Взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников Диплом
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников»
по дисциплине: «Психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования эмоционального выгорания у медицинских работников по методике В.В. Бойко
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования копинг-стратегий у медицинских работников по методике Р. Лазаруса
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
1.2 Понятие и виды копинг-стратегий
1.3 Особенности профессиональной деятельности медицинских работников
1.4 Провления эмоционального выгорания и совладающего поведения у медицинских работников
Выводы по первому разделу
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов исследования эмоционального выгорания у медицинских работников
2.3 Результаты исследования копинг-стратегий у медицинских работников
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников
Выводы по второму разделу
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении жизни взрослый человек неизбежно сталкивается с различного рода трудностями, попадает в сложные ситуации, переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных способов совладания. Особый научный интерес представляет поведение личности в стрессовых ситуациях, которые неизбежно возникают в процессе профессиональной деятельности. Специалисты, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, очень часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести медицинских работников.
Не каждый специалист может адаптироваться к постоянным напряженным условиям труда, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сложных конфликтных ситуациях общения. Это приводит к увеличению вероятности возникновения и развития негативных эмоциональных состояний. Одним из наиболее выраженных состояний, устойчивых и прогрессирующих со временем, но часто незаметных для самой личности, является эмоциональное выгорание.
Многочисленные психологические исследования (Н.Г. Петрова, В.Б. Брацлавский, Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин, И.А. Частоедова, Е.А. Мухачева и др.) свидетельствуют о значительных масштабах проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Медицинские работники являются наиболее подверженными среди представителей «помогающих» профессий эмоциональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк и др.
Для ослабления влияния стрессовых обстоятельств человек применяет поведенческие и когнитивные усилия с целью преодоления связанных с этим негативных переживаний. Медицинский работник в своей профессиональной деятельности переживает многочисленные стрессы, которые требуют от него адаптивных способов совладания. Ситуации, которые могут быть преобразованы и требуют от медицинского работника преодоления как изменения обстоятельств или приспособления изменения собственных характеристик или своего отношения к ситуации, а также ситуации необратимого характера, требующие переживания как деятельности по перестройке внутреннего мира, лежат в основе необходимости выбора стратегий совладания.
У каждого медицинского работника имеется индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. На сегодняшний день не существует единой классификации стратегий преодоления кризисных ситуаций. Основными критериями для систематизации стратегий совладания в зарубежной психологии чаще всего выступают направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, а также их модальность, т.е. психологическая сфера, с которой соотносятся стратегии.
Выбор стратегий совладающего поведения обусловлен личностными особенностями и ситуационными факторами. Необходимость использования медицинским работником конструктивные копинг-стратегий связана с тем, что это позволить не допустить возникновения у него профессиональной деформации.
В зарубежной психологии проблема копинг-поведения является достаточно изученной (V. Tschuschke, G. Karadaglis, K. Evangelou, K. Sesar, N. Simic, M. Barisic). В отечественной литературе работы по проблеме совладающего поведения стали появляться не так давно. Среди отечественных авторов, которые занимались данной проблемой, можно назвать следующих: Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.
Особенности возникновения и проявления эмоционального выгорания у медицинских работников рассматривали такие авторы как Н.Г. Петрова, В.Б. Брацлавский, Н.В. Семенова, А.С. Вяльцин, А.В. Чичерина, И.А. Частоедова, Е.А. Мухачева и др.
Однако, проблема взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников в современной психологии остается недостаточно освещенной. В связи с этим актуальность темы обусловлена недостаточной освещенностью проблемы.
Объект исследования – личностная сфера медицинских работников.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников.
Цель исследования – выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание»
В современной психологии сложились следующие подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»:
– процессуальный подход, рассматривающий феномен эмоционального выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз (В.В. Бойко, Б. Перлман, Е.А. Хартман, Дж. Гринберг);
– интерперсональный подход, рассматривающий в качестве основной причины эмоционального выгорания межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности (К. Маслач, С. Джексон);
– организационный подход, рассматривающий в качестве причин эмоционального выгорания факторы рабочей среды (С. Чернисс, В. Орел);
– индивидуальный подход, согласно которому именно особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности оказывают влияние на возникновение эмоционального выгорания (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Э. Пайнс и Э. Аронсон, Н.В. Гришина);
– экзистенциальный подход, согласно которому эмоциональное выгорание как особое состояния индивида следует рассматривать на экзистенциальном уровне (А. Лэнгле).
В связи с этим можно говорить о феномене эмоционального выгорания как динамичной многокомпонентной системе, опосредствованной профессиональной деятельностью специалистов и в ней же проявляющейся.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») введен в научный оборот в 1974 году американским психиатром Х. Фреденбергером для описания психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [цит. по: 16, с. 61].
Сегодня этот термин иногда переводят на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», рассматривая при этом комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Также понятие эмоционального выгорания используется для характеристики психологического состояния специалистов, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с людьми (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк).
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «эмоциональное выгорание». Так, В.В. Бойко эмоциональное выгорание считает механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; динамическим процессом, поэтапно проходящим фазы напряжения, резистенции и истощения [10, с. 102].
В работе Т.В. Форманюк этот синдром рассматривается как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми [50, с. 58]. Н.Е. Водопьянова под эмоциональным выгоранием понимает «личностную деформацию, сложный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [15, с. 443].
В.Е. Орел под эмоциональным выгоранием понимает дисфункцию, вызванную воздействием профессиональной деятельности на личность, наиболее отчетливо проявляющаяся в сфере субъектных видов труда. По мнению автора, оно близко к категории психических состояний и имеет структуру, включающую эмоциональный (психоэмоциональное истощение), мотивационный (цинизм) и оценочный (самооценка профессиональной эффективности) компоненты [36, с. 9].
Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию. Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены [19, с. 146].
В психологических исследованиях синдром эмоционального выгорания принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью (Н.Е. Водопьянова, А.К. Маркова и др.). Под профессиональной деформацией личности понимается изменение качеств личности (стереотипов восприятия, характера, ценностных ориентаций, способов общения и поведения), происходящие под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности [34, с. 107].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Существуют различные подходы к объяснению феномена эмоционального выгорания и определения этого феномена. В отечественной психологии под эмоциональным выгоранием понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В зарубежной психологии эмоциональное выгорание рассматривается как своеобразное состояние умственного, эмоционального и психического истощения, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью. В психологических исследованиях синдром эмоционального выгорания принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который развивается во времени с определенными стадиями.
2. Копинг-стратегии – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Основными критериями для систематизации стратегий преодоления кризисных событий жизненного пути являются направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, их модальность, активность личности, успешность копинга, наличие тех или иных ресурсов личности. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д. Активные копинг-стратегии направлены на целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации, пассивные – на использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.
3. Особенностями профессиональной деятельности медицинских работников являются: однообразная, стереотипная деятельность, ежедневное длительное напряженное общение с пациентами, длительное нахождение в поле отрицательных эмоций, повышенное чувство ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Медицинская профессия предъявляет высокие требования к личности работника, которые связаны с эмоциональными перегрузками, стрессовыми ситуациями, что повышает риск возникновения у них эмоционального выгорания. Медицинские работники осуществляют свою деятельность в условиях напряженной производственной среды, часто испытывают социальную фрустрированность в связи с низкой социальной оценкой значимости их труда. Условия и характер профессиональной деятельности у медицинских работников вызывают профессиональный стресс. Влияние ряда социальных, деятельностных, субъективных и индивидуально-личностных факторов может послужить причиной возникновения у медицинских работников ощущения истощенности или опустошенности, неспособности быстро восстановиться, хронической усталости, эмоциональной перегрузки, обесценивания своей деятельности, циничного отношения к пациентам, тревоги и депрессии, проявлений неадекватных реакций.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и копинг-стратегий у медицинских работников с помощью опросников;
3) на третьем этапе проводилось обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе филиала учреждения здравоохранения «Кобринская ЦРБ» «Родильный дом». Всего в исследовании приняли участие 80 акушерок. Возраст испытуемых – 26-39 лет.
Гипотеза исследования: существует связь между эмоциональным выгоранием и копинг-стратегиями у медицинских работников.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить симптомы эмоционального выгорания у медицинских работников;
2) определить копинг-стратегии у медицинских работников;
3) установить наличие или отсутствие взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и копинг-стратегиями у медицинских работников.
Методы исследования: опрос, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [10].
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 году, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Шкала «напряжение» включает в себя следующие симптомы: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств; 2) неудовлетворенность собой; 3) «загнанность в клетку»; 4) тревога и депрессия. Шкала «резистенция» содержит симптомы: 1) неадекватное эмоциональное реагирование; 2) эмоционально-нравственная дезориентация; 3) расширение сферы экономии эмоций; 4) редукция профессиональных обязанностей. Шкала «истощение» включает: 1) эмоциональный дефицит; 2) эмоциональная отстраненность; 3) личностная отстраненность (деперсонализация); 4) психосоматические и психовегетативные нарушения.
Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответа «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
2. Опросник «Стратегии совладающего поведения» Р. Лазаруса, в адаптации Л.И. Вассермана [35].
Назначение методики: определение способов преодоления стресса, трудностей в разных сферах психической деятельности, стратегий совладающего поведения. С помощью методики можно выявить частоту использования каждой из стратегий совладания, ее эффективность.
Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована на русский язык Л.И. Вассерманом с соавторами в 2004 году. Авторы определяют копинг в качестве когнитивных и поведенческих усилий, направленных на управление ситуацией, обретение толерантности к ней, снижение или минимизацию ее требований, в более широком контексте – регуляцию внутренних и внешних условий трансакции между индивидом и окружающей средой.
Шкалы методики: 1) конфронтация; 2) дистанцирование; 3) самоконтроль; 4) поиск социальной поддержки; 5) принятие ответственности; 6) бегство-избегание; 7) планирование решения проблемы; 8) положительная переоценка.
Опросник содержит 50 утверждений, каждое из которых предполагает определенный способ поведения в проблемной ситуации. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто». Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него. Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
Методы математико-статистической обработки данных.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи статистической программы SPSS «Statistics» v 6.0 с использованием коэффициента корреляции r-Спирмена. Коэффициент корреляции r-Спирмена – это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод:
1. У медицинских работников сложились такие симптомы эмоционального выгорания как: эмоциональный дефицит, загнанность в клетку, эмоциональная отстраненность, расширение сферы экономии эмоций, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. У них складываются такие симптомы эмоционального выгорания как: эмоционально-нравственная дезориентация, тревога и депрессия, неудовлетворенность собой, переживание психотравмирующих обстоятельств, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Все три фазы эмоционального выгорания у медицинских работников находятся в стадии формирования. Фаза «резистенция» является доминирующей в синдроме эмоциональном выгорании у медицинских работников. Они пытаются более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Медицинские работники, пытаясь сохранить свою эмоциональную сферу, неадекватно реагируют на различные ситуации. Появляется симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», при котором медицинские работники обесценивают контингент, с которыми они работает, и свои чувства по отношению к пациентам, относятся к ним цинично. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания в этой фазе у медицинских работников происходит на фоне неадекватного эмоционального реагирования и расширения сферы экономии эмоций. Медицинские работники ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, а также вне профессиональных контактов – среди близких людей.
2. Медицинские работники преимущественно выбирают такие стратегии совладающего поведения как: самоконтроль, то есть высокий контроль поведения, стремление к самообладанию; принятие ответственности, что предполагает признание своей ответственности за решение кризисных событий; бегство-избегание, проявляющееся в попытках преодолеть негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Охарактеризованы основные подходы к изучению феномена «эмоциональное выгорание». В отечественной психологии под эмоциональным выгоранием понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. В зарубежной психологии эмоциональное выгорание рассматривается как своеобразное состояние умственного, эмоционального и психического истощения, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью. В психологических исследованиях синдром эмоционального выгорания принято относить к числу феноменов личностной деформации, который представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Эмоциональное выгорание представляет собой динамический процесс, который развивается во времени с определенными стадиями.
2. Рассмотрено понятие и виды копинг-стратегий. Копинг-стратегии – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Основными критериями для систематизации стратегий преодоления кризисных событий жизненного пути являются направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, их модальность, активность личности, успешность копинга, наличие тех или иных ресурсов личности. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д. Активные копинг-стратегии направлены на целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации, пассивные – на использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.
3. Раскрыты особенности профессиональной деятельности медицинских работников. Особенностями профессиональной деятельности медицинских работников являются: однообразная, стереотипная деятельность, ежедневное длительное напряженное общение с пациентами, длительное нахождение в поле отрицательных эмоций, повышенное чувство ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Медицинская профессия предъявляет высокие требования к личности работника, которые связаны с эмоциональными перегрузками, стрессовыми ситуациями, что повышает риск возникновения у них эмоционального выгорания. Медицинские работники осуществляют свою деятельность в условиях напряженной производственной среды, часто испытывают социальную фрустрированность в связи с низкой социальной оценкой значимости их труда. Влияние ряда социальных, деятельностных, субъективных и индивидуально-личностных факторов может послужить причиной возникновения у медицинских работников ощущения истощенности или опустошенности, хронической усталости, эмоциональной перегрузки, обесценивания своей деятельности, циничного отношения к пациентам, тревоги и депрессии, проявлений неадекватных реакций. Синдром эмоционального выгорания проявляется у медицинских работников в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах. Для ослабления влияния стрессовых обстоятельств медицинский работник применяет целенаправленные усилия с целью преодоления связанных с этим негативных переживаний. Вместе с формированием синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников конструктивные копинг-стратегии постепенно заменяются дезадаптивными копинг-стратегиями, что приводит к усугублению их психоэмоционального состояния и затруднению успешной профессиональной и социальной адаптации.
4. Выявлена связь между эмоциональным выгоранием и копинг-стратегиями у медицинских работников. Медицинские работники, испытывающее состояние загнанности в клетку, в стрессовых ситуациях используют копинг-стратегию «принятие ответственности». Медицинские работники, пребывающие в состоянии тревоги и депрессии, используют копинг-стратегию «бегство-избегание». Медицинские работники, испытывающие ощущение, что эмоционально они уже не могут помогать субъектам своей деятельности, используют копинг-стратегию «дистанцирование». Медицинские работники, которые почти полностью исключают эмоции из сферы профессиональной деятельности, используют копинг-стратегию «бегство-избегание». Медицинские работники, которые пытаются облегчить или сократить обязанности, требующие от них эмоциональных затрат, используют копинг-стратегию «самоконтроль». Медицинские работники, которые неадекватно «экономят» на эмоциях, используют копинг-стратегию «принятие ответственности». Медицинские работники, которые не удовлетворены собой, не склонны использовать копинг-стратегию «положительная переоценка». Медицинские работники, которые полностью или частично утратили интерес к субъектам профессиональной деятельности, не склонны использовать копинг-стратегию «поиск социальной поддержки». Гипотеза исследования о том, что существует связь между эмоциональным выгоранием и копинг-стратегиями у медицинских работников, подтвердилась.
1. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий : сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал / Л. И. Анцыферова. – 1994. – № 1. – С. 45–49.
3. Асеева, И. Н. Взаимосвязь оптимизма и копинг-стратегий поведения у медицинских работников различных специальностей / И. Н. Асеева, Ю. А. Попкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2011. – № 1 (9). – С. 63–69.
4. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс : синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
5. Багрий, М. А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / М. А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
6. Баженова, А. Н. Профессиональная деформация личности психолога / А. Н. Баженова // Интеграция образования. – 2003. – № 2. – С. 145–149.
7. Бердяева, И. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И. А. Бердяева, Л. Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 2. – С. 117-120.
8. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
9. Боева, А. В. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров / А. В. Боева, У. С. Москвитина // Научные ведомости Белгородского гос. университета. – 2013. – Т. 22, № 11. – С. 6-12.
10. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
11. Болотникова, О. П. О синдроме эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций / О. П. Болотникова, А. С. Порох // Научное отражение. – 2016. – № 1. – С. 5–7.
12. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
13. Васева, Л. Е. Профилактика эмоционального выгорания медицинских работников / Л. Е. Васева, Е. В. Маратканова // Личность в современном мире: сб. научных статей. – Екатеринбург, 2016. – С. 47–54.
14. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
15. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г. С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
16. Гапанович-Кайдалова, Е. В. Исследование эмоционального выгорания у слушателей ИПК и ПК специальности «Практическая психология» / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Современный психолог : вызовы, миссия, призвание : сб. науч. статей. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – С. 61-69.
17. Гафарова, Н. В. Взаимосвязь нервно-психической и профессиональной адаптации с уровнем выгорания у медицинского персонала скорой помощи / Н. В. Гафарова // Психологический вестник Уральского гос. университета. – Екатеринбург. – 2010. – Вып. 9. – С. 263-270.
18. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
19. Гришина, Н. В. Помогающие отношения : профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1998. – С. 143–156.
20. Дерманова, И. Б. Совладающее поведение как механизм развития личности / И. Б. Дерманова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 14–18.
21. Доскин, В. А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В. А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57–62.
22. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
23. Иванченко, В. А. Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы / В. А. Иванченко // Science time. – 2015. – № 1 (13). – С. 162-166.
24. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 468 с.
25. Исаева, Е. Р. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение у медицинских работников / Е. Р. Исаева, И. Л. Гуреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 6. – С. 26-30.
26. Ковальчук, В. И. Психическое «выгорание» тренеров / В. И. Ковальчук // Сборник тезисов научно-практической конференции «Ананьевские чтения». – СПб., 2000. – С. 312–315.
27. Коновалова, О. В. Особенности копинг-поведения у медицинских работников / О. В. Коновалова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 320-325.
28. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
29. Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
30. Лазарева, Л.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер / Л.А. Лазарева, Т.В. Коннова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – № 5. – С. 1514–1516.
31. Лозинская, Е. И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров : автореф. дис.... канд. мед. наук : 14.00.18 / Е. И. Лозинская. – СПб., 2007. – 25 с.
32. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
33. Миков, Д. Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара / Д. Р. Миков // Вестник Пермского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 88-97.
34. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
35. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, в адаптации Л. И. Вассермана // Опросник способов копинга: методическое пособие / Е. В. Битюцкая. – М. : ИИУ МГОУ, 2015. – С. 25–29.
36. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
37. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
38. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
39. Петрова, Н. Г. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н. Г. Петрова, В. Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
40. Попова, Е. Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.52 / Е. Г. Попова. – Волгоград, 2005. – 20 с.
41. Решетов, Д. Н. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников : проблемы и перспективы предупреждения / Д. Н. Решетов, А. А. Бельтюкова // Экономика и социум: современные модели развития. – 2016. – № 11. – С. 86–92.
42. Рыбина, О. В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.04 / О. В. Рыбина. – Санкт-Петербург, 2005. – 19 с.
43. Сазонов, В. Я. Профессиональное выгорание у врачей-онкологов, особенности его формирования и психопрофилактика : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 13.00.01 / В. Я. Сазонов. – СПб., 2012. – 22 с.
44. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43 – С. 11–15.
45. Светлакова, В. П. Выбор когнитивно обусловленных механизмов совладания со стрессом / В. П. Светлакова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. – № 3. – С. 43–46.
46. Семенова, Н. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н. В. Семенова, А. С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37–38.
47. Станибула, С. А. Психология совладающего поведения : состояние и перспективы / С. А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2016. – № 2 (95). – С. 52–56.
48. Таткина, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е. Г. Таткина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2009. – Вып. 11. – С. 131-134.
49. Фельдмн, И. Л. Копинг-стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников / И. Л. Фельдман // Известия Тульского гос. университета. – 2013. – № 2. – С. 25-29.
50. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
51. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
52. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
53. Частоедова, И. А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестре различной специализации / И. А. Частоедова, Е. А. Мухачева // Вятский мед. вестник. – 2017. – № 2. – С. 80–84.
54. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
55. Юдина, Е. В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов : экзистенциальный подход / Е. В. Юдина // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 2. – С. 109–113.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты исследования эмоционального выгорания у медицинских работников по методике В.В. Бойко
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования копинг-стратегий у медицинских работников по методике Р. Лазаруса
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты