Введение
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие во всем мире резко возросло количество Интернет-технологий. Социальные сети в Интернете, как новое явление, позволяют пользователям создавать индивидуальные публичные профили и делиться информацией о себе с большим количеством людей. Сегодня самые популярные платформы социальных сетей имеют до 2,9 миллиардов активных пользователей. Социальные сети используют мобильные и веб-технологии для создания интерактивных платформ, с помощью которых отдельные лица и сообщества делятся, совместно создают, обсуждают и изменяют пользовательский контент.
Социальные сети – это сложный виртуальный инструмент, используемый отдельными людьми и сообществами во всем мире для общения, сотрудничества, связи и взаимодействия с целью обмена информацией и идеями. Мотивы обращения к социальным сетям самые разнообразные. Мотивацией использования социальных сетей может быть получение внешних социальных вознаграждений, таких как «лайки», проведение социальных сравнений и установление связи с большой группой других людей, поиск ощущений и новизны и др.
Современные ученые указывают на компенсаторное использование Интернета, которое может быть обусловлено различными жизненными трудностям. Компенсационное использование Интернета относится к использованию широкого спектра интернет-приложений в качестве стратегии преодоления негативной жизненной ситуации, отрицательных эмоций, удовлетворения актуальных потребностей. Важно отметить, что тенденция прибегать к социальным сетям для социальной компенсации варьируется среди людей. В целом, люди с низким уровнем социальной компетентности (например, с высоким уровнем интроверсии) с большей вероятностью будут использовать социальные сети в качестве компенсации.
В целом, использование социальных сетей может быть связано с личностными особенностями пользователей. Личностные качества играют важную роль в мотивации использования социальных сетей. В современной психологии широко распространена модель личности «Большая пятерка, которая включает экстраверсию, эмоциональную нестабильность, добросовестность, доброжелательность и открытость опыту. Это основные личностные свойства, которые проявляются в поведении и могут лежать в основе обращения пользователей к социальным сетям. Например, открытость характеризует людей, которые придерживаются гибких взглядов, готовы к изменениям и весьма любознательны, а также Доброжелательность, включающая альтруизм, доверие и принятие других, может порождать готовность к общению в социальных сетях. Нейротизм и слабая сознательность могут повлечь за собой потерю контроля над временем в сети. Пользователи с выраженной экстраверсией могут стремиться к общению в сети, так как имеют потребность в социальных контактах и т.д.
Феномен социальных сетей изучали А.Е. Войкунский, Д.А. Губанов, Г.В. Карпова, А.В. Ковалева, М.С. Мельникова, Т.Л. Фомичева, И.В. Фролова, О.А. Чебунина, О.М. Шахмарова и др.
Личность пользователей социальных сетей изучали такие авторы и исследователи, как: Р.И. Зекерьяев, О. А. Кондрашихина, О.А. Максимова, М.С. Одинцова, А.Р. Шишкова, Т.В. Юдеева и др.
Вместе с тем, в современной психологии недостаточно раскрыта проблема психологических особенностей мужчин и женщин пользователей социальных сетей. Гендерный аспект слабо изучен, а возраст 30-40 лет в этом проблемном поле практические не изучается. Многие авторы исследуют подростковый и юношеский возраст, а возраст ранней взрослости остается за полем научного поиска, что делает данную проблему актуальной.
Объект исследования – личность пользователей социальных сетей.
Предмет исследования – выявить психологические особенности мужчин и женщин, как пользователей социальных сетей.
Цель исследования: выявить психологические особенности мужчин и женщин, как пользователей социальных сетей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения психологических особенностей мужчин и женщин, как пользователей социальных сетей.
2. Определить активность в социальных сетях у мужчин и женщин.
3. Изучить особенности восприятия Интернета у мужчин и женщин с разной степенью активности в социальных сетях.
4. Исследовать и сравнить личностные свойства мужчин и женщин с разной степенью активности в социальных сетях.
База исследования: исследование проводилось среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 30–40 лет, из них 30 мужчин и 30 женщин.
Методы исследования:
1) теоретические: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации;
2) эмпирические: анкетирование, психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни).
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Анкета «Активность в социальных сетях».
1 Теоретические основы изучения психологических особенностей активных пользователей социальных сетей
1.1 Сущность понятия «психологические особенности личности»
При рассмотрении психологических особенностей личности разные ученые и исследователи используют схожие понятия: «черты личности», особенности», «личностные свойства», «индивидуально-психологические особенности».
Согласно большой психологической энциклопедии, черты личности – это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида [1].
По Р. Кеттеллу, черты личности представляют собой гипотетические психические структуры личности, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени [2, с. 119].
Классификация черт личности Р. Кеттелла включает: 1) коммуникативные черты – общительность, смелость, доминантность, подозрительность, самостоятельность; 2) интеллектуальные – интеллект, мечтательность, дипломатичность, радикализм; 3) эмоциональные, куда входят следующие черты: эмоциональная устойчивость, социальная смелость, тревожность, чувствительность, беспечность, напряженность [2, с. 120].
Личностные свойства определяются в энциклопедическом словаре как характерные признаки поведения, выражающиеся как его качественная сторона, имеющие тенденцию к устойчивому проявлению, повторяемости (воспроизводимости) в сходных ситуациях, четкой выраженности (узнаваемости). В то же время свойства личности способны к изменениям, усилению или затуханию. Они формируются посредством накопления индивидуального опыта в процессе воспитания и образования. Качества личности отличаются от свойств своей кратковременностью и ситуативностью. Условно можно сказать, что личностные качества уже свойств и входят в них как часть в целое. Различают типичные свойства личности, например, возрастные, и особенные, т.е. индивидуальные [3].
По определению М.С. Резепиной, «индивидуально-психологические особенности – «обобщенное понятие, включающее направленность личности, особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, характера, темперамента, познавательной деятельности, стереотипы поведения и эмоционального реагирования» [4].
В психологии существуют разные теории, раскрывающие классификацию личностных особенностей. В теории личности Г. Айзенка выделены три основные личностные черты: экстраверсия (люди с высокой экстраверсией более чувствительны к внешней стимуляции и более оптимистичны в отношении своего будущего), психотизм (люди с высоким психотизмом более враждебны по отношению к другим и более склонны к психологическим расстройствам) и нейротизм. (лица с высоким нейротизмом эмоционально неустойчивы [5, с. 277].
Структура «Большой пятерки факторов», основанная на наборе широких психологических конструктов, иерархически охватывающих более узкие качества, приобретает все большую популярность в последние десятилетия и широко принимается как наиболее влиятельная классификация черт личности Пятифакторная теория личности (Р. МакКрае, П. Коста) утверждает, что такие черты, как экстраверсия, эмоциональная стабильность, добросовестность, доброжелательность, открытость опыту позволяют полностью охарактеризовать личность. Согласно данной теории, личностные черты – устойчивое образование и жизненные события очень редко могут повлиять на их изменение [6, с. 5].
Люди с высоким уровнем самоконтроля обычно кажутся ограниченными и заторможенными в своих действиях и эмоциональной экспрессии. Им может быть трудно принимать решения, и поэтому они не импульсивны или без необходимости отказывают себе в удовольствии или удовлетворении. Наоборот, люди с низким самоконтролем характеризуются более высокой экспрессивностью, ограниченной способностью откладывать удовлетворение, относительно непривязанными к социальным стандартам или обычаям и более склонными к рискованному поведению [6, с. 6].
Лица с высокой стрессоустойчивостью способны успешно адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, используют разнообразный репертуар поведенческих реакций и обладают сформированными представлениями о соответствии их поведения ситуациям, с которыми они сталкиваются. Эта хорошая адаптация может привести к высокому уровню уверенности в себе и более высокой вероятности испытать положительный аффект [6, с. 7].
Открытость опыту относится к способности человека иметь разнообразные интересы и быть изобретательным, творческим и открытым для новых идей. Люди, которые любят проявлять любопытство, фантазию, эстетику, действия, чувства и ценности. Так, честные люди имеют сильную потребность в автономии и с большей вероятностью будут новаторскими, адаптируемыми и терпимыми к изменениям.
[...]
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей мужчин и женщин, как пользователей социальных сетей
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических особенностей мужчин и женщин, как пользователей социальных сетей было проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования – личность пользователей социальных сетей.
Предмет исследования – выявить психологические особенности мужчин и женщин, как пользователей социальных сетей.
База исследования: исследование проводилось среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 30–40 лет, из них 30 мужчин и 30 женщин.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: анкетирование, психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Анкета «Активность в социальных сетях».
Цель: выявить активных и неактивных пользователей.
Анкета содержит 8 вопросов. С помощью анкеты можно выяснить пол, возраста, образование респондентов, предпочитаемые социальные сети, а также время, проводимое в социальных сетях.
2. Опросник «Восприятие Интернета» Е.А. Щепилиной.
Цель: выявить особенности отношения к Интернету.
Шкалы:
– факторы зависимости (принадлежность к сетевой субкультуре, нецеленаправленность поведения, потребность в сенсорной стимуляции);
– особенности восприятия Интернета (мотивация его использования, изменение состояния сознания в результате его использования, восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью, общение);
– последствия зависимости (время в Интернете, пространство, восприятие его как проективной реальности, одушевленность Интернета, стремление перенести нормы виртуального мира в реальный).
Опросник включает 67 вопросов с несколькими вариантами ответов (Приложение А).
3. Методика «Большая пятерка личностных качеств» (А.Г. Грецов).
Цель: выявить личностные качества.
Шкалы:
–экстраверсия – интроверсия: направленность на внешний мир, оптимистичность и активность, коммуникабельность и стремление к группе;
– нейротизм – эмоциональная устойчивость: эмоциональность и несдержанность в реакциях, напряженность и нестабильность, слабая устойчивость к стрессу;
– открытость – закрытость новому опыту: готовность к изменениям, гибкость и склонность к творчеству, гибкость мышления и любопытство, поверхностность интересов, положительное отношение к новым и неожиданным ситуациям;
– сознательность – несобранность: целеустремленность и честолюбие, настойчивость и усердие, стремление к самоконтролю, напряженность и собранность;
– доброжелательность – враждебность: альтруистичность и доброжелательность, готовность к сотрудничеству, доверчивость и принятие других людей.
Опросник содержит 40 утверждений, которые необходимо оценить по шкале от 0 до 2 баллов. По ключу подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Статистическая обработка данных проводилась в программе «STATISTICA v. 12.0». Для оценки достоверных различий между группами был использован критерий U-Манна-Уитни.
2.2 Анализ результатов психологических особенностей мужчин и женщин, как пользователей социальных сетей
В результате анкетирования было выявлено, что среди мужчин 46,7% являются активными пользователями, а 53,3% мужчин – неактивными пользователями. Среди женщин 56,7% опрошенных являются активными пользователями, а 43,3% – неактивными. К активным пользователям мы отнесли тех, что проводит в социальных сетях более 3-х часов в день, активно общается с другими пользователями (оставляет сообщения, комментарии, участвует в беседах). Итак, больше активных пользователей оказалось среди женщин, чем среди мужчин (рисунок 2.1).
[...]
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, что психологические особенности личности – уникальные, присущие данной личности свойства, связанные с чувствами, мыслями и поведением индивида, которые отражают ее своеобразие. В разных психологических концепциях выделяются различные классификации личностных особенностей. Пятифакторная теория личности утверждает, что такие черты, как экстраверсия, эмоциональная стабильность, добросовестность, доброжелательность, открытость опыту позволяют полностью позволяют более полно описать личность. В зрелом возрасте люди, как правило, испытывают психологически адаптивные изменения черт личности. По мере взросления у большинства людей наблюдается усиление таких личностных качеств, как доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность.
Социальные сети – это онлайн-платформа, которую люди используют для создания и поддержания отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы, виды деятельности, жизненный опыт или связи в реальной жизни. Социальные сети используются для установления социальных контактов, межличностных и романтических отношений, удовлетворения потребности в общении, стимуляции, достижении, признании, принадлежности. Социальные сети выполняют функции социализации, коммуникации, самопрезентации, кооперации. Социальные сети фундаментально изменили способы общения людей друг с другом, так как процесс общения осуществляется не только с помощью слов, но и посредством картинок.
Психологические особенности пользователей социальных сетей представлены склонностью к созданию виртуальной идентичности, соответствующей желаемому образу, потребностью к аффилиации. Для людей, активно пользующихся социальными сетями, характерно стремление к отстаиванию личностной позиции, настойчивость, склонность к рефлексии, тревогу по отношению к будущему, критичность себе, открытость общению – эти пользователи рассматривают социальные сети как возможность проявить свои качества. Другая категория – это люди, которые увлекаются социальными сетями, характеризуются заниженной самооценкой, замкнутостью, подозрительностью, низкой ответственностью, непостоянством интересов, слабой самоорганизацией. В современной психологии показаны психологические особенности пользователей социальных сетей в подростковом и юношеском возрасте, а также молодых людей до 30 лет. Психологические особенности пользователей социальных сетей в возрасте 30-40 лет недостаточно изучены, что свидетельствует о необходимости проведения эмпирического исследования и об уникальности данной работы.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что больше активных пользователей оказалось среди женщин, чем среди мужчин. При этом, мужчины предпочитают преимущественно такие социальные сети, как: «YouTube» и «ВКонтакте», а женщины в основном отдают предпочтение социальным сетям «Instagram» (и «ВКонтакте». Это может быть связано с тем, что мужчины в социальных сетях удовлетворяют свои потребности в получении новой информации и развлечении, а для женщин более важно презентовать себя и получать обратную связь, а также общаться с другими людьми.
2. У активных пользователей-мужчин умеренно выражена потребность в принадлежности к сетевой субкультуре и склонность к нецеленаправленности поведения, а у женщин умеренно выражена потребность быть частью виртуального сообщества, ощущать единство с его представителями и взаимодействовать с ними. У неактивных пользователей как мужчин, так и женщин умеренно выражена склонность к нецеленаправленности поведения, а у неактивных пользователей в слабой степени проявляется потребность в принадлежности к сетевой субкультуре, а также потребность в сенсорной стимуляции. У активных пользователей социальных сетей, как у мужчин, так и у женщин, существенно меняется состояние сознание – отмечается улучшение настроение, появление эйфории, более позитивное самовосприятие; у них умеренно выражено восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью, и приоритет виртуального общения. У неактивных пользователей умеренно выражено изменение состояния сознания в лучшую сторону при посещении Интернета.
3. Для активных пользователей характерна склонность воспринимать Интернет как проективную реальность, ощущать себя частью чего-то большего, воспринимать Интернет как для самораскрытия, они порой не следят за временем в сети, переносят нормы виртуального мира в реальную жизнь. Неактивные пользователи знают, сколько времени проводят в сети, считают, что время в Интернет не отличается от реального. Для них характерно адекватное восприятие пространства и границ Интернета. Сравнительный анализ показал: у активных пользователей мужчин более выражена нецеленаправленность поведения и потребность в сенсорной стимуляции, а у активных пользователей женщин – потребность в принадлежности к сетевой субкультуре. При этом, потребность в сенсорной стимуляции выше в неактивных пользователей мужчин, чем у неактивных пользователей женщин.
1 Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.academic.ru/3477/%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8B_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
2 Антошкина, Е. А. Теория черт личности по Рэймонду Кеттеллу / Е. А. Антошкина, И. С. Сильченко // Наука, знания, интеллект : сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 июня 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 118-120.
3 Энциклопедический словарь. Свойства личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spiritual_culture.academic.ru/1976/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.
4 Резепина, М.С. Роль индивидуально-психологических особенностей сотрудника в кадровой безопасности предприятия / М.С. Резепина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://storage.tusur.ru/files/36656/.
5 Гуриева, В. В. теории личности / В. В. Гуриева, М. А. Логинов // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2021. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2021. – С. 276-282.
6 Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности / А.Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
7 Чемякина, А. В. Проблема личности в русле некоторых психологических теорий / А. В. Чемякина // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – № 2(24). – С. 86-91.
8 Мишкевич, А. М. Экстраверсия в разных теориях личности / А. М. Мишкевич // Пензенский психологический вестник. – 2019. – № 1(12). – С. 52-69.
9 Клочко, А. В. Типологические особенности личности молодежи в юнгианском подходе / А. В. Клочко // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – № 1. – С. 247-254.
10 Аксенова, Г. И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 28-36.
11 Поденков, А. О. Теории личности / А. О. Поденков // Результаты современных научных исследований и разработок. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 197-198.
12 Байнов, А. М. Психология личности: теории личности / А. М. Байнов // Аллея науки. – 2018. – Т. 5, № 10(26). – С. 52-55.
13 Вожиевская, Т. И. Базовые психологические потребности как самодетерминации личности / Т. И. Вожиевская // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 7-10.
14 Лустина, Е. Ю. Типология личности и "локус контроля": социально-психологический аспект / Е. Ю. Лустина // Перспективы науки. – 2016. – № 6(81). – С. 40-42.
15 Мельникова, М.С. Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практика / М.С. Мельникова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2014. – Вып. 1. – С. 254-257.
16 Шахмарова, О.М. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности / О.М. Шахмарова, Е.Ю. Болтага // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 1002-1008.
17 Карпова, Г. В. Социальные сети: компенсация потребностей современной молодежи / Г. В. Карпова // Russian Economic Bulletin. – 2022. – Т. 5, № 5. – С. 61-67.
18 Загородний, В. Д. Специфика социальных сетей как одного из механизмов конструирования коммуникации на современном этапе развития общества: теоретический анализ / В. Д. Загородний // Социальная реальность виртуального пространства. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 91-99.
19 Войскунский, А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.Е. Войкунский, А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. – 2013. – № 1. – С. 66-83.
20 Фомичева, Т.Л. Социальные сети: необходимость или тенденция? / Т.Л. Фомичева, Е.М. Казанцев // NEW SCIENCE GENERATION: материалы научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2019. – С. 211-215.
21 Ковалева, А. В. Особенности коммуникации в социальных сетях / А. В. Ковалева, М. А. Мартынова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2020. – № 11(20). – С. 27-30.
22 Безбогова М.С. Социальные сети в системе социальных коммуникаций // Мир образования – образование в мире. 2016. № 4. С. 259 – 262.
23 Полтавская, М.Б. Социально-психологические особенности интернет-общения школьников / М.Б. Полтавская, М.Н. Гарченко, С.И. Козлова // Начальная школа / 2014. – № 10. – С. 12-14.
24 Whiting A, Williams D. Why people use social media: A uses and gratifications approach / Qual Mark Res. - 2013. - № 16. – Р. 362–369.
25 Joinson AN. ‘Looking at’, ‘looking up’ or ‘keeping up with’ people? motives and uses of Facebook In: CHI 2008-Proceedings of the 26th Annual SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. - New York: ACM Press; 2008. - Р. 1027–1036.
26 Фролова, И.В. Интернет-коммуникация как феномен глобализирующегося мира / И.В. Фролова // Вестник Башкирского университета. – 2015. – № 3. – С. 1083-1086.
27 Nadkarni, A., Hofmann S.G. Why do people use Facebook? // Personal. Individ. Differ. – 2012. - № 52. – Р. 243–249.
28 Walther J.B., Whitty M.T. Language, psychology, and new new media: The hyperpersonal model of mediated communication at twenty-five years // J. Lang. Soc. Psychol. – 2021. – 40. – Р. 120–135.
29 Чебунина, О.А. Самопрезентация и креативное развитие личности в социальных сетях как аспект социализации российской молодежи / О.А. Чебунина // Поиск: политика, обществоведение, искусство, социологи, культура. – 2019. – № 1. – С. 66-78.
30 Губанов, Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д.А. Губанов. - М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. - 228 с.
31 Chou H.-T.G., Edge N. They are happier and having better lives than I am: The impact of using Facebook on perceptions of others’ lives // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. – 2012. - № 15. – Р. 117–121.
32 Солодовник В.А. Влияние Интернет-коммуникаций на личность пользователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru-cyberpsy.blogspot.com/2011/01/blog-post_03.html. – Дата доступа: 16.11.2023.
33 Зекерьяев Р. И. Типы виртуальной личности интернет-пользователя // Ученые записки Курского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 1-7.
34 Шишкова, А.Р. Самопрезентация пользователей социальных сетей Web 2.0 // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4 (04). – С. 221-225.
35 Максимова О. А. «Цифровое» поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 22. – С. 6-10.
36 Одинцова, М.С. Особенности идентичности людей, активно общающихся в сети Интернет / М.С. Одинцова // Журнал практического психолога. - 2010. - № 4. - С. 37-58.
37 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
38 Реан, А.А. Психология детства / А.А. Реан. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -– 368 с.
39 Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : ИТД «Летний сад» 2000. – 416 с.
40 Балык, А. С. Развитие личности в период зрелости / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУ ВПО. – 2016. – Т. 3. – С. 86-91.
41 Хухлаева, О. В. Психология развития : молодость, зрелость, старость / О. В. Хухлаева. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 368 с.
42 Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии / Н.П. Паттурина // Известия РГПУ. – 2006. – № 2. – С. 113–126.
43 Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/bozhovich/contents/30161.
44 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2016. – 455 с.
45 Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.
46 Hampson, S.E. Personality processes: Mechanisms by which personality traits “get outside the skin” // Annual Review of Psychology. – 2012. - № 63. – Р. 315–339.
47 Lucas, R.E. Personality development across the life span: Longitudinal analyses with a national sample from Germany. Journal of Personality and Social Psychology. – 2011. - № 101. – Р. 847–861.
48 Baumeister, R. F., & Leary, M. R. (1995). The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation. Psychological Bulletin, 117(3), 497–529.
49 Юдеева, Т.В. Особенности интернет-коммуникации: психологический аспект / Т.В. Юдеева // Ученые записка Крымского инженерно-педагогического университета. – 2015. - № 2. – С. 190-195.
50 Кондрашихина, О. А. Особенности личностной идентичности пользователей социальных сетей поколений Y и Z / О. А. Кондрашихина, М. В. Бадалова, А. И. Терентьева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2020. – Т. 31. – С. 43-55.
51 Шмелева, М.Ю. Социально-психологические характеристики активных пользователей социальных сетей / М.Ю. Шмелева // Вестник БрГУ А.С. Пушкина. – 2015. - № 2. – С. 148-152.
52 Castillo, de Masa, J., Gomez-Jacinto, L., Pelaez, A. L. Social networking sites and youth transition: The use of Facebook and personal well-being of social work young graduates // Frontiers in Psychology. – 2020. - № 11(230). – Р. 52-59.
53 Luo, M., Hancock J. T. Self-disclosure and social media: Motivations, mechanisms and psychological well-being // Curr. Opin. Psychol. – 2020. - № 31. – Р. 110–115.
54 Xu Y., Huang Y. Chinese Middle-Aged and Older Adults’ Internet Use and Happiness: The Mediating Roles of Loneliness and Social Engagement // J. Appl. Gerontol. - 2020. - № 19. – Р. 66-79.