2 эмпирическое исследование взаимосвязи суицидального риска и виктимности в подростково-юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить взаимосвязь суицидального риска и виктимности в подростково-юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение взаимосвязи суицидального риска и виктимности в подростково-юношеском возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №13 г. Мозырь». В исследовании приняли участие 60 человек, из них 30 учащихся 8-ых классов и 30 учащихся 11-х классов. Выборку исследования составили две группы: группа учащихся подросткового возраста (13-14 лет) и группа учащихся юношеского возраста (16-17 лет).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует связь между риском суицидального поведения и виктимностью в подростково-юношеском возрасте.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой.
Назначение: с помощью опросника можно выявить суицидальный риск, уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Опросник предназначен для учащихся 8-11 классов. Опросник состоит из 29 вопросов. Опросник включает в себя 9 шкал – факторов суицдального риска, среди которых: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор.
Обработка данных осуществляется с помощью ключа. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска (Приложение А).
2. Опросник «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой и Н.П. Радчиковой.
Назначение: выявление уровня ролевой и социальной виктимности.
Игровая роль жертвы – это единица анализа добровольных, взаимовыгодных, легко принимаемых членами межличностного взаимодействия ролевых отношений, которые согласуются с внутренними особенностями психологически виктимного индивида (демонстративность, инфантильность, манипулятивность и др.), имеют в своей основе скрытую мотивацию и гармонично вписываются в проигрываемую ситуацию.
Социальная роль жертвы – это единица анализа навязанных отношений, согласующихся с внутренними особенностями виктимного индивида (аутоагрессивность, беспомощность, зависимость и др.), способствующих стигматизации индивида, его некоторой изоляции от социальных отношений в силу их болезненности, что деформирует возможность построения его нормальной жизнедеятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.
Опросник включает 32 вопроса, на которые необходимо ответить «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «да» или «нет».
Обработка ответов проводиться с помощью измерения шкал и распределения баллов по четырем уровням виктимности: низкий, средний, высокий, очень высокий, а также определения характера соотношения её составляющих: ролевая виктимность и социальная виктимностью (Приложение А).
3. Опросник «Диагностика склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой.
Назначение: выявление склонности к реализации различных форм виктимного поведения.
Шкалы методики: 1) шкала социальной желательности ответов; 2) склонность к агрессивному виктимному поведению; 3) склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 4) склонность к гиперсоциальному поведению; 5) склонность к зависимому и беспомощному поведению; 6) склонность к некритичному поведению; 7) реализованная виктимность.
Испытуемым предлагалось оценить 86 утверждений, насколько верно каждое из них для него для измерения предрасположенности к реализации различных форм виктимного поведения. Обработка данных осуществляется с помощью ключа (Приложение А).
Методы математико-статистической обработки данных.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена – непараметрического метода, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В подростковом возрасте преобладающее место среди факторов суицидального риска занимают: демонстративность, аффективность, максимализм, временная перспектива. Уникальность и социальный пессимизм в подростковом возрасте также являются факторами суицидального риска, н они менее выражены. Несостоятельность и слои культурных барьеров в подростковом возрасте не являются значимыми факторами суицидального риска. Антисуицидальный фактор в подростковом возрасте находится на низком уровне. В юношеском возрасте преобладающее место среди факторов суицидального риска занимают: уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, временная перспектива. Демонстративность и аффективность в юношеском возрасте также являются факторами суицидального риска, н они менее выражены. Слои культурны барьеров и максимализм в юношеском возрасте не являются значимыми факторами суицидального риска. Антисуицидальный фактор в юношеском возрасте находится на среднем уровне.
2. Большая часть исследуемых подростков имеют средний уровень ролевой виктимности – они не очень часто используют внешние ресурсы для защиты внутренней проблемы; умеют относительно неплохо манипулировать другими, но пользуются этим с умеренной частотой. Подростки обладают преимущественно высоким уровнем социальной роли жертвы – их не покидает ощущение, что они изгой, окружающий мир кажется им враждебным; зачастую наделены стигмой; чувствует себя одинокими, ненужными и страдают по этому поводу. У них склонность обвинять в случившемся обстоятельства сочетается с самообвинениями, они редко прибегают к манипуляциям, любят уединение; характеризуются рефлексией своих поступков и переживаний. Юноши и девушки обладают преимущественно высоким уровнем ролевой виктимности – они используют внешние ресурсы для защиты внутренней проблемы; умеют хорошо манипулировать другими, пытаясь получить поддержку, в которой, по собственным предположениям, нуждаются. Юноши и девушки обладают преимущественно средним уровнем социальной виктимности – они со средней частотой могут ощущать себя ненужными, наделенными ярлыком, пренебрегаемыми; немного лучше адаптируются в социуме, чем те, у кого показатели социальной виктимности находятся на высоком уровне.
3. Большая часть подростков имеют высокий уровень склонности к агрессивному виктимному, а также к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Они склонны попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения. Кроме того, они проявляют жертвенность, связанную с их активным поведением, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. Подростки характеризуются преимущественно средним уровнем склонности к зависимому и беспощадному поведению и к некритичному поведению. Большая часть подростков имеют низкую склонность к гиперсоциальному поведению. В юношеском возрасте отмечается склонность к преобладанию гиперсоциального и некритичного поведения, которая выражена на высоком уровне. Они проявляют жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое; они нетерпимы к поведению, нарушающему общественный порядок. Кроме того, они демонстрируют неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации; склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности. Юноши и девушки характеризуются преимущественно средним уровнем склонности к зависимому и беспощадному поведению. В юношеском возрасте отмечается преобладание низкой склонности к агрессивному, а также к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
4. Подростки, желающие привлечь внимание окружающих к своим переживаниям, добиться сочувствия и понимания, склонны попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения. Подростки, которые характеризуются доминированием эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации, готовностью реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально, проявляют жертвенность, связанную с их активным поведением, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. Подростков, приверженных к культу самоубийств, со стремлением вести поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным, не покидает ощущение, что они изгои, окружающий мир кажется им враждебным, они чувствуют себя одинокими, ненужными и страдают по этому поводу. Подростки, обладающие инфантильным максимализмом ценностных установок, распространением на сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере, невозможностью компенсации и аффективной фиксации на неудачах, не используют внешние ресурсы для защиты внутренней проблемы; умеют хорошо манипулировать другими, пытаясь получить поддержку, в которой, по собственным предположениям, нуждаются.