Введение
Глава 1 Проблема агрессивности в современной психологии
1.1 Понятие и концепция агрессивности в психологии
1.2 Самооценка, как фактор проявления агрессивности в психологии
1.3 Психологическая характеристика подросткового возраста
Выводы по главе 1
Глава 2 Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и агрессивности в подростковом возрасте поведения подростков
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ самооценки и агрессивности в подростковом возрасте
2.3 Психологические рекомендации
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема агрессии подростков – это одна из наиболее острых проблем для современного человеческого общества, как мирового масштаба, так и нашей страны. С таким фактором, как развитие человеческой цивилизации, агрессия постепенно находит все новые формы своего проявления. В настоящее время стремительно изменяется структура общества, активно происходит расслоение населения по различным признакам, экономическим, психологическим, социальным, политическим. На этой почве возникает довольно большое количество противоречий, которое приводит к агрессивности и агрессии людей по отношению друг к другу.
Актуальность изучения феномена агрессивности и агрессии, а также ее профилактики определяется тем, что помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных действий, наблюдается углубление агрессивных и деструктивных тенденций в сторону возрастания жестокости и цинизма подростков. Постепенно происходит увеличение числа преступлений, которые совершаются под воздействием ситуативных, импульсивных факторов реагирования.
Изучение взаимосвязи самооценки и агрессивности у подростков имеет высокую актуальность по нескольким причинам. Подростковый период является ключевым этапом формирования личности, и влияние самооценки на психологическое благополучие не может быть недооценено. Понимание, как низкая самооценка может влиять на проявление агрессивности, помогает разрабатывать стратегии поддержки и сопровождения для подростков.
Взаимосвязь самооценки и агрессивности также может оказывать влияние на социальные взаимодействия подростков, и исследование этих аспектов важно для формирования здоровых отношений и предотвращения конфликтов.
Различные аспекты проблемы самооценки подростков затрагивали в своих исследованиях Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Проблеме агрессии и агрессивного поведения посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии. Феномен агрессии анализируется в работах таких ученых как А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц. Изучением подростковой агрессивности занимались и занимаются О.В. Гордякова, А.Г. Долгова, Н.А. Дубинко, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.В. Шунчева и др.
Объект исследования – характеристики личности.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков.
Цель исследования – изучить взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков.
Задачи:
1) Теоретически проанализировать аспекты взаимосвязи самооценки и агрессивности у подростков;
2) Подбор диагностических методик, направленных на изучение самооценки и агрессивности у подростков;
3) Провести эмпирическое исследование самооценки и агрессивности у подростков;
4) Провести корреляционный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков: чем ниже самооценка подростка, тем выше уровень обиды, физической агрессии, позитивной агрессивности и конфликтности.
Теоретико-методологические основы исследования:
- идея Д.Б. Эльконина о том, что чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность [48];
- аффективно – динамический подход И.А. Фурманова о том, что в основе человеческого поведения лежат потребности, отражающие динамическое состояние (активность), которое возникает при осуществлении какого-нибудь намерения, действия, а когда потребность не удовлетворяется, направленность мотивации сохраняется, но начинает расти её напряжённость, возникать агрессивность [44];
- идея А.В. Захаровой о том, что самооценка – это особая функция самосознания, которая заключается в критическом положении человека относительно того, кто он или она есть; ее оценке с точки зрения определенной системы ценностей. Она является «центральной, ядерной формой формирования личности [16].
Методы исследования:
1. Общенаучные методы: анализ, cинтез, сравнение, обобщение.
2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование. Использовались методики: методика исследования самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; опросник агрессивности Басса – Дарки; личностная агрессивность и конфликтность Е.П. Ильин и П.А. Ковалев.
3. Математико-статистические методы: U-критерий Манна-Уитни и критерий Спирмена.
Эмпирическая база: В исследовании приняли участие 50 подростков 13-15 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Научная новизна исследования: Проведено исследование взаимосвязи самооценки и агрессивности у подростков.
Практическая значимость: Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практической деятельности психологов в качестве вспомогательного материала для конструирования психологической работы с подростками с учетом таких характеристик личности как самооценка и агрессивность. Также полученные данные могут быть использованы в программах по профилактике агрессивного поведения подростков
[...]
Глава 1 Проблема агрессивности в современной психологии
1.1 Понятие и концепция агрессивности в психологии
В психологии существуют различные взгляды относительно трактовки агрессивности. И на сегодняшний день насчитывается большое количество определений данного феномена. Также многозначность понятия агрессивности связана и с тем, что данный термин рассматривают как синоним понятия агрессии.
Проблема агрессивного поведения уже длительное время привлекает к себе внимание ученых во многих странах мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике.
Широкое изучение этой проблемы является реакцией на беспрецедентный рост агрессии и насилия в двадцатом веке. В отечественной психологии в последнее время наблюдается значительный рост количества работ, связанных с разработкой теоретических аспектов изучения агрессивности, в области изучения детской агрессивности, однако, практически не затронуты области, изучающие специфику агрессивного поведения различных социальных групп, и факторы, влияющие на это, особенно социальные.
Конечно, агрессия изучается не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Проблема агрессивности нашла свое отражение в работах многих философов и мыслителей, таких как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др. В общественных науках чаще используют термин «агрессия», рассматривая насилие либо как синоним агрессии, либо как одно из проявлений агрессии. Термином «агрессия» обозначают напористое, доминирующее, вредоносное поведение, объединяя различные по формам и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные действия, причинение физического вреда вплоть до убийства и самоубийства.
Таким образом, в психологии имеет место большое разнообразие точек зрения на определение термина «агрессивность», и подходов к его объяснению и изучению.
Выделяются следующие теоретические подходы к рассмотрению агрессии и агрессивности:
1) этологический;
2) психоаналитический;
3) фрустрационный;
4) бихевиористический.
В целом, можно отметить, что для многих ученых агрессия и агрессивность тождественны и взаимозаменяемы. Но некоторые, которые не признают их тождественности [36]. Так, Ф.С. Сафуанов говорил о необходимости различать данные понятия, поскольку он считал, что не за всяким агрессивным действием субъекта стоит агрессивность личности [35, с. 138].
В связи с различными трактовками агрессивности выделилось большое количество противоречивых теоретических обоснований происхождения агрессивности.
Рассмотрим различные подходы к происхождению агрессивности более подробно.
Первый подход рассматривает агрессивность как врождённую внутрипсихическую энергию разрушительного свойства, которая может быть направлена как вовне, так и на самого индивида. Основными представителями данного подхода к определению агрессивности являются З. Фрейд и К. Лоренц. Данная теория называется психоаналитической и является довольно распространенной и представляет интерес для анализа.
Центральной фигурой психоаналитической теории является З. Фрейд. И в данной теории механизмом возникновения агрессивности рассматривается как столкновения двух энергий: энергии танатоса и энергии эроса. Это столкновение приводит к получению агрессивной энергии, которая направляется на других. Один из основоположников этологии К. Лоренц утверждал, что агрессивное поведение является врожденным. Агрессивный инстинкт является необходимым для эволюции, а именно для выживания и адаптации животных и человека [23].
Следующий подход к определению понятия агрессивность – это рассмотрение агрессивности как побуждения. Согласно данному подходу, агрессивность является результатом побуждения. В свою очередь, это побуждение возникло в результате лишения организма каких-либо вещей, которые необходимы для его существования. В данном подходе основной теорией является теория фрустрации. Рассмотрим её более подробно.
Основоположником данного направления рассмотрения агрессивности считается Дж. Доллард [50]. Он отмечал, что агрессивность – это не влечение, которое может автоматически возникнуть, а реакция на фрустрацию. То есть, агрессивность – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия. Согласно данной теории, агрессивность – всегда следствие фрустрации, а фрустрация, в свою очередь, всегда влечёт за собой агрессивное поведение. «Фрустрация возникает, когда появляется помеха и происходит блокирование целенаправленного поведения. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация».
Теория Дж. Долларда критиковалась за жёсткую схему «фрустрация - агрессивность», поскольку было замечено, что люди часто неагрессивно реагируют на фрустрирующую ситуацию, что дало предпосылки для устранения жёстких ограничений схемы [50].
[...]
Глава 2 Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и агрессивности в подростковом возрасте поведения подростков
2.1 Организация исследования
Цель исследования: изучить взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков.
Задачи исследования:
- подобрать методы и методики, релевантные поставленной цели и задачам исследования;
- сформировать выборку испытуемых;
- провести психодиагностические методики;
- на основании данных психодиагностических методик изучить особенности проявления агрессивного поведения и уровень самооценки подростков;
- на основании данных количественного и статистического анализа охарактеризовать взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков.
Выборка. В исследовании приняли участие 50 подростков 13-15 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек.
Этапы исследования:
- на первом этапе исследования были выявлены особенности проявления агрессивного поведения и уровень самооценки у подростков;
- на втором этапе исследования были выявлены половые различия в особенностях проявления агрессивного поведения и самооценки подростков;
- на третьем этапе исследования была выявлена взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков;
- на четвертом этапе были сформулированы по результатам исследования практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения у подростков.
Методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения, психодиагностические методы, метод оценки достоверности различий U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок, коэффициент ранговой корреляции Спирмена или коэффициент корреляции Спирмена.
Описание психодиагностических методик исследования:
1. Методика изучения форм агрессии А.Басса-А.Дарки. Цель методики: изучение уровня агрессивности и враждебности, выявление доминирующих форм агрессии. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
2. «Личностная агрессивность и конфликтность». Авторы методики Е.П. Ильин и П. А. Ковалев. Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Данная методика позволяет определить негативную агрессивность, позитивную агрессивность, а также обобщенный показатель конфликтности. Позитивная агрессивность представлена таким поведением, которое помогает человеку добиться желаемой цели, но при этом может нанести незначительный дискомфорт другим людям (наступательность, напористость, неуступчивость). Негативная агрессивность представлена поведением человека, которое вызывает психологический дискомфорт у окружающих (мстительность, нетерпимость к мнению других).
Конфликтность личности в данной методике представляет собой черту характера, которая способствует частоте возникновения конфликта и вступления в них человека.
3. Методика исследования самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Цель методики: определить особенности самооценки испытуемого (как общего отношения к себе). Процедура исследования: методика проводится в групповой форме. Процедура исследования представляет собой использование определённой шкалы оценок. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и так далее. Испытуемым предлагается изобразить семь вертикальных линий, нижняя точка которых символизирует самое низкое развитие, а верхние – наивысшее. Каждая линия соответствует определенному качеству. На каждой линии чертой (-) испытуемый отмечает, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны своей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.
Методы математической статистики. U-критерий Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – это количественная оценка статистического изучения связи между явлениями, используемая в непараметрических методах.
[...]
Заключение
1. Теоретически проанализированы аспекты взаимосвязи самооценки и агрессивности у подростков.
Существует множество подходов к определению феномена агрессивности и агрессии, но, в нашей работе, мы будем придерживаться определения, данного И.А. Фурмановым, согласно которому агрессивность представляет собой реакцию на кризисную ситуацию, которая возникает вследствие блокировки актуальных потребностей. Агрессивность можно рассматривать как предпосылку девиантного поведения, а непосредственно агрессию в качестве формы его проявления.
Самооценка – это оценка человеком себя, своих качеств и свойств, способностей, достоинств и недостатков, представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей. Она представляет собой сложное личностное образование и принадлежит к фундаментальным свойствам личности. В психологии выделяют следующие виды самооценки: адекватная, неадекватная и смешанная. Кроме того, существуют такие уровни самооценки, как заниженная, низкая, нормальная и высокая.
Подростковый возраст является одним из важнейших периодов развития личности и всех ее психических процессов. В подростковом возрасте формируется мировоззрение, закладываются базовые ценности личности, развиваются мотивы поведения и способы реакции индивида в кризисных ситуациях. Взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков подчеркивает, что низкая самооценка может быть связана с проявлением агрессивного поведения. Подростки с низкой самооценкой могут испытывать чувство неполноценности и неудовлетворенности, что может стимулировать агрессивные реакции как средство защиты или компенсации. Неконтролируемая агрессия может возникнуть из-за неспособности регулировать эмоции в стрессовых ситуациях. Влияние окружающей среды, конфликты и отклонение со стороны сверстников также могут усиливать агрессивное поведение у подростков с низкой самооценкой.
2. Выполнен подбор диагностических методик, направленных на изучение взаимосвязи самооценки и агрессивности у подростков. В исследовании приняли участие 50 подростков 13-15 лет, из них 25 мальчиков и 25 девочек. В качестве методик исследования были использованы методика исследования самооценки Т. Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; опросник агрессивности Басса – Дарки; личностная агрессивность и конфликтность Е.П. Ильин и П.А. Ковалев. Для определения различий был выбран U-критерий Манна-Уитни, для изучения взаимосвязи – критерий ранговой корреляции Спирмена.
3. Проведено эмпирическое исследование самооценки и агрессивности у подростков. У мальчиков-подростков наиболее выражена вербальная агрессия и негативизм. Вербальная агрессия в поведении проявляется в выражении негативных чувств посредством вербальных форм (повышение голоса, крики), так и через содержание ответов (реплики, содержание проклятия, угрозы, оскорбления). Негативизм проявляется в поведении подростков как форма агрессивного поведения посредством оппозиционной манеры в поведении от пассивного сопротивления до активного противостояния с окружающими. У девочек наиболее выражены следующие формы агрессивного поведения: обида и чувство вины. Обида как форма враждебной поведенческой реакции проявляется в поведении в форме зависти либо ненависти к окружающим за действительные или надуманные действия. Доминирование чувства вины проявляется как возможная убежденность субъекта в том, что он поступает неправильно, а также испытывает угрызения совести, и обвиняет себя. То есть данная форма агрессивного поведения направлена на себя. В наименьшей степени, как у мальчиков, так и у девочек выражены такие формы проявления агрессивного поведения, как физическая агрессия и подозрительность. Результаты исследования указывают на существенные различия в уровне самооценки между мальчиками и девочками подросткового возраста. В частности, низкая самооценка более распространена среди мальчиков, в то время как адекватная самооценка чаще встречается среди девочек. Завышенная самооценка также более характерна для девочек подросткового возраста.
4. Выполнен корреляционный анализ результатов исследования.
Исследование показывает, что существует отрицательная корреляция между самооценкой подростка и такими психологическими факторами, как обида, физическая агрессия, позитивная агрессивность и конфликтность. Это означает, что чем ниже самооценка подростка, тем выше уровень обиды, физической агрессии, позитивной агрессивности и конфликтности. Возможно, низкая самооценка может быть связана с более высоким уровнем негативных эмоций и более агрессивным поведением подростков.
Таким образом, гипотеза о том, что существует взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков: чем ниже самооценка подростка, тем выше уровень обиды, физической агрессии, позитивной агрессивности и конфликтности, подтверждена.
1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014. – 964 с.
2. Байдин, Д.В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков / Д.В. Байдин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – С. 11–15.
3. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2014. – 322 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. – 512 с.
5. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Речь, 2016. – 440 с.
6. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: учебник / Г.В. Бороздина. – М.: Юрайт, 2014. – 480 с.
7. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2014. – 336 с.
8. Виндилович, А. В. Подростковая агрессия и её причины / А. В. Виндилович // Молодой ученый. – 2021. – № 46 (388). – С. 336-338.
9. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2016. – 240 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014. – 500 с.
11. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 2016. – 247 с.
12. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Академический Проект, 2015. – 320 с.
13. Долгова В.И. Формирование позитивной я-концепции старших школьников / В.И. Долгова, И.П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2019. – № 4 (24). – С. 63-65.
14. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. – 2019. – № 1. – С. 305-317.
15. Животовская М.Ю. Взаимосвязь самооценки и агрессивности у подростков с девиантным поведением / М.Ю. Животовская / Студент года 2022. Сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. – Петрозаводск, 2022. – С. 226-236
16. Захарова, А.В. Генезис самооценки. / А.В. Захарова. – М.: Академия, 2014. – 321 с.
17. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С.36-42
18. Исакова Е. А. Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков / Е. А. Исакова // Научно-методический журнал «Концепт». – 2019. – Т. 18. – С. 61–65.
19. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.
20. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб. : Питер : Питер принт, 2014. – 333 с.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание / А.Н. Леонтьев //Личность, 2-е изд. М. : Сфера, 2015. – 165 с.
22. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2017. – 416 с.
23. Лоренц, К. Агрессия так называемое «зло» / Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. – М. : Прогресс Универс, 2014. – 271 с.
24. Меньшикова Т. И. Специфика агрессивного поведения подростков / Т. И. Меньшикова // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2019. – №2. – С. 48-53
25. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Academia, 2017. – 640 с.
26. Некрасова, Е. А. Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков / Е. А. Некрасова // Молодой ученый. – 2019. – № 8 (142). – С. 291-295.
27. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 752 с.
28. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М.: РИМИС, 2018. – 416 с.
29. Прядко М. А. Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков / М. А. Прядко // Научно-методический журнал «Концепт». – 2019. – Т. 10. – С. 81-85.
30. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. – М., 2014. – 752 с.
31. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – М.: АСТ, 2014. – 656 с.
32. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшидт. – М.: Мир, 2014. – 320 с.
33. Рогова Е. Е. Особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки / Е. Е. Рогова // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – №12 (190). – С. 83-88
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 720 с.
35. Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии / Ф.С. Сафуанов. – М.: Смысл, 2021. – 299 с.
36. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2020. – 439 с.
37. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров. – М.: Академия, 2014. – 324 с.
38. Скабелина Н.А. Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков / Н.А. Скабелина // Скиф. – 2020. – №8 (24). – С. 41-49
39. Сорокина, А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. – Уфа : Рассвет, 2016. – 130 с.
40. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Академия, 2014. – 284 с.
41. Струк, Л. А. Исследование самооценки подростков / Л. А. Струк // Молодой ученый. – 2022. – № 22 (417). – С. 655-659.
42. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2015. – 480 с.
43. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие / И.А. Фурманов. – Санкт-Петербург : Речь, 2017. – 479 с
44. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 2016. – 192 с.
45. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Владос, 2018. – 313 с.
46. Шаяхметова В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков / В. К. Шаяхметова // Концепт. – 2019. – № 03 (март). – С. 72-78
47. Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198-200.
48. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 2014. – 245 с.
49. Юрчик С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в подростково-юношеском возрасте / С.Н. Юрчик // Социально-педагогическая работа. – 2018. – No 11. – С. 37-46.
50. Dollard J. Frustration and Agression / J. Dollard and others. – New-Haven, Yale. – 2014. – 209 p.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Первичные данные по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты сравнительного анализа.