Введение
Глава 1 Теоретический анализ психологических особенностей профессионального выгорания специалистов IT-сферы и риэлтерских агентств
1.1 Определение и сущность понятия профессионального выгорания личности
1.2 Стадии и симптомы профессионального выгорания
1.3 Характеристика личности и деятельности специалистов IT -сферы и риэлтерских агентств
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального выгорания специалистов IT-сферы и риэлтерских агентств
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов исследования психологических особенностей профессионального выгорания специалистов IT -сферы и риэлтерских агентств
2.3 Практические рекомендации по снижению рисков профессиональной деформации специалистов IT -сферы и риэлтерских агентств
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение Изучение психологических особенностей профессионального выгорания у специалистов в IT-сфере и в риэлтерских агентствах представляет актуальную и важную проблему в контексте современного трудового общества. Обе эти области характеризуются высокой степенью стресса, ответственности и неопределенности, что может привести к возникновению профессионального выгорания – состояния, когда работник испытывает эмоциональное, физическое и умственное истощение.
В современном обществе наметилась выраженная тенденция к реформированию системы профилактики психологического здоровья населения. Поэтому активно разрабатывают различные мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья каждого человека, а также направлены на сохранение показателей здоровья в разных профессиональных сферах. Эти мероприятия позволяют не только повысить общий психологический потенциал здоровья населения, но также улучшить показатели профессиональной эффективности, что непосредственно влияет на улучшение производительности труда, а также своевременной профилактики формирования.
В сфере информационных технологий, где технические задачи, сроки и необходимость постоянного обучения являются повседневностью, специалисты могут столкнуться с чрезмерной нагрузкой и перегруженностью, что в конечном итоге может привести к усталости и выгоранию. Постоянные изменения в технологическом ландшафте также могут вызывать чувство неопределенности и неуверенности в будущем.
В риэлтерской деятельности, сопряженной с поиском клиентов, переговорами, административной работой и соблюдением законов, риэлтеры сталкиваются с постоянным давлением и неопределенностью в зависимости от рыночных условий. Кроме того, в этой профессии важна коммуникация и умение удовлетворять потребности клиентов, что также может быть источником эмоционального напряжения.
Изучение психологических аспектов выгорания в IT-сфере и риэлтеров позволит лучше понять факторы, влияющие на психическое здоровье работников в этих областях и разработать целенаправленные меры поддержки для сохранения их профессионального благополучия.
Феномен профессионального выгорания в психологии является достаточно изученным белорусскими учеными: О. Г. Веретенниковым, Д. В. Дударевой, И. В. Ковалец, В. К. Милькаманович, И. А. Шнерх, а также российскими учеными: М. В. Агаповой, В. В. Бойко, Н. В. Гришиной, Н. В. Клюевой, Н. Е. Водопьяновой, А.А. Рукавишниковым, Е. С. Старченковой, В. Е. Орел, Т.В. Форманюк, зарубежными исследователями: М. Лейтер, К. Маслач, Б. Перлман, Г. Робертса,Е. Хартман, Х.Д. Фрейденберг, и др.).
Цель исследования: выявить психологические особенности профессионального выгорания специалистов IТ-сферы и риэлтерских агентств.
Объект исследования: профессиональное выгорание.
Предмет исследования: психологические особенности профессионального выгорания специалистов IТ-сферы и риэлтерских агентств.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия профессионального выгорания личности.
2. Рассмотреть стадии и симптомы профессионального выгорания.
3. Определить характеристику личности и деятельности специалистов IT -сферы и риэлтерских агентств.
4. Выделить уровни профессионального выгорания специалистов IТ-сферы и риэлтерских агентств и факторы влияния на данный процесс.
5. Разработать практические рекомендации по снижению рисков профессиональной деформации специалистов IT -сферы и риэлтерских агентств.
Методологическая основа исследования. Многофакторная теория выгорания К.Маслач и С. Джексона, теория стресса Г.Селье, теория выгорания Дж.Гринберга, возрастная классификация Б.Г. Ананьева.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- тестирование (методика «Профессиональное выгорание» (К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой), самооценка эмоциональных состояний (А. Уэссмана, Д. Рикса), методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана);
- количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, критерий корреляции Спирмена).
База исследования. ООО "РиэлтБай" и ООО "Фаттория+". В исследовании приняли участие 60 человек, мужчины и женщины, возраст от 25 до 45 лет, из них 30 риэлтеров и 30 из IТ-сферы.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
[...]
Глава 1 Теоретический анализ психологических особенностей профессионального выгорания специалистов IT-сферы и риэлтерских агентств
1.1 Определение и сущность понятия профессионального выгорания личности Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения [41, с. 46].
Традиционно и в научной литературе, и в общественном сознании, «акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т.д.). Совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального выгорания» [12].
Синдром профессионального выгорания представляет собой «процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы» [10, с. 32].
Профессиональное выгорание рассматривается как «синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека» [35, с. 98].
Синдром профессионального выгорания можно отнести к числу феноменов деформации личности. Он является многомерной конструкцией, состоящей из набора негативных психологических переживаний, тесно связанных с достаточно интенсивными, длительными, межличностными взаимодействиями, которые характеризуются высокой эмоциональной насыщенностью. Скорее это ответная реакция на происходящие длительные стрессовые ситуации в межличностных коммуникациях. На практике существуют несколько определений профессионального выгорания.
Термин «профессиональное выгорание» был введен «американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности» [39, с. 145].
Описательный и эпизодический характер носили в основном первоначальные исследования. Но в 1981 году К. Маслач, «одна из ведущих специалистов по изучению «профессионального выгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – утрату профессионального мастерства» [25, с. 121].
К. Маслач в 1982 году выделила три основных признака синдрома «профессионального выгорания»:
– «индивидуальный предел возможностей эмоционального Я противостоять истощению, сгоранию, самосохраняясь;
– внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
– негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и или их негативные последствия» [25, с. 65].
К. Кондо определяет синдром «профессионального выгорания» как «дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия сгорание, которому подвержены, прежде всего, те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание), в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «профессионального выгорания», охватывает значительный круг профессий» [20, с. 65].
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального выгорания специалистов IT-сферы и риэлтерских агентств
2.1 Организация и методика исследования С целью выявления уровня профессионального выгорания специалистов, отдельных характеристик данного феномена нами было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап – подбор диагностического инструментария, базы исследования и определение выборки исследования.
2 этап – проведение исследования психологических особенностей профессионального выгорания специалистов IT-сферы и риэлтерских агентств.
3 этап – проводится качественный и количественный анализ и интерпретация полученных данных, формулируются выводы, и оформляются результаты научного исследования.
База исследования. ООО "РиэлтБай" и ООО "Фаттория+". В исследовании приняли участие 60 человек, возраст от 25 до 45 лет, из них 30 риэлтеров (18 женщин в возрасте от 25 до 37 лет и 12 мужчин в возрасте от 27 до 45 лет, стаж работы 5-10 лет) и 30 из IТ-сферы (9 женщин в возрасте от 25 до 32 лет и 21 мужчина в возрасте от 25 до 42 лет, стаж работы 5-7 лет).
Методики исследования:
1. Методика «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой (Приложение А).
Тест профессионального выгорания предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего, коммуникативных.
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий, показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания.
Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
Методика содержит три шкалы: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Редукция личных достижений».
2. Самооценка эмоциональных состояний А. Уэссмана, Д. Рикса (Приложение А).
Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени. Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом.
Определяют следующие показатели:
И1 – «Спокойствие – тревожность»,
И2 – «Энергичность – усталость»,
ИЗ – «Приподнятость – подавленность»,
И4 – «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности»,
И5 – Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния.
3. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, модификация В.В. Бойко (Приложение А).
Социальная фрустрированность - вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности.
Обработка данных производилась с использованием методов математико-статического анализа. Для оценки достоверности различий в показателях применялся U-критерий Манна-Уитни. Для оценки связи между переменными применялся критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена. Выбранные критерии статистической обработки относятся к непараметрическим, поэтому проверка на нормальность распределения не требуется.
[...]
Заключение Профессиональное выгорание – это профессиональный феномен, который возникает в результате неумения преодолевать стрессы на работе и отражается на личности и поведении работника. Профессиональное выгорание является процессом поэтапной утраты энергии, что проявляется в симптомах эмоционального, умственного и физического истощения, личной отстраненности и снижения профессиональной самооценки. Профессиональное выгорание затрагивает все сферы личности специалиста, препятствует успешной работе, предполагает утрату психических ресурсов снижение эмоционального тонуса.
Выгорание как составляющая профессиональной деформации, негативное явление в личностной сфере работника, включает в себя следующую симптоматику: психоэмоциональное истощение, сопровождающееся чувством глубокой усталости и опустошенности, проявлением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к деятельности и ее субъектам, утратой мотивации профессиональной деятельности, ощущение некомпетентности и не успешности в работе.
Специалисты IT обладают аналитическим складом ума и способностью анализа информации для принятия взвешенных решений на основе логики и фактов. Они также обладают глубоким пониманием технических аспектов своей работы, будь то разработка программного обеспечения, администрирование сетей или обеспечение информационной безопасности. Креативность и инновационность также являются важными чертами, поскольку специалисты в IT часто сталкиваются с нестандартными задачами и должны проявлять креативность в поиске инновационных подходов. Одной из ключевых характеристик личности риэлтеров является убедительность и умение вести переговоры. Гибкость и адаптивность также важны, поскольку каждая сделка уникальна, и требует индивидуального подхода. Работа в риэлтерском агентстве также требует организованности и внимания к деталям.
Исследование психологических особенностей профессионального выгорания у риэлтеров и специалистов IT-сферы выявило, что значимых различий между двумя выборками в уровне профессионального выгорания нет. Есть общая тенденция: высокий уровень профессионального выгорания выявлен у 13,3% риэлтеров и 6,7% специалистов IТ-сферы, средний уровень – у 20% риэлтеров и 23,3% специалистов IТ-сферы, низкий уровень – у 66,7% риэлтеров и 70% специалистов IТ-сферы. Так, большая часть риэлтеров и специалистов IТ-сферы обладает низким уровнем профессионального выгорания.
Эмоциональные состояния как характеристика профессионального выгорания и деформации также без значимых различий, но повышены у риэлтеров по параметру уверенности в себе, у специалистов IT-сферы повышены показатели спокойствия, приподнятости и уверенности в себе.
Есть различия в уровне удовлетворенности такими аспектами как отношения с администрацией и положением в обществе: у специалистов IТ-сферы выше ощущение удовлетворенности тем, как у них складываются отношения с администрацией и выше ощущение удовлетворенности своим положением в обществе, чем у риэлтеров.
В результате корреляционного анализа у риэлтеров установлено: чем выше спокойствие, тем менее выражено эмоциональное истощение. Чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе, тем менее выражена редукция личных достижений. Чем выше удовлетворенность взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности, тем менее выражена деперсонализация. В результате корреляционного анализа специалистов IТ-сферы: чем выше приподнятость настроения, удовлетворенность возможностью проводить досуг, тем менее выражено эмоциональное истощение. Чем выше уверенность в себе по работе, тем менее выражена редукция личных достижений. Чем выше удовлетворенность условиями профессиональной деятельности, тем менее выражена деперсонализация.
По результатам исследования предложены рекомендации: сотрудникам рекомендуется обращать внимание на уровень спокойствия, приподнятости настроения, удовлетворенности досугом, уверенности в себе и взаимоотношениями с коллегами для профилактики и преодоления профессионального выгорания.
Теоретическая значимость: расширение теоретических представлений о сущности понятия профессионального выгорания личности, стадиях и симптомах профессионального выгорания специалистов IT -сферы и риэлтерских агентств.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в коррекционной работе с специалистами IT-сферы и риэлтерских агентств. Разработанные нами рекомендации будут полезны специалистам IT-сферы и риэлтерских агентств с целью преодоления профессионального выгорания.
[...]
1. Андрющенко, О. В. Профессиональное выгорание программистов в период пандемии и удаленной работы / О. В. Андрющенко, Е. А. Бехтева // Гуманитар. науч. журн. – 2022. – № 4–2. – С. 8–14.
2. Ахмадуллин, А. Р. Особенности персонала и специфика трудовой деятельности в отрасли информационных технологий как основа повышения конкурентоспособности персонала / А. Р. Ахмадуллин // Вестн. ун-та. – 2015. – № 13. – С. 165–171.
3. Батяев, А. Справочник риэлтора / А. Батяев. – М. : Топ-персонал, 2005. – 120 с.
4. Березовская, Р. А. Особенности отношения к работе и синдром выгорания у руководителей / Р. А. Березовская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2016. – № 4. – С. 39–46.
5. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М. : Per Se, 2006. – 523 с.
6. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2015. – 278 с.
7. Борисова, У. С. Вовлеченность персонала организации: социологический анализ / У. С. Борисова, Л. Н. Васильева // О-во: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 5. – С. 13–15.
8. Влах, Н. И. Особенности синдрома профессионального выгорания у представителей медицинских профессий / Н. И. Влах // Психология. Психофизиология. – 2017. – № 1. – С. 5–11.
9. Водопьянова, Н. Е. Ресурсная модель психологической помощи субъектам труда, подверженным профессиональному выгоранию / Н. Е. Водопьянова // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15–16 окт. 2015 г. / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; отв ред.: Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. – М., 2015. – С. 202–207.
10. Гарифуллин, Р. С. Риэлтерские услуги как вид предпринимательской деятельности / Р. С. Гарифуллин // Экономика и упр. –2008. – № 4. – С. 112–114.
11. Гудзенко, Д. Оценка эффективности обучения персонала в области информационных технологий / Д. Гудзенко // Упр. персоналом. – 2007. – № 11. – С. 72–75.
12. Гунзунова, Б. А. Психокоррекция профессионального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов / Б. А. Гунзунова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 76–80.
13. Дубровская, И. А. Справочник риэлтора / И. А. Дубровская, О. И. Соснаускене. – М. : Юстицинформ, 2006. – 344 с.
14. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для студентов, магистрантов, обучающихся по психол. специальностям / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург : Деловая кн. ; М. : Акад. проект, 2005. – 239 с.
15. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом : учеб.-практ. пособие для студентов вузов / А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская ; под ред. А. Я. Кибанова. – М. : Проспект, 2012. – 59 с.
16. Климов, Е. А. Психология профессионала : избр. психол. тр. / Е. А. Климов ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 454 с.
17. Ковальчук, М. А. Синдром профессионального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики : монография / М. А. Ковальчук. – Ярославль : Ярослав. гос. аграр. ун-т, 2017. – 128 с.
18. Кудиевская, П. Повышение эффективности управления риэлторской организацией / П. Кудиевская // Риэлтор. Журн. для профессионалов. – 2009. – № 1. – С. 74–79.
19. Латышев, А. В. Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД / А. В. Латышев, Е. В. Дворцова // Молодой ученый. – 2020. – № 20. – С. 644–646.
20. Локтионова, О. С. Эмоциональное выгорание / О. С. Локтионова // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2010. – № 3. – С. 78–87.
21. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 308 с.
22. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач // Шк. психолог. – 1998. – № 7. – С. 16–18.
23. Мильнер, Б. З. Теория организации : учеб. для студентов вузов / Б. З. Мильнер. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 646 с.
24. Минаева, Н. А. Информационные технологии в формировании компетенции будущих учителей [Электронный ресурс] / Н. А. Минаева // Образоват. ресурсы и технологии. – 2013. – № 1. – Режим доступа: https://vestnik-muiv.ru/article/informatsionnye-tekhnologii-v-formirovanii-kompetentsiy-u-budushchikh-uchiteley/.
25. Минина, А. А. Исследование организационной культуры и ценностных ориентаций риэлторов / А. А. Минина // Теория и практика сервиса: экономика, соц. сфера, технологии. – 2014. – № 4. – С. 66–73.
26. Мирошникова, О. А. Обзор основных аспектов риэлторской деятельности / О. А. Мирошникова // Гео-Сибирь. – 2008. – Т. 2, № 1. – С. 82–86.
27. Никифоров, Г. С. Психология здоровья : учеб. пособие / Г. С. Никифоров. – СПб. : Речь, 2002. – 256 с.
28. Новые информационные технологии : учеб. пособие по информатике и новым информ. технологиям для студентов вузов и ун-тов / В. П. Дьяконов [и др.] ; под ред. В. П. Дьяконова. – М. : Солон-Пресс, 2005. – 639 с.
29. Орел, В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В. Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии : сб. науч. тр., посвящ. 60-летнему юбилею В. Д. Шадрикова / Ярослав. гос. ун-т ; под ред. А. В. Карпова. – Ярославль, 1999. – С. 76–97.
30. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психол. журн. – 2001. – Т. 22, № 1. – С. 90–101.
31. Осухова, Н. Г. Возвращение к жизни : метод. материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике проф. выгорания / Н. Г. Осухова, В. В. Кожевникова // Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников : науч.-метод. сб. ст. / Союз соц. педагогов и соц. работников России [и др.] ; под ред. Н. Г. Осуховой. – М., 2006. – С. 95–111.
32. Петри, А. Н. Особенности профессионального выгорания медицинских работников / А. Н. Петри // Акмеология. – 2017. – № 1. – С. 129–134.
33. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор [Электронный ресурс] / О. О. Гофман [и др.] // Орг. психология. – 2023. – Т. 13, № 1. – Режим доступа: https://orgpsyjournal.hse.ru/2023-13-1/826492605.html.
34. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. – СПб. : Питер, 2008. – 380 с.
35. Райкова, Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е. Ю. Райкова // Молодой ученый. – 2011. – № 5. – С. 92–97.
36. Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов / И. Г. Лемешкина [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 799–801.
37. Романова, Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 460 с.
38. Сидоров, П. И. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] / П. И. Сидоров // Мед. газ. – 2015. – 8 июня. – Режим доступа: http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html.
39. Смирнова, О. Ю. Терапия и профилактика синдрома профессионального выгорания / О. Ю. Смирнова, А. В. Худяков // Мед. сестра. – 2011. – № 7. – С. 36–40.
40. Сорокоумова, Г. В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов / Г. В. Сорокоумова, О. В. Шурыгина // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. – 2017. – № 3. – С. 437–443.
41. Толочек, В. А. Современная психология труда : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Толочек. – СПб. : Питер, 2005. – 478 с.
42. Филатова, А. В. Понятие и сущность риелторской деятельности и риелторских услуг / А. В. Филатова // Молодой ученый. – 2019. – № 12. – С. 206–208.
43. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопр. психологии. – 1994. – № 6. – С. 57–64.
44. Шнерх, И. А. Стресс и профессиональное выгорание педагогов / И. А. Шнерх // Проблемы и тенденции качества образования в системе национальной безопасности : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. в дистанц. форме, Барановичи, 21 апр. 2017 г. / Баранович. гос. ун-т ; редкол.: В. В. Климук (гл. ред.) [и др.]. – Барановичи, 2017. – С. 70–74.
45. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : учеб. пособие / Ю. В. Щербатых. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2012. – 256 с.
46. Ядрова, Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов / Н. В. Ядрова // Молодой ученый. ‒ 2017. ‒ № 11. ‒ С. 517–520.