Введение
Глава 1 Проблема тревожности и эмпатии в современной психологии
1.1 Понятие тревожности и ее характеристики в зарубежной и отечественной литературе
1.2 Понятие эмпатии и ее особенности, представленные в зарубежной и отечественной литературе
1.3 Дифференциация женщин и мужчин по гендерному и половому признаку, отличия в отношении к детям
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования уровня тревожности женщин, имеющих и не имеющих детей
2.3 Результаты исследования уровня эмпатии женщин, имеющих и не имеющих детей
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема тревожности в настоящее время является актуальной, о чем свидетельствует рост научных исследований и публикаций на эту тему. В исследовании тревожности принимали участие ведущие ученые, такие как В.М. Астапова, И. В. Дубровина, Л.И. Божович А. М. Прихожан, Н. Д. Левитова. Среди современных исследователей тревожности можно назвать таких, как Е. А. Варенников, Г. Н. Жулин, Е.Ю. Брель, В. С. Васькина, А. В. Микляев, П. В. Румянцев, А. А. Петрова и другие. Наличие сильной личной и ситуативной тревоги играет особую роль в стимулировании стрессовых ситуаций у женщин.
Эмпатия также играет важную роль в современном обществе. Мы знаем, что человек становится человеком, взаимодействующим с социальной средой благодаря своему образованию и своему образованию, ассимиляции культуры конкретного исторического общества. В этом смысле господствует принцип социализации, то есть «вхождение» индивида в общество. Ряд исследователей утверждают, что психологическое свойство эмпатии, эмпатии, является важным механизмом социализации. Именно развитая симпатия формирует утонченные и высоко моральные качества, а также усваивает и активно воссоздает социальный опыт.
Цель исследования: выявить взаимосвязь тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей.
Объект исследования: тревожность и эмпатия у женщин.
Предмет исследования: Взаимосвязь тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие тревожности в современной психологической литературе;
- описать особенности проявления эмпатии;
- охарактеризовать дифференциацию женщин и мужчин по гендерному признаку;
- организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей, дать анализ и интерпретацию полученных результатов.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что существует взаимосвязь тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей.
Для достижения цели и реализации поставленных задач была использована совокупность методов, включающая в себя: теоретические (изучение литературы по теме исследования), эмпирические методы (тестирование и опрос), методы статистической обработки данных, а также методы количественного и качественного анализа и интерпретации полученных результатов.
В рамках диагностического исследования на констатирующем и контрольном этапах использовалась «Шкала личностной и ситуативной тревожности» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина). Для оценки взаимосвязи уровня тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей, нами использована статистическая обработка данных с применением коэффициента корреляции Спирмена.
Эмпирической базой исследования выступило УО «Минский государственный колледж искусств». В исследовании принимали участие педагоги (женщины) в количестве 30 человек.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в ходе исследования работы определены особенности личностной и ситуативной тревожности, эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в организации спецкурсов по тревожности, эмпатии в высшей школе.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМПАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие тревожности и ее характеристики в зарубежной и отечественной литературе
В психической деятельности человека психические состояния выполняют важнейшую функцию регулирования, которая позволяет адаптироваться организму к окружающей среде и ситуации (Б.И. Додонов, В.А. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Рыбаков). Адаптивная функция состояния заключается в том, что оно устанавливает соответствие между потребностями индивида и его возможностями, между внешними средовыми условиями и внутренними ресурсами человека. Эта функция психических состояний позволяет человеку сохранить на максимально возможном уровне способность человека к жизнедеятельности в разных условиях существования. Таким образом, психические состояния выступают как форма саморегуляции психики.
Психические состояния имеют сложную структуру, поэтому систематизация их затруднена. Существует много различных классификаций психических состояний. В структуре этих классификаций тревожность (или тревога) относится к эмоциональным состояниям. Я.Л. Коломенский определяет эмоциональные состояния как пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций для личности. Г.М. Бреслав пишет, что эмоциональные состояния выступают механизмом выделения актуального для личности в пространстве и времени.
Состояние тревожности (тревоги) возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вре¬да. Тревожность как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих негативные результаты. Поэтому тревожность играет положительную роль в адаптации человека к сложным жизненным ситуация, она выступает как индикатор нарушения и мобилизатор резервов психики. И. В. Пацявичус пишет, что тревожность - «это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, она сигнализирует субъекту необходимость тщательного учета всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональное состояние тревоги способно повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности» (цит. по [54, с. 131]). В этом роль тревожности и ее положительное значение. Поэтому определенный уровень тревожности считается нормальным и необходимым для жизнедеятельности человека. В ситуации опасности, новой для человека показатели тревожности возрастают. Переживание тревожности свойственно любому человеку в адекватных ситуациях. Но по мере адаптации человека к новым условиям или стрессу тревожность снижается.
Состояние тревожности выполняет роль «мобилизатора» резервов психики. Оно является сигналом эмоционального предвосхищения неуспеха, способствуя мобилизации сил организма на борьбу с трудностями, способствует оптимальной подготовке к деятельности, повышению уровня эффективности саморегуляции.
Проблемы начинаются там, где уровень тревожности человека превышает нормативные значения длительное время, что приводит к истощению резервов организма и вызывает негативные последствия для здоровья. Поэтому в психологической литературе тревожность чаще всего рассматривается как негативное состояние, связанное с переживанием стресса либо как стабильная личностная черта.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМПАТИИ У ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ И НЕ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей, проводилось на базе УО «Минский государственный колледж искусств».
Состав выборки:
В исследовании принимали участие педагоги (женщины) в количестве 30 человек (15 человек, имеющие детей и 15 человек – не имеющие детей).
Гипотеза исследования – существует взаимосвязь тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей.
Диагностический инструментарий:
1. Для изучения тревожности как свойств личности: методика Спилберга-Ханина.
2. Для выявления уровня эмпатии применялась «Диагностика эмпатии» (И.М. Юсупов).
Для дифференцированого измерения тревожности как личностного свойства и как состояния, связанного с текущей ситуацией, используется методика тест Спилберга – Ханина. Автором данной методики является Ч.Д. Спилбергер. На русский язык данная методика адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Наибольшее количество методов измерения тревожности позволяет оценить уровень личной тревожности, кроме того, выявить само наличие тревожности. Техника, предложенная Ч.Д. Спилбергер и адаптированный Ю.Л. Ханин, сегодня это единственный метод, который позволяет по-разному измерять тревогу как личную собственность и как условие. Эта методология включает в себя форму шкалы самооценки, которая включает в себя 40 вопросов - рассуждения. 20 из них дают возможность оценить уровень ситуативной тревожности, а 20 позволяют оценить уровень личной тревожности.
В процессе тестирования с использованием этого метода необходимо использовать 2 формы ответов. Одна форма используется для измерения ситуационной тревоги, а другая используется для измерения уровня личной тревоги. Анкета - это суждение, составленное в определенной последовательности. Методология также включает в себя систему показателей для оценки ответов. Это исследование может проводиться как индивидуально, так и в группах.
Испытуемые получают следующие инструкции: внимательно прочитайте каждое из этих предложений, а затем вычеркните число в окошке справа, исходя из вашего текущего благополучия. Не думайте о вопросах в течение длительного времени, потому что нет правильных и неправильных ответов.
Следует подчеркнуть, что этот тест является информативным и надежным способом самооценки как личной тревожности как стабильной человеческой характеристики, так и уровня тревожности в данный момент (состояния реактивной тревожности). Измерение тревожности как личной собственности будет очень важным, поскольку именно это свойство очень часто является предпосылкой поведения субъекта в различных ситуациях. Наличие определенного уровня тревожности является естественной и неотъемлемой чертой личности, для которой характерна активная активность. Для любого человека существует оптимальный уровень тревожности, который для него является определенным. Такое беспокойство называется полезным. Способность человека оценивать собственное состояние в этом отношении является важной составляющей самообразования и самоконтроля.
Он также определяет личную тревогу, которая понимается как стабильная личностная характеристика, которая отражает предрасположенность человека к тревоге и предполагает, что он склонен воспринимать довольно широкий круг ситуаций как угрожающие, реагируя на каждую конкретную реакцию. Личная тревога как предрасположенность активируется восприятием определенных стимулов, которые человек считает опасными для самооценки и самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Термин «тревожность» в современной литературе рассматривается как сложное психологическое явление, как психическое состояние и как личностное воспитание. Тревога может проявляться в открытой и скрытой форме. В то же время ситуативная тревога является негативным эмоциональным состоянием, а личная тревога - личностной чертой, отражающей ее предрасположенность к тревоге. Повышенный уровень тревоги может оказывать как дезорганизующее, так и мобилизующее воздействие на человека.
Эмпатия играет важную роль в современном обществе. Высокий уровень эмпатии способствует успешному преодолению стресса как у самого человека, так и партнеров по общению, являясь для человека одним из наиболее эффективных средств предотвращения одиночества и преодоления его. Тем не менее, следует отметить важность развития всех компонентов эмпатии (эмоциональные, когнитивные и конативные), а также правильно понять смысл этого понятия. Нарушения процесса адаптации, связанные с взаимодействием сложного и многогранного конструкта эмпатии и других личностно-экологических ресурсов, имеют чрезвычайно тонкий психогенез. Необходимо обратить внимание на то, что эмпатия в современных исследованиях рассматривается как ресурс личностно-экологического взаимодействия личности в процессе его развития и социализации, а также как необходимый компонент помощи психолога и психотерапевта клиентов.
«Гендер» – это элемент социальных отношений, основанный на ощущаемых различиях между полами. Гендерные отношения – это социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами, отношения между различными гендерными группами, отношения между субъектами разного пола, отношение индивида к себе как представителю определенного пола.
В ходе данного исследования была проанализирована взаимосвязь между тревожностью и эмпатией у женщин, имеющих и не имеющих детей. В ходе исследования было выявлено, что у женщин, имеющих детей, преобладает высокий уровень ситуативной тревожности, а у женщин, не имеющих детей – средние показатели ситуативной тревожности. Для женщин, имеющих детей, характерен высокий уровень личностной тревожности, для женщин, не имеющих детей, – средний.
У большинства женщин, не имеющих детей, отмечается средний уровень эмпатии. Большинство женщин, имеющих детей, характеризуются как высокоэмотивные лица, которые чувствительны к нуждам и проблемам других, щедры, имеют тенденцию много прощать.
По итогам исследования было выявлено, что нет достоверной взаимосвязи между уровнем тревожности и эмпатии у женщин, имеющих и не имеющих детей. Гипотеза исследования не подтвердилась.
1. Ананина, Л.В. Проблема тревожности у детей в подростковом возрасте / Л.В. Ананина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. – М., 2017. – С. 143-147
2. Андреева, И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности социально- психологических характеристик подростков : автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / И.Н. Андреева. – Минск, 2002. – 22 с
3. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
4. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2008. – С. 151-160.
5. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 254–256.
6. Бендас, Т.В. Гендерная психология. : учеб.пособие / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2007. – 431 с.
7. Березин, Ф.Б. Психическая адаптация и тревога / Ф.Б. Березин // Психические состояния. – СПб., 2000. – С. 219–229.
8. Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 318 с.
9. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / Под редакцией А.А. Бодалева. – М.: МГУ, 1982. – 200 с.
10. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
11. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж.Боулби. – М. : Логос, 2006. – 280 с.
12. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
13. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 147–156.
14. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии / Т.П. Гаврилова // Журнал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 48–54.
15. Гордеева, Е.Г. Влияние клинической трансперсональной психотерапии на показатели ситуативной тревожности / Е.Г. Гордеева // Здоровье и образование в ХХI веке. – 2016. – № 2. – С. 45-49.
16. Григорьева, О.Ф. Особенности проявления тревожности у студентов / О.Ф. Григорьева, К.А. Холуева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6 – С. 79-80.
17. Гришунина Е.В., Ртищева М.С. Имидж современной женщины / Е.В. Гришунина, М.С. Ртищева // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 103-113.
18. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 2008. – 244 с.
19. Земницкая, Ю.С. Личностная тревожность в подростковом возрасте / Ю.С. Земницкая // Педагогика и психология. – М., 2016. – С. 22-23.
20. Иванова, О.Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О.Н. Иванова, В.Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
21. Изард К. Э. Эмоции человека / К. Э. Изард. - М. : Издательство Московского ун-та, 2000. – 440 с.
22. Ильин, Е. Психология помощи (Альтруизм, эгоизм, эмпатия)/ Е. Ильин. – СПб. : Питер 2016. – 784 с.
23. Калинина, Ю.С. Психологическая коррекция и профилактика в работе с тревожными подростками / Ю.С. Калинина // Социально-психологические вызовы современного общества. – М., 2017. – С. 160-166.
24. Каминская, Т.П. Источники тревожности в разных возрастных группах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/1117
25. Карамзина, У.А. Тревожность детей школьного возраста / У.А. Карамзин, Р.А. Атласова // Научные исследования : от теории к практике. – 2015. – № 5 (6). – С. 163-164.
26. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Логос, 2005. - 431 с.
27. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
28. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности/ Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2005. – 198 с.
29. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 131-137.
30.Маслова, Т.М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления / Т.М. Маслова // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 4 (30). – С. 168-172.
31. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
32. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Р. Мэй // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 215–224.
33. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 412 с.
34. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
35. Никифоров, Г.С. Виды психической саморегуляции / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Вестник ЛГУ. – 2014. – № 1, Т. 5. – С. 164-169.
36. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110.
37. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 456 с.
38. Прохоров, О.А. Практикум по психологии состояний / О.А. Прохоров. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.
39. Радин, В.Ф. Методы снижения ситуативной тревожности у сотрудников органов внутренних дел / В. Ф. Радин // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 8. – С. 282-286.
40. Рахимгараева, Р.М. Психологические факторы удовлетворенности жизнью / Р.М. Рахимгараева // Казанский пед. ун-ет. – 2009. – № 3. – С. 148-152.
41. Роджерс, К. Эмпатия / К. Роджерс // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 428–430.
42. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
43. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. – М.: Информация – XXI век,2002. – 256 с.
44. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
45. Спилбергер, Ч. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 295 с.
46. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 220 с.
47. Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. – 1978. – № 6. – С. 94-106.
48. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1986. – 243 с.
49. Ходырева Н. В. Понятие «гендер» в психологии /Н.В. Ходырева // Ананьевские чтения-Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2007. – С. 46-47.
50. Юдина, И.И. Телесно-ориентированная психотерапия как метод психотерапевтической коррекции в работе с пациентами, страдающими депрессией / И.И. Юдина // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2013. – № 3-4. – С. 47-58.
51. Юсупов, И.М. Психология эмпатии / И.М. Юсупов. – СПб., 2005. – 252 с.