Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях существования, когда во все большей степени выходит на передний план проблема взаимоотношений между людьми, проявления повышенной враждебности, агрессивности, отчужденности подрастающего поколения становятся очевидными. Для развития толерантности, которая может стать решением данной проблемы, необходимо изучение проявлений враждебности у подрастающего поколения.
Подростковый возраст как период преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений, нуждается в повышенном внимании со стороны педагогов, психологов, родителей. Выстраивание межличностных отношений является особенно важным для подростка, так как у него возникает потребность в групповой принадлежности, для него становится важно занимать среди них удовлетворяющее его положение. Но в связи с тем, что подростковый возраст, как правило, характеризуется категоричностью взглядов, конфликтностью, у него могут появиться повышенная агрессивность по отношению к окружающим, враждебность, нетерпимость, толерантность в общении, что может существенно усложнить ситуацию взаимодействия с социумом.
Коммуникативная толерантность обеспечивает устойчивость индивидуальности человека и гармоничное развитие личности подростка, его социализации, а также функционирования в обществе. Многие ученые и исследователи, такие как Г.Л. Бардиер [6], Г. Олпорт [49], Е.И Касьянова и Н.И. Виноградова [24], утверждают, что именно толерантность является основным условием эффективного взаимодействия между людьми. Толерантность в общении способствует принятию позиции другого, осознания ценности взаимодействия, установлению бесконфликтных отношений. Все это ведет к пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно-значимой ценности.
Практическая актуальность темы исследования заключается в том, что выявление взаимосвязи коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте позволит разработать рекомендации по формированию коммуникативной толерантности подростков.
Проблемой коммуникативной толерантности занимались такие ученые как В.В. Бойко [9], С.Л. Братченко [11], В.М. Гришук [16], О.В. Исаева [21], С.В. Русакова [57], Г.У. Солдатова [59] и др. Перечисленные авторы согласны в том, что особенности коммуникативной толерантности свидетельствуют о психологическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Враждебность в качестве предмета исследования выступала в работах А.Г. Кошанской [32], С.О. Кузнецовой [34], Е.В. Суровой [63], М.А. Шавоян [65] и др. Ученые полагают, что враждебность проявляется и во внешней, и во внутренней направленности. Она обуславливает особенности межличностного взаимодействия, а также выполняет функцию психологической защиты личности.
Исследованием коммуникативной толерантности в подростковом возрасте занимались такие ученые как: Г.В. Гладуш [15], Н.Б. Дрожжина [17], Т.В. Коноваленко [28], Р.Т. Мамбетова [38] и др. Авторами показана специфика становления коммуникативной толерантности в подростков, выявлены условия ее формирования.
Враждебность в подростковом возрасте изучали А.Г. Кошанская [32], С.О. Кузнецова [33] и др. Авторы рассматривают враждебность как форму агрессивного поведения подростков.
Однако, проблема взаимосвязи коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте остается недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить взаимосвязь коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме толерантности и враждебности в подростковом возрасте.
2. Определить уровень коммуникативной толерантности у подростков.
3. Выявить уровень враждебности у подростков.
4. Установить наличие или отсутствие взаимосвязи коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует связь между коммуникативной толерантностью и враждебностью в подростковом возрасте.
Методология исследования:
– положение Е.И. Касьяновой и Н.И. Виноградовой о том, что коммуникативная толерантность – осознанное терпимое отношение к субъекту межличностного общения, взаимодействия, проявляющееся в признании и уважении прав другого на проявление своей индивидуальности;
– положение А. Басса о том, что враждебность – это длительное, устойчивое и негативное отношение или совокупность оценок окружающих.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Толерантность как социально-психологический феномен
Термин «толерантность» происходит от латинского «tolerare» и означает «переносить, выдерживать, терпеть». Этот термин в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется различным психологическим содержанием. Термин «интолерантность» противопоставляется «толерантности» и основывается на убеждении в более высоком положении своего окружениям, системы взглядов, образа жизни [5, с. 8].
В современной психологической литературе термин толерантности рассматривается через понятия уважение и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многообразия человеческой культуры и норм, преобладание какой-либо одной точки зрения. В таком понимании толерантность заключается в признании прав другого, восприятии окружающих людей как себе равных, претендующих на понимание и сочувствие, готовность принимать представителей других культур взаимодействовать с ними с установкой на взаимоуважение [7, с. 129].
В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «толерантность». По мнению А.Т. Калиевой, толерантность как позитивная ценность и компонент социальной памяти расположена основе индивидуального характера, обеспечивает единство народов посредством идентификацию индивида с конкретной культурой и этносом [22, с. 240].
В своей работе Б.С. Батарчук под толерантностью понимает чувство терпимости и уважительного отношения к позиции и мнению другого человека, которое не совпадает со своим собственным. Толерантность предполагает право любого человека на свободное выражение своего мнения, равноправие людей в жизни, проявляющееся в том, что индивида, не отказываясь от собственных убеждений, одновременно относится доброжелательно к мнению окружающих [7, с. 134].
С целью уточнения понятия «толерантность» важно разграничить понятия «терпение» и «терпимость». Понятием терпения обычно обозначают чувство или действие со стороны субъекта, который испытывает боль, насилие и иные формы негативного воздействия. При этом, терпимость предполагает уважение или признание равенства окружающих людей и отказ от доминирования или насильственных проявлений. Понятие «терпимость» выражает свойство свободного мышления. Будучи личностной и общественной характеристикой, она предполагает осознание того, что окружающая действительность и социальная среда носят многомерный характер, а потому и взгляды на эту действительность разные и не сводиться к единообразию [40, с. 16].
Вместе с тем, терпимость, как и толерантность, рассматривается в качестве установки. Согласно А. А. Реану, терпимость, связанная с формированием конкретных установок личности, системы ее отношений к социальному миру, ориентирующая на готовность к определенного рода реакции личности на среду, называется диспозиционной [56, с. 74].
Согласно Н.С. Меньшиковой, проявление толерантности вовсе не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих принципов, или уступки чужим убеждениям. Толерантность предполагает то, что каждый человек обладает свободой в том, чтобы придерживаться собственных убеждений и признавать такое же право за другими людьми. Толерантный человек признает то, что все люди по своей природе отличаются по внешнему виду, социальному положению, поведению и системой ценностей, но, при этом, имеют право жить в мире и сохранять собственную индивидуальность [40, с. 17].
В зависимости от контекста рассмотрения – личность, межличностное восприятие и взаимодействие, социальные ситуации, установки массового сознания – толерантность наполняется особым специфическим смыслом. В рамках психологического подхода толерантность рассматривается через понятия устойчивости к неопределенности, устойчивости к стрессу или конфликту, поведенческим и личностным отклонениям, этнической устойчивости. Следовательно, толерантность выступает как многоуровневое явление и может проявляться в разных формах:
– терпимость как отгороженность от общества, равнодушие;
– смиренность для сохранения мира и соответствия одобряемым социумом образцам;
– снисходительное отношение к различиям между людьми;
– нравственная позиция на признание и уважение прав другого человека;
– открытость в отношении окружающих, интерес к различиям, их одобрение и восприятие как ресурса развития каждой личности и общества [48, с. 386].
Толерантность как личностная ценность и поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности рассматривается в работах А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, В.П. Бездуховой, А.В. Кирьяковой и др. В рамках данного подхода толерантность выступает в качестве общественного идеала, предметное воплощение которого представлено в поведении людей [35, с. 56]. По определению А.Г. Асмолова толерантность представляет собой способность и умение быть терпеливым, мириться с мнением других людей, быть снисходительным к поступкам окружающих, легко воспринимать их ошибки и промахи [5, с. 10].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАТНОСТИ И ВРАЖДЕБНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Характеристика и обоснование выбора методик
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить уровень общей коммуникативной толерантности у подростков;
2) определить уровень враждебности у подростков;
3) выявить взаимосвязь коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко [42].
Назначение: выявление уровня коммуникативной толерантности. С помощью методики можно выявить толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Шкалы методики:
1) неприятие или непонимание индивидуальности человека;
2) использование себя в качестве эталона при оценках других;
3) категоричность или консерватизм в оценках людей;
4) неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства;
5) стремление переделать, перевоспитать партнера по общению;
6) стремление подогнать других участников коммуникации под себя;
7) неумение прощать другому ошибки;
8) нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера по общению;
9) неумение приспосабливаться к другим участникам общения.
Опросник включает 45 утверждений, которые необходимо оценить от 0 до 0 баллов. Обработка результатов осуществляется согласно ключу методики. Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное количество баллов – 135. По каждой шкале можно получить от 0 до 15 баллов. Чем ниже балл по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень коммуникативной толерантности по этому аспекту отношений с партнером.
Критерии оценки:
1-45 высокая степень толерантности;
45-85 средняя степень толерантности;
85-125 низкая степень толерантности;
125-135 полное неприятие окружающих
Выбор методики обусловлен информативностью шкал, возможностями количественного и качественного анализа, их соответствием целям исследования, возрасту испытуемых. Данная методика также была выбрана потому, что она позволяет наиболее полно охарактеризовать толерантные и интолерантные установки личности, которые проявляются в процессе общения.
2. Методика «Шкала диагностики враждебности» В. Кука – Д. Медлей [41].
Назначение: выявление склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению.
Шкалы методики:
1) цинизм;
2) агрессивность;
3) враждебность.
Опросник включает 27 утверждений, которые необходимо оценить по 6-балльной шкале. Обработка результатов осуществляется согласно ключу методики.
Интерпретация результатов по шкале цинизма:
65 баллов и выше – высокий уровень;
40-65 баллов – средний уровень с тенденцией к высокому;
25-40 баллов – средний уровень с тенденцией к низкому;
25 баллов и меньше – низкий уровень.
Интерпретация результатов по шкале агрессивности:
45 баллов и больше – высокий уровень;
30-45 баллов – средний уровень с тенденцией к высокому;
15-30 баллов – средний уровень с тенденцией к низкому;
15 баллов и меньше – низкий уровень.
Интерпретация результатов по шкале враждебности:
25 баллов и больше – высокий уровень;
18-25 баллов – средний уровень с тенденцией к высокому;
10-18 баллов – средний уровень с тенденцией к низкому;
10 баллов и ниже – низкий уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме толерантности и враждебности в подростковом возрасте показал, что в современной психологии выделяются следующие основные подходы к понятию толерантности: толерантность как личностная ценность и поведенческий ориентир, толерантность как терпимость, толерантность как основа и регулятивный механизм общения, толерантность как принятие, толерантность как интегральная характеристика личности. Толерантность представляет собой сложное образование, отражающее совокупность установок и толерантных действий личности, проявляется в готовности и способности личности к пониманию и принятию другого, терпению и сотрудничеству с другими при сохранении собственной индивидуальности. Толерантность выступает как фактор развития личности и фактор эффективного общения на любом уровне общественных отношений. Коммуникативная толерантность является необходимой личностной характеристикой для оптимизации процесса межличностного взаимодействия подростка. Коммуникативная толерантность подростка представляет собой психосоциальную характеристику личности с преобладающей направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное и доброжелательное коммуникативное поведение, обусловленное такими качествами как: эмоциональная устойчивость, эмпатия, способность устанавливать диалог с различными категориями людьми, потребность в общении. Враждебность в структуре личности подростка является возрастным личностным качеством, включающим негативные убеждения, отрицательные эмоции, проявляющимся в поведении и общении. На развитие коммуникативной толерантности и враждебности подростков оказывают влияние объективные и субъективные факторы: возрастные и индивидуально-психологические особенности личности, характер межличностных отношений, условия воспитания, обучения и жизнедеятельности.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть подростков обладают средним уровнем коммуникативной толерантности – они характеризуются умеренной выраженностью наличия терпимости и качеств личности, отражающих положительное отношение к другим людям. Для них характерен средний уровень непереносимости неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнера по взаимодействию. Подростки обладают средним уровнем эмоциональной уравновешенности, способности устанавливать диалог с различными категориями людьми, способности создавать и поддерживать комфортную атмосферу для совместной деятельности и достижения общих целей.
Проведенное исследование показало, что подростки обладают преимущественно средним уровнем проявления цинизма, высоким уровнем агрессивности и средним уровнем враждебности. Им свойственно проявлять циничное поведение в отношении других людей в средней степени. Подростки большая часть подростков обладают высокой агрессивностью, связанной с враждебностью, которая проявляется в агрессивных формах поведения (негативизме, подозрительности и др.). Они разочарованы в людях, многие их просто не приятны, другие – раздражают своими привычками.
В результате корреляционного анализа установлено, что в подростковом возрасте чем выше уровень враждебности, тем выше выраженность установки на неприятие или непонимание индивидуальности человека (rх=0,59 при p≤0,05); чем выше уровень цинизма, тем выше выраженность установки на использование себя в качестве эталона при оценках других (rх=0,45 при p≤0,05); чем выше уровень агрессивности, тем выше выраженность установки на неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства (rх=0,53 при p≤0,05); чем выше уровень цинизма, тем выше выраженность установки на стремление подогнать других участников коммуникации под себя (rх=0,41 при p≤0,05); чем выше уровень агрессивности, тем выше выраженность установки на нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера по общению (rх=0,57 при p≤0,05); чем выше уровень враждебности, тем ниже уровень коммуникативной толерантности (rх=-0,55 при p≤0,05). Гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь коммуникативной толерантности и враждебности в подростковом возрасте, подтвердилась.
1. Агеева, З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности / З.А. Агеева // Вестник Ивановского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 49-53.
2. Арабина, Л.Л. Формирование толерантного поведения подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Л. Арабина. – Пенза, 2007. – 22 с.
3. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
4. Арон, И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т. 2. – С. 168-175.
5. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. – 2003. – № 1. – С. 8–11.
6. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. – 452 с.
7. Батарчук, Д.С. Толерантность как социально-психологический феномен этнически дверсифицированного общества / Д.С. Батарчук // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2010. – № 5. – С. 129-134.
8. Безлюева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безлюева. – М.: Академия, 2003. – 394 с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
10. Болонева, Е.А. Методы профилактики агрессивного поведения подростков / Е.А. Болонева, Н.Н. Климентьева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 10. – С. 15-17.
11. Братченко, С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / С.Л. Братченко // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы науч.-практ. конф. – Красноярск, 2003. – С. 104-117.
12. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
13. Вагурин, И.В. Социально-психологический феномен межличностной толерантности в структуре интрагрупповых отношений студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / И.В. Вагурин. – Москва, 2011. – 23 с.
14. Галич, Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84-91.
15. Гладуш, Г.В. Формирование толерантности подростков как условия снижения их агрессивности / Г.В. Гладуш // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 5. – С. 118-121.
16. Гришук, В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / В.М. Гришук. – Киров, 2005. – 21 с.
17. Дрожжина, Н.Б. Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков / Н.Б. Дрожжина // Интерактивная наука. – 2016. – № 10. – С. 91-93.
18. Ениколопов, С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения / С.Н. Ениколопов // Прикладная юридическая психология. – 2010. – № 2. – С. 37-47.
19. Ефремкина, И.Н. Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков / И.Н. Ефремкина // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 2. – С. 233-240.
20. Зайдман, И.Н. Технология терапевтической дидактики в аспекте формирования толерантности подростков / И.Н. Зайдман, Л. Б. Можейкина // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 50-59.
21. Исаева, О.В. Воспитание толерантности у студентов в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Исаева. – Оренбург, 2004. – 19 с.
22. Калиева, А.Т. Феномен толерантности в контексте индивидуального этнического сознания / А.Т. Калиева // Научный альманах. – 2016. – № 1-3. – С. 239-242.
23. Карбанович, О.В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / О.В. Карбанович // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 74-79.
24. Касьянова, Е.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности / Е.И Касьянова, Н.И. Виноградова // Ученые записки Забайкальского го. ун-та. – 2014. – № 4. – С. 28-34.
25. Киреева, Е.А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков: автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Киреева. – Самара, 2015. – 20 с.
26. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности / Е.Ю. Клепцова. – М.: Просвещение, 2004. – 420 с.
27. Кожухарь, Г.С. Формы межличностной толерантности: критериальные признаки и особенности / Г.С. Кожухарь // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 30-40.
28. Коноваленко, Т.В. Формирование толерантного поведения в подростковой среде / Т.В. Коноваленко // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 51–55.
29. Контров, Г.Е. Формирование толерантности у подростков в условиях работы детских общественных объединений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Е. Контров. – Ярославль, 2004. – 21 с.
30. Кораблева, А.А. Научно-педагогический анализ категории «толерантность» / А.А. Кораблева // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 3. – С. 14-20.
31. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А.Ф. Королева // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
32. Кошанская, А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А.Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172-175.
33. Кузнецова, С.О. Враждебность и психическое здоровье / С.О. Кузнецова, А.А. Абрамова // Психология и право. – 2011. – № 2. – С. 1-8.
34. Кузнецова, С.О. Проблема враждебности в психологии / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2009. – № 4. – С. 82-90.
35. Лихачева, Т.И. Сущностные характеристики толерантности подростков / Т.И. Лихачева // Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – № 50. – С. 53-59.
36. Львова, И.В. Коммуникативная толерантность как компонент профессиональной культуры будущих специалистов / И.В. Львова // Вестник Кемеровского гос. ун-та. – 2008. – № 1. – С. 36-40.
37. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
38. Мамбетова, Р.Т. Связь коммуникативной толерантности личности с индивидуально-типологическими особенностями старших подростков / Р.Т. Мамбетова // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3. – С. 21-23.
39. Маслова, Т.М. Развитие коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза / Т.М. Маслова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 1. – С. 283-286.
40. Меньшикова, Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма / Н.С. Меньшикова // Вестник СПбГУ. – 2015. –№ 3. – С. 15-18.
41. Методика «Шкала диагностики враждебности» В. Кука – Д. Медлей // Психология затрудненного общения. Теория, методы, диагностика, коррекция / В.А. Лабунская. – М., 2001. – С. 54-59.
42. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 149-154.
43. Мирюгина, С.В. Психологические особенности общения подростков / С.В. Мирюгина // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
44. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
45. Нестеренко, И.С. Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска / И.С. Нестеренко // Вестник Краснодарского университета МВД России – 2009. – № 4. – С. 192–193.
46. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения подростков: вопросы и ответы / Т.В. Ничишина // Выхаванне i дадатковая адукацыя, – 2017. – № 6. – С. 26-31.
47. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
48. Носко, И.В. Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию / И.В. Носко, П.П. Хороших, С.Ф. Калинина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 385-390.
49. Олпорт, Г. Толерантная личность / Г. Олпорт // Век толерантности: научно-публицистический вестник. –2003. – Вып. 6. – С. 155-160.
50. Ондар, Л.М. Социально-психологические аспекты формирования толерантности в старшем школьном возрасте / Л.М. Ондар // Вестник Тувинского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 81-87.
51. Павленко, В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты / В.Н. Павленко // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. (Балашов, 18-20 сент. 2003 г.). – Балашов. – 2003. – С. 260–265.
52. Павлова, Т.В. Внутриличностные конфликты современных подростков / Т.В. Павлова, О А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
53. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. –2006. – № 1. – С. 95-99.
54. Повалихина, Д.О. Изучение самооценки подростка / Д.О. Повалихина // Научные открытия 2017: материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. С. 554-555.
55. Попова, О.С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / О.С. Попова. – Минск, 2013. – 20 с.
56. Реан, А.А. Психологи и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
57. Русакова, С.В. Психологическое сопровождение развития коммуникативной толерантности у подростков в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Русакова. – Екатеринбург, 2014. – 23 с.
58. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. –М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
59. Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. – С. 90–100.
60. Солынин, Н.Э. Основные подходы к определению понятия «толерантность» / Н.Э. Солынин // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 4. – С. 178-181.
61. Степанов, П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / П.В. Степанов. – М., 2002. – 19 с.
62. Стец, В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста / В.И. Стец // Карельский научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 20-23.
63. Сурова, Е.В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения / Е.В. Сурова // Молодой ученый. – 2018. – № 6. – С. 154-157.
64. Черкесова, Д.У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков / ДУ. Черкесова, Д.Р. Гаджибаева // Вестник Дагестанского гос. ун-та. – 2007. – № 3. – С. 93-97.
65. Шавоян, М.А. Сравнение уровня враждебности и агрессивности у учащихся лицея и старшеклассников / М.А. Шавоян // Медицинские науки. – 2016. – Вып. 3. – С. 84-85.
66. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е.С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы Международной научно-практ. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
67. Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198-200.