Введение
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что на протяжении десятилетий считается одной из важнейших глобальных проблем – это обеспечение населения мира продовольствием.
В мировой практике под продовольственной безопасностью понимается способность всего человеческого сообщества и отдельных государств удовлетворять потребности населения в продуктах питания в необходимых объемах, ассортименте и качестве за счет обеспечения ресурсами и создания соответствующих экономических условий. Беларусь и многие другие страны мира трактуют состояние продовольственной безопасности как одну из важнейших составляющих понятия национальной безопасности.
На данный момент проблема доступности продовольствия в развитых странах не является настолько актуальной, как в странах третьего мира. Однако из-за существующих торговых связей между государствами нарушение стабильности продовольственной безопасности в стране могут послужить нарушение климатической, политической и экономической обстановки в мире, что может повлечь за собой дефицит каких-либо товаров или увеличению цен на них. Поэтому каждое государство обязано ставить перед собой цель самообеспечения продовольствием граждан, потому что это является одним из самых важных показателей для успешной политики страны в сфере продовольственной безопасности.
В экономических условиях политика, проводимая государством, в сфере обеспечения продовольственной безопасности является ключевым аспектом в экономической и национальной безопасности, так как перед государством стоит вопрос обеспечения населения качественными продуктами питания, которые будут удовлетворить спрос в полном объеме и будут доступны для всех граждан, независимо от их дохода.
Актуальность исследования определяется значимостью как внутренних, так и внешних факторов продовольственной безопасности. С учетом возрастания степени вовлеченности государства в международные процессы в настоящее время все большее значение в снабжении страны и ее населения необходимыми продовольственными ресурсами для воспроизводства и жизнедеятельности приобретают именно внешнеэкономические факторы.
В настоящее время перед человечеством стоит ряд глобальных задач в области питания. Меры таких международных организаций как ФАО и ВОЗ направлены в первую очередь на ликвидацию голода и обеспечения жителей всех стран мира безопасным и полноценным питанием.
Изучение проблематики обеспечения продовольственной безопасности в современном мире является неотъемлемой составляющей развития мировой экономики и общества в целом. Это обусловливается тем, что в современных условиях роль отрасли производства продуктов питания возрастает. Конкурирующие на мировом сельскохозяйственном рынке страны осуществляют координацию политики и кооперацию в целях обеспечения глобальной продовольственной безопасности, способствуют решению проблем голода и других приоритетных направлений глобальной повестки дня.
25 сентября 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Цели в области устойчивого развития до 2030 года», заменившую собой Цели Развития Тысячелетия. На втором месте в этом документе находится цель, которая должна помочь в решении одной из самых больших проблем, с которой сталкивается человечество – «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства».
Целью данной работы является комплексный анализ норм международно-правового обеспечения продовольственной безопасности и научной литературы по теме исследования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить продовольственную безопасность как элемент экономической безопасности, ее роль в экономике;
- исследовать проблемы продовольственной безопасности;
- изучить развитие международно-правового сотрудничества по обеспечению международной продовольственной безопасности;
- рассмотреть роль международных организаций в обеспечении продовольственной безопасности;
- исследовать обеспечение продовольственной безопасности Республики Беларусь и зарубежных государств на современном этапе.
Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся международно-правового обеспечения продовольственной безопасности.
Предметом исследования выступают нормы международно-правового обеспечения продовольственной безопасности и научной литературы по теме исследования.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: общенаучные и специальные методы исследования: правовой, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, системный анализ и др.
Структура работы определяется целями и задачами исследования, включающего введение, три главы, заключение и список использованных источников.
[...]
Глава 1 Общая характеристика продовольственной безопасности и ее проблем
1.1 Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности, ее роль в экономике
Продовольственная безопасность является составным элементом экономической безопасности страны. Первоначально рассмотрим более подробно понятие экономической безопасности страны.
В общем, категория «экономическая безопасность» по-разному описывается в научной литературе. Так, к примеру, по мнению С. Афонцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, которая обеспечивает возможности к достижению целей всей системы» [1, с.48].
По Л. И. Абалкину «экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и разрешать ряд социальных задач и при котором государство имеет возможности разрабатывать и воплощать в жизнь независимую экономическую политику» [2, c. 57].
Экономическая безопасность органически интегрирована в систему государственной безопасности вместе с ее элементами, такими как обеспечение надежной государственной обороны, поддержание общественного спокойствия в стране и помощь в случае экологических катастроф.
Экономическая безопасность страны – это достаточно сложная система, самыми важными компонентами которой являются следующие виды безопасности [3, с. 60]:
- производственная;
- продовольственная;
- финансовая;
- энергетическая;
- внешнеэкономическая;
- инновационная.
Система экономической безопасности – это совокупность мер и действий, направленных на защиту экономических интересов государства, предприятий и населения от возможных угроз и рисков, которые могут возникнуть в экономике. Она включает в себя такие компоненты, как:
– правовая база, регулирующая экономическую деятельность;
– контроль за финансовыми потоками и операциями;
– меры по предотвращению коррупции и нарушений законодательства;
– система мониторинга и анализа экономической ситуации;
– развитие инфраструктуры и транспортной логистики для обеспечения безопасности экономических процессов.
Цель системы экономической безопасности – обеспечить стабильность и устойчивость экономики, защитить права и интересы ее участников, создать условия для устойчивого экономического роста и развития.
Принципы системы экономической безопасности включают в себя:
1. Превентивный характер – система экономической безопасности должна предотвращать возможные угрозы и риски, а не только реагировать на них.
2. Комплексность – система экономической безопасности должна охватывать все сферы экономики и учитывать взаимосвязь между ними.
3. Государственное регулирование – государство должно играть ведущую роль в создании и обеспечении системы экономической безопасности.
4. Эффективность – меры и действия, принимаемые в рамках системы экономической безопасности, должны быть эффективными и достигать поставленных целей.
5. Прозрачность – система экономической безопасности должна базироваться на открытости и прозрачности в принятии решений и контроле за деятельностью.
6. Сотрудничество – для обеспечения успешной работы системы экономической безопасности необходимо сотрудничество между государственными органами, предприятиями и населением.
Основные угрозы системы экономической безопасности включают в себя:
1. Экономические кризисы и рецессии, которые могут привести к сокращению производства и увеличению безработицы.
2. Финансовые риски, связанные с неустойчивостью финансовых рынков, банковскими кризисами и другими финансовыми проблемами.
3. Конкуренция на рынке, которая может привести к снижению прибыли предприятий и ухудшению экономической ситуации в стране.
4. Нарушение законодательства, коррупция и другие формы незаконной деятельности, которые могут нанести ущерб экономике и обществу в целом.
5. Технологические угрозы, такие как кибератаки, хакерские атаки и другие формы киберпреступности, которые могут привести к утечкам данных и другим серьезным последствиям.
6. Экологические угрозы, такие как загрязнение окружающей среды и изменение климата, которые могут привести к экономическим потерям и социальным проблемам.
[...]
Глава 2 Основы обеспечения продовольственной безопасности в современном международном праве
2.1 Развитие международно-правового сотрудничества по обеспечению международной продовольственной безопасности
Международно-правовое сотрудничество в сфере обеспечения всемирной продовольственной безопасности начало развиваться с середины XX в., когда мировое сообщество впервые столкнулось с глобальным характером продовольственной проблемы и необходимостью ее скорейшего решения в интересах выживания человечества.
В 1946 г. ФАО получила статус специализированного учреждения ООН по вопросам питания, продовольствия и сельского хозяйства. Организация действует на основе Устава [41], в котором определены цели ее деятельности, заключающиеся в снижении бедности и голода в мире посредством проведения политики поддержки развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности.
Глобальный продовольственный кризис 2007-2008 гг., который явился серьезной угрозой всемирной продовольственной безопасности и потребовал объединения и координации усилий международного сообщества по совершенствованию системы многостороннего управления всемирной продовольственной безопасностью. Правовой основой для этого служит Декларация Конференции высокого уровня по продовольственной безопасности 2008 г. и Всеобъемлющая программа действий, подготовленная созданной Генеральным секретарем ООН Целевой группой по глобальному продовольственному кризису (ЦГВУ) [42].
Европейский Союз вместе с генеральным секретарем КАРИКОМ (Карибского сообщества) Карлой Барнеттом , достопочтенным министром сельского хозяйства Гайаны Зульфикаром Мустафой и помощником генерального секретаря КАРИКОМ Джозефом Коксом запустили региональную программу Продовольственной безопасности для стран Карибского бассейна. В рамках Global Gateway, позитивных предложений ЕС по созданию надежных и устойчивых связей с разными партнерами, эта программа направлена на улучшение устойчивых методов ведения сельского хозяйства, рыболовства и переработки в регионах, одновременно способствуя обеспечению доступа к питательному и здоровому питанию для граждан региона.
Комиссар по расширению партнерства Ютта Урпилайнен заявила: « Через Global Gateway ЕС поддерживает стратегическую автономию наших стран-партнеров. В соответствии с новым Соглашением Самоа мы хотим предоставить нашим карибским партнерам возможность построить свои продовольственные системы, чтобы повысить их устойчивость к решению самых насущных проблем, таких как изменение климата и другие внешние потрясения. Эта поддержка позволит предприятиям инвестировать в модернизацию сельского хозяйства и рыболовства и обеспечить здоровое питание, гораздо большее, чем граждане Карибского бассейна. »
Подписание состоялось на встрече в последнем КАРИФОРУМА в Джорджтауне, Гайана. Мириам Ферран, заместитель генерального директора Генерального директора по развитию партнерства комиссии, открыла программу от имени комиссии.
Программа региональной продовольственной безопасности состоит из поддержки ЕС в сообществе в размере 19 миллионов евро. Эти средства проводятся в общей сложности в 36 миллионов евро исключительно для стран Карибского бассейна, мобилизованных в условиях комиссии для решения текущего кризиса продовольственной безопасности в странах Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона. Основная цель программы – обеспечить инвестиции в качестве ключевого фактора роста и развития сельскохозяйственного и рыбного сектора. Сегодняшняя декларация согласовывается с членами ЕС и партнерами Карибского бассейна по созданию климатически устойчивой среды в соответствии с инвестиционными глобальными программными шлюзами, представленными на саммите ЕС-СЕЛАК в июле.
Программа будет направлена на повышение продовольственной безопасности в странах следующих четырех групп:
Повысить устойчивость сельскохозяйственного и рыбного секторов, чтобы обеспечить больший доступ к финансированию для инвестиций в инновационные решения для производства продуктов питания на местном и внешнем уровне.
Совершенствование систем переработки и регионального распределения пищевых продуктов: обеспечение поставок продуктов питания потребителям на наилучших условиях, сокращение пищевых затрат и затрат для компаний и потребителей.
[...]
Заключение
Продовольственная безопасность является составным элементом экономической безопасности страны. Гарантировать продовольственную безопасность в полной мере может только государство. Оно формирует взвешенную продовольственную политику и создает условия для ее реализации, в первую очередь за счет собственного производства продовольствия на основе устойчивого функционирования сельского хозяйства.
Приоритетное значение в обеспечении продовольственной безопасности на государственном (национальном) уровне принадлежит наиболее ценным, социально значимым продуктам.
Подводя итог рассматриваемым проблемам, следует отметить, что продовольственная безопасность является не точкой во времени, достигнув которой можно снизить усилия в этом направлении, а состоянием общества и государства, которое необходимо постоянно поддерживать.
Риски и угрозы для продовольственной безопасности изменчивы и далеко не всегда лежат в сфере климата, состояния почв, интенсивности и эффективности сельского хозяйства и экологии. Они также подвержены влиянию политических, экономических и даже военных факторов, которые могут оказывать как прямое, так и опосредованное влияние на состояние продовольственной безопасности, обеспечение которой - это комплексная и многоплановая задача системы отечественных органов государственной власти и общества в целом. Следовательно, должна постоянно совершенствоваться нормативная правовая база, регулирующая вопросы обеспечения продовольственной безопасности.
На современном этапе международное сообщество столкнулось с рядом проблем, которые не представляется возможным решить на национальном уровне.
На основе действующей актуальной международно-правовой базы постепенно складывалась устойчивая международная система поддержания продовольственной безопасности, которая, в частности, направлена на обеспечение всем лицам, вне зависимости от их гражданства, национальности, расы и пола, доступа к продуктам питания по доступным ценам в любых условиях (т.е. различные изменения в климате, политике или экономике не должны оказывать на это влияния).
Результатами деятельности международных организаций стало создание взаимосвязанной системы источников обеспечения продовольственной безопасности, закрепляющих основные стандарты в данной сфере, в соответствии с которыми государства формулируют национальные стандарты и обеспечивают их гармонизацию с интернациональными правилами.
Важную роль в координации и реализации международного сотрудничества государств и международных организаций по обеспечению продовольственной безопасности играет ФАО ООН, представляя собой профильную организацию по указанному направлению деятельности.
Действительно, глобальные вызовы и угрозы, сформировавшиеся в сфере международной продовольственной безопасности, диктуют международному сообществу необходимость поиска новых более эффективных решений и способов преодоления нищеты и голода в целях обеспечения безопасности в указанной сфере. Совместно с ФАО, в целях реализации указанной деятельности на международной арене работают различные неправительственные организации. Их задачей является стабилизация региональной экономики, создание режима продовольственной независимости государств-членов данных объединений, путем применения наиболее современных технологий в данной сфере.
Для реализации продовольственной безопасности в контексте международной безопасности, государствам и международным организациям предстоит решить целый комплекс экономических, политических, социальных и иных проблем, что в совокупности позволит прийти к наиболее успешному результату.
В целях обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь необходимо: постоянное расширение емкости внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и готовых продуктов питания на основе устойчивого роста доходов населения, увеличения объем и улучшение структуры потребления, улучшение качества продуктов питания и культуры питания; разработка экономических механизмов, обеспечивающих расширение доступности различных видов продуктов питания, в том числе высокого качества, категорий населения, различающихся по социальному статусу и реальным доходам и т. д.
С целью предотвращения нарушения прав потребителей, необходимо маркировать все продукты питания как выполненные по ГОСТу, так и полученные путем генетических модификаций, в том числе корма, растительные масла, готовую продукцию, ввозимое сырье.
Необходимо обезопасить окружающую среду, которая является залогом здоровья человека, введя мораторий на промышленное выращивание ГМО в открытых системах. Для большего устрашения и понимания серьезности проблемы нужно доводить информацию в массы, широко освещая все проблемы, связанные с выращиванием и использованием генетически модифицированных организмов.