Иррациональные убеждения как фактор субъективного неблагополучия
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Диплом
на тему: «Иррациональные убеждения как фактор субъективного неблагополучия»
по дисциплине: «Психология»
2022
251.00 BYN
Иррациональные убеждения как фактор субъективного неблагополучия
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные данные испытуемых по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты однофакторного дисперсионного анализа.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы исследования проблемы субъективного благополучия и иррациональных убеждений личности
1.1. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия личности
1.2. Теоретические подходы к пониманию иррациональных убеждений личности
1.3. Влияние иррациональных убеждений на субъективное неблагополучие личности
2. Эмпирическое исследование иррациональных убеждений как фактора субъективного неблагополучия личности
2.1. Описание психодиагностических методик и выборки исследования
2.2. Оценка взаимосвязи иррациональных убеждений и субъективного неблагополучия личности
2.3. Оценка влияния иррациональных убеждений на формирование субъективного неблагополучия личности
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы иррациональных убеждений личности как фактора субъективного благополучия обусловленасоциальными и экономическими изменениями, усилением динамики жизни в целом, изменениями критериальных оценок жизнедеятельности человека в обществе. Быстро изменяющиеся условия социального взаимодействия требуют от человека развитых навыков гибкого восприятия событий, ухода от стереотипного мышления. От человека требуются выраженные усилия для социальной адаптации, при этом его внутренние убеждения могут, как облегчать, так и затруднять этот процесс.
Субъективное благополучие – это психологический феномен, который олицетворяет естественное стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению счастья. С одной стороны, субъективное благополучие – феномен, целиком относящийся к внутренней системе личности, внутренний критерий адаптированности в социуме, с другой – оно основано на объективных социальных установках, влияет на внешнее поведение индивида и таким образом является объективным критерием качества самой жизни. Анализ переживания благополучия или неблагополучия отдельным индивидом в основном связан с оценкой его состояния. В последнее время на первый план выходит потребность изучения личностных и социально-психологических детерминант благополучия.
Разработке проблемы субъективного благополучия личности посвящены работы Н.М. Брадбурна, Э. Динера, К. Рифф и др., в отечественной психологии - работы Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, А.Е.Созонтова, П.П. Фесенко и др., в то же время эта проблема по-прежнему остается одной из мало разработанных как в зарубежной, так и в отечественной науке. Другая составляющая исследования – иррациональные убеждения личности – разрабатываются в рамках рационально-эмотивного подхода. Иррациональные убеждения провоцируют развитие отрицательных эмоций (депрессии, тревожности, чувства вины), они затрудняют постановку целей и не способствуют ее достижению, являются фактором непродуктивных форм поведения (избегание, саморазрушающее поведение). Поэтому иррациональные установки имеют негативное значение в социальной адаптации личности.Следует отметить, что единой теории влиянияиррациональных установок на субъективное благополучие личности сегодня нет: не ясна точная взаимосвязь данных феноменов. Это и обуславливает актуальность изучения иррациональных установок как психологического феномена и как фактора субъективного неблагополучия личности.
Таким образом, объектом исследования выступает субъективное благополучие личности.
Предмет исследования: иррациональные убеждения как фактор субъективного неблагополучия.
Цель исследования: изучить влияние иррациональных убеждений на субъективное неблагополучие личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать подходы к изучению субъективного благополучия личности в современной психологии.
2. Проанализировать и систематизировать подходы к изучению иррациональных убеждений.
3. Провести эмпирическое исследование и выявить влияние иррациональных установок на субъективное благополучие личности.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучение взаимосвязи между иррациональными убеждениями и субъективным благополучием может быть использована в работе практических психологов, направленной на развитие личностного адаптационного потенциала, а также позволяет более целенаправленно проводить психодиагностическую и психокоррекционную работу.
Научная новизна исследования заключается в изучении иррациональных убеждений как фактора субъективного неблагополучия личности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
1.1. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия личности
Субъективное благополучие человека как объект научного исследования широкое распространение в западной психологии получило лишь во второй половине ХХ века. Однако его критерии были обширными и разнообразными. Помимо этого, часто использовалось повседневное понимание благополучия, несмотря на тот факт, что в практической реализации оно было ограничено, так как надежных теоретически разработанных определений благополучия не существовало.
Н. Брэдберн является основоположником теоретической основы для понимания психологического. Согласно Брэдберну, для того, чтобы описать этот феномен, необходимо оперирование признаками, отражающими состояние таких чувств как счастье или несчастье, а также субъективное ощущение общей удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью.
Взгляды Н. Брэдберна на природу и структуру личного благополучия получили широкое признание в научном сообществе. Кроме того, ученым был разработан метод под названием «Шкала баланса аффекта», который и до сих пор широко применяется в научных исследованиях, направленных на изучение психологического благополучия. [6, с.15].
Исследования субъективного благополучия породили многообразие подходов к определению содержания этого понятия. В психологии нет единого общепризнанного определения понятия «субъективное благополучие». Анализируя существующие подходы, можно сделать вывод, что данное понятие характеризует область переживаний и состояний, свойственных здоровой личности.
В самом общем виде «психологическое благополучие» обозначает состояние и особенности внутреннего мира человека, определяющие переживание благополучия, а также поведение, производящее и проявляющее ситуативное благополучие.
Согласно Коломинскому Я.Л.: «Субъективное благополучие – это понятие, которое выражает собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, которые имеют для него большое значение, в плане усвоения нормативных представлений о внешней и внутренней среде и при этом характеризуется чувством полной удовлетворенности» [10, с.43].
Субъективное благополучие, как считал Линч М., является интегральным социально-психологическим образованием. Согласно ученому, субъективное благополучие образовано двумя составляющими: отношением человека к своей жизни и самому себе. Также в его состав входят различные компоненты, а именно:
1) когнитивный;
2) эмоциональный;
3) конативный [12, с.137].
В настоящее время существует две группы подходов, которые позволяют исследовать данный феномен, а именно: гедонистический и эвдемонистический подходы [18].
Первый подход к исследованию феномена психологического благополучия определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия. Созонтов А.Е. под удовольствием понимал: «Телесное, так и удовлетворение от достижения значимых целей» [18].
Сторонники этого подхода под общим показателем субъективного благополучия понимают «переживание счастья» или «психологическое благополучие» человека.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОРА СУБЪЕКТИВНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Описание психодиагностических методик и выборки исследования
Исходя из положений, обозначенных в теоретической части работы, было предпринято исследование, цель которого заключается в изучении иррациональных убеждений как фактора субъективного неблагополучия личности.
Выборка эмпирического исследования. Исследование проводилось на гетерогенной выборке численностью 100 человек в возрасте от 19 до 45 лет. Выборочная совокупность характеризовалась гетерогенностью по социально-демографическим и половозрастным признакам, полу, образованию.
Была сформулирована следующая гипотеза исследования: существует взаимосвязь между иррациональными установками личности и субъективным неблагополучием личности.
Испытуемым предлагалось ответить на вопросы двух психодиагностических методик:
1. «Шкала субъективного благополучия» Н.П. Фетискина в адаптации М.В. Соколовой.
2. Методика диагностики иррациональных установок, разработанная А. Эллисом.
Рассмотрим данные методики более подробно.
Методика «Шкала субъективного благополучия» является скрининговым психодиагностическим инструментом, цель которого заключается в измерении эмоциональной составляющей субъективного благополучия (SB) или эмоционального комфорта (EC). Определение SB включает в себя три критерия:
Благополучие определяется внешними критериями, а именно добродетельной, «правильной» жизнью. Эти определения называют нормативными. Их значение заключается в следующем: если у человека есть какие-то социально желательные качества, то он чувствует себя хорошо. Критерием благополучия в данном случае выступает система ценностей, которая в данной культуре принята.
Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связано со стандартами респондента относительно того, что такое хорошая жизнь.
Третье значение понятия субъективного благополучия имеет тесную связь с повседневным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Этим определением подчеркиваются приятные эмоциональные переживания, которые являются либо наиболее преобладающими в жизни человека, либо сам человек субъективно к ним склонен [30].
Методика диагностики наличия и выраженности иррациональных установок А.Эллиса направлена на выявление иррациональных установок личности, осознания их негативного влияния на эмоциональную сферу и тем самым позволяет повысить у человека состояние эмоционального благополучия. Тест А. Эллиса состоит из 50 вопросов, а те, в свою очередь, разделены на шесть шкал, четыре из которых – основные и соответствуют четырем группам иррациональных установок в мышлении индивида. Основные шкалы, по Эллису, носят следующие названия:
1) катастрофизация;
2) долженствование в отношении себя;
3) долженствование в отношении других;
4) оценочная установка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы показал, что понятие «субъективное благополучие» в наиболее общем виде характеризуется общей субъективной удовлетворенностью жизнью, позитивными переживаниями и положительным самоотношением личности. Высокий уровень субъективного благополучия связан с возможностью самореализации, присущими у человека жизненными целями и убеждениями, наличием у него жизненного смысла, что по итогу позволяет ему испытывать чувство осмысленности своего прошлого и настоящего, открытость новому опыту, ощущение перспектив личностного и профессионального роста, а также горизонтов самопознания и самоэффективности.
Субъективное благополучие чаще всего напрямую зависит от удовлетворения человеком различных потребностей. О высоком уровне у человека субъективного благополучия говорят в той ситуации, если чаще всего он испытывает удовлетворение от жизни, и лишь в некоторых случаях – неприятные эмоции и чувства.
В рамках теоретического анализа научной литературы были изучены научные подходы к феномену рациональности. В наиболее общем виде можно определить это понятие как совокупность форм и методов такой деятельности, основу которых составляет разум и мышление, которые обусловливают аналитико-дискурсивное восприятие действительности, навыки человека в достижении понимания сути происходящих явлений. Наиболее весомый вклад в изучение иррациональных убеждений внес А.Эллис в рамках рационально-эмотивного подхода. Согласно А. Эллису, иррациональные убеждения – установки, не имеющие под собой объективных подтверждений и способные привести к эмоциональным реакциям такой интенсивности, которая никак не будет соответствовать значимости события. Непосредственно иррациональные убеждения способны приводить к неадекватной эмоциональной оценке ситуаций, что вследствие ведет к неконструктивному поведению.
Наиболее полно и подробно влияние иррациональных убеждений на субъективное неблагополучие личности описано в рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, предполагающей влияние на когнитивно - аффективный и когнитивный компоненты SB путем изменения иррациональных убеждений, как следствие это приводит к гораздо более позитивным оценкам и суждениям в отношении собственной жизни. Так или иначе, а именно убеждение определяет, какой будет дальнейшая реакция человека на событие, проявляемая поведением и эмоциями. А перечень этих событий и составляет показатель благополучия или неблагополучия.
Иррациональные установки имеют негативное значение в социальной адаптации личности, однако к настоящему времени не ясна точная взаимосвязь данных феноменов. Это и обусловило проведение эмпирического исследования, направленного на изучение иррациональных установок как фактора субъективного неблагополучия личности. В результате проведения статистической обработки с использованием однофакторного дисперсионного анализа было установлено, что иррациональные убеждения являются фактором субъективного неблагополучия. Выраженность иррациональных убеждений оказывает влияние, как на общий показатель SB, так и на отдельные его параметры, которые входят в основную шкалу иррациональных установок по Эллису. В ходе корреляционного анализа были установлены достоверно значимые положительные взаимосвязи между отдельными компонентами субъективного благополучия и иррациональными убеждениями личности. То есть, в случае, если у человека отсутствуют иррациональные убеждения в различных сферах и для индивида характерна выраженная рациональность мышления, то у него выражен высокий показатель субъективного благополучия.
1. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - СПб. : Питер, 2003. – 312 с.
2. Банайтис, Н.Г. Взаимосвязь психологических защит и иррациональных убеждений сотрудников организации // Бизнес и дизайн ревю. – 2016. – № 4. – С. 8.
3. Бек, А. Когнитивная терапия / А. Бек. – Киев: Вильямс, 2006. – 400 с.
4. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации / Е.Е. Бочарова// Журнал практического психолога. – 2005. – № 1. – С.21-34.
5. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 27 с.
6. Брэдберн, Н. Структура психологического благополучия / Н. Брэдберн. – Ярославль: Инфра, 2005. – 113 с.
7. Воронина, А.В. Факторы субъективного благополучия студентов / А.В. Воронина // Журнал практического психолога. – 2007. – № 2. – С.43-49.
8. Динер, Э. Межкультурные корреляты удовлетворенности жизнью и самооценки / Э. Динер // Журнал личности и социальной психологии. – 1995. – № 6. – С. 53-63.
9. Каменюкин, А.Г.Антистресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб.: «Питер», 2008. – С. 201-205.
10. Коломинский, Я.Л. Субъективное благополучие как критерий психологического здоровья личности /Я.Л. Коломинский, О.В. Белановская // «Псiхалогiя» 2008. – №1. – С.43-47.
11. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетверенности жизнью / Л.В.Куликов // Общество и политика / Под ред. В. Ю. Большакова. – СПб. : Питер, 2000. – С. 476-510.
12. Линч, М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации/ М. Линч // Психология. Журнал высшей школы эко¬номики. – 2004. – № 3. – С. 137-142.
13. Лифшиц, М.В. Взаимосвязь базовых убеждений, насыщенности жизни стрессом и психологического благополучия / М.В. Лифшиц // Человеческий капитал. – 2019. – №10. – С.126-132.
14. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М. : Рефлбук, 1997. – 300 с.
15. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. – М. : Смысл, 2002. – 462 с.
16. Рифф, К. Структура психологического благополучия / К. Рифф // Журнал личности и социальной психологии. – 1995. – № 6. – С. 54-78.
17. Роджерс, К. Становление личности : Взгляд на психотерапию / К. Роджерс / Пер. с англ. - М. : ЭКСМО-пресс, 2001. - 414 с.
18. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. - №4. – С.105-115.
19. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности / П. П. Фесенко // Автореф. дис. канд. психол. наук. – М. : Изд-во МГУ, 2005. – 26 с.
20. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М. : Дайджест, 1990. – 322 с.
21. Франова, И.В. Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии A. Эллиса // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 3. – С. 174-177.
22. Фромм, Э. Величие и ограниченность теории З. Фрейда / Э.Фромм. – М. : ACT, 2000. – 448 с.
23. Холмогорова, А.Б. Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств / А.Б. Холмогорва, Н.Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. – 1996. – № 3. – С. 42-64.
24. Чупахина, Ю.А. Влияние иррациональных убеждений родителей на иррациональные убеждения детей, формирующиеся к юношескому возрасту: Aвтореф. дис. канд. психол. Наук / Ю. А. Чупахина. – СПб., 2003. – 28 с.
25. Чурило, Н. В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии / Н. В. Чурило // Психологический журнал. – 2019. - №2. – С.63-70.
26. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности /Р.М. Шамионов. – Саратов, 2004. – 180с.
27. Шаповал, И.А. Иррациональные установки инвалидов как фактор субъективной оценки качества жизни / И.А. Шаповал, А.Б. Рзиев // Концепт. - 2015. - №3.
28. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-129.
29. Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Автореф.дисс.канд.психол.наук / О. С. Ширяева. – М., 2008. – 24 с.
30. Шкала субъективного благополучия / Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C.467-470.
31. Эллис, А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия / А. Эллис, К.Макларен. – М.: Феникс, 2008. – 160 с.
32. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - СПб. : Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
33. Яремчук, С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностносмысловой сферы личности / С.В. Яремчук // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 5. - С. 85-95.
34. Cherrez N.J. Threading Self-Regulation and Self-Efficacy // Course Educational Technology Beyond Content / Eds. B. Hokanson [et al.]. Springer, Cham, 2020. – P. 165-175.
35. Code J. Agency for Learning: Intention, Motivation, Self-Efficacy and Self-Regulation // Frontiers in Education. – 2020. – Vol. 5. – № 19.
36. Crespo R. F. Happiness Economics, Eudaimonia and Positive Psychology : From Happiness Economics to Flourishing Economics / R. F. Crespo, B. Mesurado // Journal of Happiness Studies. – 2015. – V. 16. – Is. 4. – Р. 931–946.
37. Diener E., Diener C. Most people are happy // Psychological Science. –1996. – № 7. – P. 181-185.
38. Hammar Ch.E., Rosander M., Forslund F.K. An educational intervention to increase efficacy and interdependence in group work // Education Quarterly Reviews. – 2019. – Vol. 2. – № 2. – P. 435–447.
39. Ryff C. D., Keyes C. L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – P. 719.
40. Zamfir A.‐M., Mocanu C. Perceived Academic Self‐Efficacy among Romanian Upper Secondary Education Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – Vol. 17. – № 13. – 17 p.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные данные испытуемых по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты корреляционного анализа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты однофакторного дисперсионного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты