.
3. Можаева, М.В. Социально-психологические особенности старшеклассников, склонных к вовлечению в деструктивные неформальные молодежные объединения. / Е.А. Бай, М.В. Можаева. // Веснік Брэсцкага універсітэта. – 2018. – №1. – С.159-167
4. Башкатов, И.П. Психология неформальных молодежных групп / И. П. Башкатов. − М: Информпечать, 2000. − 335 с.
5. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход /С.А. Беличева. – М. : редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.
6. Битянова, М.Р. Психология новой эры: большие и малые группы / М. Р. Битянова// Школьный психолог. – 2000. – №2. – С. 9 – 14.
7. Блохина, М.В. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография / М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев. – Тверь: ТГТУ, 2004. – 128 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Просвещение, 1968. – 464 с.
9. Брейк М. Сравнительная молодежная культура / пер. с англ. Е. Омельченко // Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – 278 с.
10. Васильева, Л.П. К вопросу оценки адаптации старшеклассников в процессе профессионального обучения / Л.П. Васильева // Социальная работа. – 2007. – №1. – С. 25 – 27.
11. «Государственная молодежная политика в Республике Беларусь: материалы семинара-практикума педагогических работников студенческого городка БГУ» / Белорусский государственный университет. Студенческий городок. – Минск: Издательский центр БГУ, 2007. – 59 с.
12. Громов, Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы / Д. В. Громов // Этнографическое обозрение. − 2008. − № 1. − С. 3 − 7.
13. Громов, И.А. Культура как предмет социально-философского познания / И. А. Громов, Г. В. Стельмашук. − СПб. : ЛГУ,2004. – 155 с.
14. Егорова, Т.В. Социально-педагогическая работа с молодежью неформальных объединений экстремистской направленности (на материале Германии): Монография / Т. В. Егорова. – Владимир: Неон, 2007. − 163 с.
15. Егорова, Т.В. Воспитательно-профилактическая работа с старшеклассниками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях / Т.В. Егорова // Педагогическое образование и наука. − 2010. − № 1. − С. 38 − 43.
16. Залужный, А.С. Социальная психология. Развитие коллектива / А.С. Залужный. – Л.: Госиздат, 1931. – 144 с.
17. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М. :Профиздат, 1990. – 224 с.
18. Иванов, Г.И. Современные проблемы молодежного экстремизма в Российской Федерации: состояние и тенденции развития: Материалы круглого стола / Г.И. Иванов. − М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 198 с.
19. Клейберг, Ю.А. Основы психологии социальной работы с девиантными старшеклассниками /Ю.А. Клейберг, И.О. Ганченко. – Краснодар: краснодар. ун-т МВД России, 2007. – 416 с.
20. Колобов, О.А. Национал-экстремистские молодежные организации: история и современность: монография / О. А. Колобов, Ю. П. Сентюрин. – Н. Новгород: изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2007. – 113 с.
21. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 252 с.
22. Корецкий, Д.А. Криминальная субкультура и её криминологическое значение / Д.А. Корецкий, В.В. Тулегенов. – СПб., Центр-Пресс. 2006. – 768 с.
23. Косарецкая, С.В. Неформальные объединения молодежи: Профилактика асоциального поведения / С.В. Косарецкая. – СПб.: КАРО, 2006. – 400 с.
24. Кофырин, Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н.В. Кофырин // Cоцис. – 1991. – № 1. – С. 82 − 86.
25. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В.Т. Лисовского. − СПб. : изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
26. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студентов вузов / Московский гос. соц. университет. – М.: Академия, 2002. – 258 с.
27. «Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения» / Н.С. Шпак, С.Д. Лаптенок / Под ред. Лаптенка С.Д. – Минск: ИСБИ, 2004. – 341 с.
28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
29. Мухина, Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.К. Мухина. – Смоленск: 2008. – 25 с.
30. Нечаев, С.А. Система педагогической работы с старшеклассниками из неформальных молодежных объединений в образовательном учреждении: автореф. дис. …канд. пед. наук / С.А. Нечаев. – Смоленск: Форум, 2009. – 23 с.
31. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д.В. Ольшанский. – М.: Педагогика, 1990. − 245 с.
32. Политические партии и общественные объединения Республики Беларусь накануне парламентских выборов 2004 года. – Минск: ИСПИ при Администрации Президента РБ, 2004. – 42 с.
33. Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности старшеклассников и юношей / И.С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. – 1983. – №2. – С. 52–68.
34. Ремшмидт, Х.М. Старшеклассниковый и юношеский возраст / Х.М. Ремшмидт. – М. : Логос, 2001. – 383 с.
35. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. Пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2001. − 460 с.
36. Сорин, А.В. Формирование стратегий межличностного познания как фактор личностного развития старшеклассников [Электронный ресурс] / А.В. Сорин // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – Режим доступа: http://psystudy.ru.
37. Степанцева, О.А. Субкультура геймеров в контексте информационного общества: автореф. дис. канд. культ. наук / О.А. Степанцева. – СПБ: Питер, 2007. – 27 с.
38. Тарасов, А.Н. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции – новый тип оппозиции / А.Н. Тарасов // Век. − 2000. − № 42. – С. 11 − 18.
39. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М. : изд-во «Дашков и К», 2015. − 272 с.
40. Хухлаев, Д. Субкультура: значение стиля / Д. Хухлаев. – М.: Академия, 1981. – 312 с.
41. Червоненко, В. Молодежное движение Беларуси: состояние и перспективы // Беларусь: молодежь, политика и европейская перспектива. Сборник аналитических материалов / В. Червоненко. – Мн., Смоленск: ОАО «Неопринт», 2005. – С. 6-15.
42. Шацкий, С.Т. Годы исканий / С.Т. Шацкий. – М. Академия, 2011. – 258 с.
43. Толстых, А. В. Подросток в неформальной группе / А. В. Толстых. – М. : Знание, 1991. – 79 с.
44. Ярош, В.П. Неформальные молодежные объединения / В.П. Ярош. – Мн.: Асвета, 2015. – 258 с.