Взаимосвязь смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем самооценки Диплом
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем самооценки»
по дисциплине: «Психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Взаимосвязь смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем самооценки
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание тренинговой программы по повышению самооценки в юношеском возрасте
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
1.2 ПОНЯТИЕ «ОДИНОЧЕСТВО» В ПСИХОЛОГИИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
2.3 ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в психологических исследованиях переосмысливаются сущностные характеристики личностного развития в человеке. На передний план выдвигаются разные внутриличностные образования, среди которых самооценка личности, смысложизненные ориентации, ощущение субъективного одиночества.
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет функции мобилизации собственных сил, осязания личностных ресурсов, реализации скрытых возможностей. От самооценки зависят взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, его эмоциональное состояние и субъективные переживания.
Особенно остро проблемы адекватной самооценки личности, становления смысложизненных ориентаций, появлении ощущение субъективного одиночества встают в юношеском возрасте. Интенсивное развитие в этот период рефлексии, как самопознания в форме понимания собственных ощущений и переживаний, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни, а также их видно изменение и совершенствование. Возрастающая потребность юношей и девушек в близком общении с другими людьми может привести к появлению чувства одиночества.
Проблемой изучения смысложизненных ориентаций занимались такие известные ученые как Д.А. Леонтьев [21], А.В. Серый [37], В.Э. Чудновский, [46] М.С. Яницкий [54], А. Адлер [3], В. Франкл [43], К.Г. Юнг [52], Д. И. Янг [53] и др.
Одиночество как психологический феномен признается большинством ученых как присущий в большей степени юношескому возрасту, так как в юности есть стремление к уединению (Г.М. Тихонов, И.С. Кон). Одиночество в юности весьма распространенное и интенсивно протекающее явление.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема выявления связи между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки, остается недостаточно освещенной. В современной психологии проблема одиночества и осмысленности жизни в юношеском возрасте рассматривается в связи с вхождением в студенческую группу (Г.Р. Шигивалиева), с проблемой профессионального развития (О.Г. Холодкова, И.А. Половеева). Самооценке как фактору возникновения одиночества и кризиса смысложизненных ориентаций уделено недостаточно внимания.
Цель исследования: выявить связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки.
Объект исследования: смысложизненные ориентации и одиночество в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки.
Гипотеза исследования: существует связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки.
2. Эмпирическим путем определить уровень самооценки, уровень ощущения субъективного благополучия и смысложизненные ориентации юношей и девушек.
3. Выявить наличие или отсутствие связи между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки, остается недостаточно освещенной.
4. Разработать тренинговую программу по повышению самооценки в юношеском возрасте.
Для достижений цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
– теоретический анализ литературы;
– психологическое тестирование (тест на самооценку личности Будасси, методика смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева, методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона);
– методы математической статистики: пакет программ SPSS «Statistisc» v. 7.0, критерий линейной ранговой корреляции r-Спирмена.
Методологической основой нашего исследования выступили:
– положение Е.В. Неумоевой-Колчеданцевой о том, что одиночество – это переживание по поводу деформации связей личности с разными аспектами действительности, но относительно независимое от внешних условий;
– положение В.Э. Чудновского о том, что смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность возлагать на себя ответственность, влияя на ее итог.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
1.1 Основные подходы к понятию «смысложизненные ориентации»
Смысложизненные ориентации личности в психологии рассматриваются как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. Понятие «смысложизненные ориентации» применяется в тесной связи с такими терминами как «ценностные ориентации», «смысл жизни», «жизненные цели».
В концепции А.Н. Леонтьева смысложизненные ориентации раскрываются через понятие «смысл». Согласно автору, смысл образуется в результате отражения индивидом отношений, которые существуют между ним и целью его действия. Личностный смысл порождается отношением мотива к цели. В близком по своей сути подходе Д.А. Леонтьева смысл является принципом регуляции поведения индивида его жизненным миром как единым целым. С позиций автора, наполненность жизни человека каким-либо устойчивым смыслом находит свое проявление в стеничности, энергии, жизнестойкости, а отсутствие смысла находит свое выражении в депрессии, подверженности психическим заболеваниям и аддикциям [21, с. 152].
Смысл жизни – это не просто определенная идея, цель, убеждение. Смысл жизни является особым психическим образованием, имеющим свое содержание и структуру. Обращаясь к этимологии понятия «смысл», отметим его два значения: 1) суть, главное, основное в предмете или явлении; 2) личностная значимость для индивида этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни содержит в себе оба аспекта этого понятия [46, с. 7].
В.Э. Чудновским смысложизненные ориентации определяются как целостная система сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность возлагать на себя ответственность, влияя на ее итог [46, с. 7].
Б.Э. Чудновский в качестве основных характеристик смысла жизни называет его адекватность. Согласно автору, важно установить, насколько реализация смысла жизни способствует позитивному развитию личности. Также автором выделяются два признака адекватности смысла жизни:
– «реалистичность», что предполагает соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, которые необходимы для его реализации, с другой стороны, индивидуальным возможностям человека;
– «конструктивность» смысла жизни является характеристикой, отражающей степень его позитивного (или же негативного) влияния на развитие личности и успешность деятельности индивида [46, с. 9].
Итак, оптимальный смысл жизни выступает в качестве гармоничной структуры смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающей высокую успешность в разных областях деятельности, максимально полное раскрытие способностей и индивидуальности индивида, его эмоциональный комфорт, отраженный в переживании полноты жизни и чувстве удовлетворенности ею.
Согласно Б.Э. Чудновскому, существуют разные типы изменений смысла жизни и смысложизненных ориентации на протяжении жизни:
– эволюционные, постепенные изменения, которые частично затрагивают структуру смысложизненной иерархии, но не нарушают ее фундамента, основного компонента иерархии. Главная линия жизни видоизменяется;
– революционные изменения, которые представлены значительными поворотами в жизни, приводящими к ломке прежней структурной иерархии. Это может привести к созданию иерархической структуры нового вида и возникновению новой главной линии жизни, или же к исчезновению иерархической структуры смысла жизни, замене ее «конгломератом» смыслов [46, с. 10].
Смысложизненные ориентации человека анализируются в современной психологии как результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни. В концепции А.В. Серого в своей концепции системы личностных смыслов выделяет следующие структурные уровни их организации: биологический, индивидный, личностный, смысложизненный уровень. На личностном уровне смыслы представлены в форме ценностных ориентаций, осуществляют функцию интегрировании личности в новые условия социальной жизни. На уровне смысложизненных отношений личностные смыслы осуществляют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и являются по сути смысложизненными ориентациями личности [37, с. 132].
Смысложизненные ценности представляют собой субъективно выбранные ценности, реализация которых выступает одновременно фактором и одновременно функцией смысла жизни личности. Смысл жизни предполагает отражение жизненной концепции индивида, осознанный и целостный принцип его жизни, его важнейшую жизненную цель. По мнению С.М. Жучковой, смысл жизни обусловливает смысложизненные ориентации и ценности индивида. Однако, данные ценности, как и ценности, преобразуемые под влиянием социальных факторов, оказывают первостепенное влияние на выбор личностью смысла своей жизни [12, с. 158].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки следующие выводы:
1. Смысложизненные ориентации – это сложный феномен, который рассматривается как важнейшая составляющая ценностно-смысловой сферы личности, обеспечивающая ее целостность. В современной зарубежной психологии личности смысложизненные ориентации рассматриваются в контексте проблемы смысла жизни как стремления к обретению универсальных ценностей, высшей интегративной основы личности. В отечественной психологии смысложизненные ориентации анализируются как система избирательных значимых связей, включающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов, удовлетворенность самореализацией, ответственность. Под смысложизненными ориентациями мы понимаем совокупность результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, личностных смыслов, обеспечивают внутреннюю целостность личности.
2. В зарубежной психологии феномен одиночества рассматривается с позиций интеракционистского, экзистенциального, гуманистического, общесистемного подходов, связанный с личностными особенностями. В отечественной психологии одиночество рассматривается социально-психологическое явление, как субъективное состояние эмоциональной отчужденности от мира, социума. В последние годы отмечается тенденция к выделению позитивного и негативного одиночества. Позитивное одиночество связно с сознательным его выбором с целью уединения для реализации потребностей в самопознании, самовыражении. Переживание негативного одиночества связано часто с объективными условиями, способное привести к отчужденности и чувству собственной неполноценности. Под одиночеством мы понимаем негативное переживание по поводу деформации связей личности с разными аспектами действительности, связанное с эмоциональной изоляцией.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОДИНОЧЕСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМООЦЕНКИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки нами бы проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка» и «Белорусский государственный экономический университет». Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 4-х курсов. Выборку исследования составили 30 юношей и 30 девушек. Возраст испытуемых – 19-20 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки.
Для достижения оставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Тест на самооценку личности Будасси [40].
Назначение методики: изучение уровня и адекватности самооценки личности. Под самооценкой понимается соотношение Я-реального и
Я-идеального. Представления индивида о самом себе представляются ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.
С помощью методики можно выявить неосознанные бессознательные аспекты «образа Я». В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». С помощью методики можно выявить уровень и характер самооценки: высокая неадекватная, высокая адекватная, средняя адекватная, низкая адекватная, низкая неадекватная.
Испытуемым предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих идеальную личность в преставлении испытуемого. В результате определяется связь между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное».
2. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева [22].
Назначение методики: оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), а также во всех трех составляющих жизни. Согласно автору методики, жизнь может считаться осмысленной, если отмечается наличие целей, удовлетворение, получаемое при достижении целей и уверенность в своей способности ставить цели, выбирать задачи из доступных задач, и добиваться результатов.
Тест разработан на основе концепции стремления к смыслу В. Франкла, включающей представления об экзистенциальном вакууме и ноогенном неврозе. Речь идет о неудаче в поиске смысла жизни или экзистенциальной фрустрации, а также ее следствие – ощущение экзистенциального вакуума или утраты смысла, что приводит к ноогенному неврозу. Шкалы опросника характеризуют источники смысла жизни. Общий показатель по методике отражает уровень осмысленности жизни, то есть наличие смысла жизни у испытуемого.
Опросник включает 20 пар утверждений, которые являются противоположными и отражают представления о факторах осмысленности жизни личности. Испытуемым зачитывается инструкция, согласно которой им предлагается выбрать одно из утверждений, более всего соответствующее действительности, и отметить одну из трех цифр в зависимости от уверенности в своем выборе в шкале 3210123. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
3. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [35].
Назначение методики: определение уровня одиночества и социальной изоляции. Под одиночеством понимается остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание, которое сопровождается специфическим чувством полной погруженности в самого себя.
Испытуемому предлагается оценить 20 утверждений «часто», «иногда», «редко», «никогда». Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Сумма баллов свидетельствует об уровне субъективного переживания одиночества:
40-60 баллов указывает на высокий уровень одиночества;
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и одиночества юношей и девушек с разными уровнями самооценки позволило выявить следующее:
1. И юноши, и девушки обладают преимущественно низкой адекватной самооценкой. Достоверных различий между группой юношей и группой девушек по уровню самооценки не выявлено (р>0,01). Юноши и девушки с низким уровнем самооценки обладают преимущественно высоким уровнем субъективного ощущения одиночества; юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки обладают преимущественно низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Уровень одиночества выше у юношей и девушек с низким уровнем самооценки, чем у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки (U= 246 при р≤0,05).
Выраженность смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем самооценки различна. У юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки, в отличие от юношей и девушек с низким уровнем самооценки, отмечается отсутствие в их жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки низко оценивают пройденный отрезок жизни, их не покидает ощущение непродуктивности и осмысленности прожитой части жизни; они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни; убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода является иллюзорной, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Уровень осмысленности жизни выше у юношей и девушек с нормальным уровнем, чем у юношей и девушек с низким уровнем самооценки. В результате сравнения было установлено, что на достоверном уровне у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки выше показатели по шкале «цели жизни» (U= 47,5 при р≤0,05); по шкале «процесс жизни» (U= 52,5 при р≤0,05); по шкале «результат жизни» выше у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки, чем у юношей и девушек с низким уровнем самооценки (U= 25,5 при р≤0,05); по шкале «локус контроля-Я» (U= 5 при р≤0,05); по шкале «локус контроля-жизнь» (U= 14 при р≤0,05). Кроме того, у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки осмысленность жизни выше. Чем у юношей и девушек с низким уровнем самооценки (U= 0 при р≤0,05).
2. Выявлена связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки, обладающие ярко выраженным специфическим чувством полной погруженности в самого себя, повышенным стремлением к одиночеству, повышенной тревожностью, социальной изоляцией, депрессией и скукой, характеризуется отсутствием целей в жизни в будущем, испытывают переживания изоляции, нехватку эмоциональной близости или контактов с людьми (r=-0,63 при р≤0,05). Юноши и девушки с низким уровнем самооценки, обладающие ярко выраженным специфическим чувством полной погруженности в самого себя, повышенным стремлением к одиночеству, повышенной тревожностью, социальной изоляцией, депрессией и скукой, не удовлетворены своей жизнью в настоящем, не считают свою жизнь интересной и наполненной смыслом (r=-0,58 при р≤0,05). Юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки, которые характеризуются низким стремлением к одиночеству, оптимальной тревожностью, отсутствием социальной изоляции, проявлений депрессии и скуки, испытывают удовлетворенность прожитой частью жизни, оценивают ее как продуктивную и осмысленную (r=0,55 при р≤0,05). Юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки, которые характеризуются низким стремлением к одиночеству, оптимальной тревожностью, отсутствием социальной изоляции, проявлений депрессии и скуки, обладают смыслом жизни и смысложизненными ориентациями (r=0,51 при р≤0,05). Гипотеза исследования о том, что существует связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что смысложизненные ориентации – это сложный феномен, который представляет собой совокупность результат осознания ценностей, целей и смысла собственной жизни, личностных смыслов, обеспечивают внутреннюю целостность личности. В современной зарубежной психологии личности смысложизненные ориентации рассматриваются в контексте проблемы смысла жизни как стремления к обретению универсальных ценностей, высшей интегративной основы личности. В отечественной психологии смысложизненные ориентации анализируются как система избирательных значимых связей, включающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов, удовлетворенность самореализацией, ответственность. Под одиночеством понимается переживание по поводу деформации связей личности с разными аспектами действительности, связанное с эмоциональной изоляцией. Переживание одиночества в юношеском возрасте имеет свои особенности. В связи с активным развитием смысловой сферы личности, в том числе смысложизненных ориентаций как устойчивого свойства личности, юношеский возраст является наиболее сензитивным для возникновения субъективного ощущения одиночества. К возникновению одиночества в этом возрасте приводят и типичные для этого возраста кризисы выбора жизненного пути и самооценки. Юноши и девушки могут переживать позитивное одиночество, связанное с сознательным его выбором с целью уединения для реализации потребностей в самопознании, самовыражении.
Эмпирическим путем определены уровень самооценки, уровень ощущения субъективного благополучия и смысложизненные ориентации юношей и девушек. И юноши, и девушки обладают преимущественно низкой адекватной самооценкой. Достоверных различий между группой юношей и группой девушек по уровню самооценки не выявлено (р>0,01). Юноши и девушки с низким уровнем самооценки обладают преимущественно высоким уровнем субъективного ощущения одиночества; юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки обладают преимущественно низким уровнем субъективного ощущения одиночества. Уровень одиночества выше у юношей и девушек с низким уровнем самооценки, чем у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки (U= 246 при р≤0,05). Выраженность смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем самооценки различна. У юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки, в отличие от юношей и девушек с низким уровнем самооценки, отмечается отсутствие в их жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки низко оценивают пройденный отрезок жизни, их не покидает ощущение непродуктивности и осмысленности прожитой части жизни; они не верят в свои силы контролировать события собственной жизни; убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода является иллюзорной, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Уровень осмысленности жизни выше у юношей и девушек с нормальным уровнем, чем у юношей и девушек с низким уровнем самооценки. В результате сравнения было установлено, что на достоверном уровне у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки выше показатели по шкале «цели жизни» (U= 47,5 при р≤0,05); по шкале «процесс жизни» (U= 52,5 при р≤0,05); по шкале «результат жизни» выше у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки, чем у юношей и девушек с низким уровнем самооценки (U= 25,5 при р≤0,05); по шкале «локус контроля-Я» (U= 5 при р≤0,05); по шкале «локус контроля-жизнь» (U= 14 при р≤0,05). Кроме того, у юношей и девушек с нормальным уровнем самооценки осмысленность жизни выше. Чем у юношей и девушек с низким уровнем самооценки (U= 0 при р≤0,05).
Выявлена связь между смысложизненными ориентациями и одиночеством у юношей и девушек с разным уровнем самооценки. Юноши и девушки с низким уровнем самооценки, обладающие ярко выраженным специфическим чувством полной погруженности в самого себя, повышенным стремлением к одиночеству, повышенной тревожностью, социальной изоляцией, депрессией и скукой, характеризуется отсутствием целей в жизни в будущем, испытывают переживания изоляции, нехватку эмоциональной близости или контактов с людьми (r=-0,63 при р≤0,05). Юноши и девушки с низким уровнем самооценки, обладающие ярко выраженным специфическим чувством полной погруженности в самого себя, повышенным стремлением к одиночеству, повышенной тревожностью, социальной изоляцией, депрессией и скукой, не удовлетворены своей жизнью в настоящем, не считают свою жизнь интересной и наполненной смыслом (r=-0,58 при р≤0,05). Юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки, которые характеризуются низким стремлением к одиночеству, оптимальной тревожностью, отсутствием социальной изоляции, проявлений депрессии и скуки, испытывают удовлетворенность прожитой частью жизни, оценивают ее как продуктивную и осмысленную (r=0,55 при р≤0,05). Юноши и девушки с нормальным уровнем самооценки, которые характеризуются низким стремлением к одиночеству, оптимальной тревожностью, отсутствием социальной изоляции, проявлений депрессии и скуки, обладают смыслом жизни и смысложизненными ориентациями (r=0,51 при р≤0,05).
1. Абдулгалимова, С. А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм / С. А. Абдулгалимова // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. – № 2. – С. 11–19.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
3. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. – Киев : Port-Royal, 1997. – 288 с.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2016. – 282 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2001. – 416 с.
6. Бакунина, Л. Н. Особенности формирования ценностных ориентаций современных старшеклассников / Л. Н. Бакунина // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : материалы научно-практической конференции. – Рязань, 2015. – С. 180–183.
7. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник МГУ. – 1981. – № 2. – С. 48–56.
8. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
9. Вязникова, Л. Ф. Феномен одиночества как объект научных исследований / Л. Ф. Вязниква, А. О. Вырупаева // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4–1. – С. 271–275.
10. Гасанова, П. Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова. – Киев : «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
11. Донцов, Д. А. Юношеский возраст в качестве психосоциального этапа завершения эпохи детства: методологический анализ / Д. А. Донцов, Н. Ю. Драчева, Л. А. Кочеткова, Е. В. Сухих // Материалы научной конференции. – М., 2017. – С. 18–32.
12. Жучкова, С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
13. Иванова, В. П. Одиночество как психологический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / В. П. Иванова, Л. Н. Рохманова // Вестник КРСУ. – 2017. – Том 17, № 9. – С. 206–210.
14. Клеменьтьева, М. В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии / М. В. Клементьева // Известия ТГУ. – 2013. – № 2. – С. 276–283.
15. Корчагина, С. Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. – М. : МПСИ, 2008. – 228 с.
16. Корявая, С. М. Ценностные предпочтения молодежи / С. М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 10. – С. 49–54.
17. Куприна, О. А. Концептуальное обоснование феномена смысла жизни в отечественной психологии / О. А Куприна // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 254–257.
18. Куриленко, Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности / Ю. А. Куриленко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2. – С. 20–23.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
20. Леонтьев, Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) : Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.) / Д. А. Леонтьев. – М., 2005. – С. 152–158.
21. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
22. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1992. – 18 с.
23. Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен / А. Лэнгле // Консультативная психология и психотерапия. – 2002. – № 2. – С. 34–58.
24. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
25. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
26. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева //Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 42–51.
27. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник Пермского университета. – 2012. – Вып. 2. – С. 112–120.
28. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 55–81.
29. Осин, Е. Н. Переживание одиночества и отношение к одиночеству как предикторы субъективного благополучия / Е. Н. Осин, З. С. Перлова // Личность как предмет классической и неклассической психологии: Материалы XIII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – М.: РГГУ, 2012. – С.172–178.
30. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
31. Полетаева, Н. В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы / Н. В. Полетева. – Кемерово : КГУ, 2005. – 199 с.
32. Попов, Н. А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа : материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
33. Попова, С. Л. Одиночество как социальная проблема / С. Л. Попова // Молодой исследователь Дона. – 2016. – № 2. – С. 31–35.
34. Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 115–119.
35. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
36. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
37. Серый, А. В. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
38. Слободчиков, И. М. Современные исследования переживания одиночества / И. М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. –2007. – № 3. – С. 27–35.
39. Степкина, Т.В. Методологические основы изучения самопонимания в современной психологии / Т.В. Степкина // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. – 2007. – № 5. – С. 180–185.
40. Тест на самооценку личности Будасси // Основы психологии : Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2003. – С.479–480.
41. Трубникова, С. Г. Психология одиночества : генезис, виды, проявления : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / С. Г Трубникова. – Москва, 1999. – 23 с.
42. Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.04 / Т. В. Тулупьева. – Санкт-Петербург, 2001. – 22 с.
43. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
44. Фрейд, З. Введение в психоанализ : Лекции / Пер. Г. В. Барышниковой. – М. : Наука, 1989. – 456 с.
45. Холодкова, О. Г. Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте / О. Г. Холодкова, И. А. Половеева // Вестник Алтайского гос. пед. университета. – 2017. – № 4 (33). – С. 63–66.
46. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В. Э. Чудновский. – М.: Смысл, 2006. – 768 с.
47. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами : монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга : Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
48. Шагивалиева, Г. Р. Психология переживаний в юношеском возрасте / Г. Р. Шагивалиева // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 145–150.
49. Шевелев, А. И. Особенности проявления одиночества в юношеском возрасте /А. И. Шевелев // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1. – С. 1–7.
50. Шиповская, Л. П. Смысл жизни. Человек и его потребность быть личностью / Л. П. Шиповская // Сервис плюс. – 2008. – № 2. – С. 25–30.
51. Шубина, М. М. Одиночество как социальная проблема / М. М. Шубина, А. А. Скрипка // Символ науки. – 2017. – № 3. – С. 223–225.
52. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное : Сборник / К.Г. Юнг. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 544 с.
53. Янг, Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение / Д. И. Янг. – М. : Прогресс, 1989. – С. 552–593.
54. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичный эмпирический материал
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Содержание тренинговой программы по повышению самооценки в юношеском возрасте
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты