ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа подростков, характеризующихся различными формами аддиктивных расстройств. Подростковый возраст является наиболее сложным этапом развития ребенка, что обусловлено противоречием между стремлением к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых и отсутствием реальной возможности удовлетворить данные потребности. Переход от детства во взрослую жизнь сопровождается повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, аффективностью, а также повышенной критичностью по отношению к старшим. Подростки склонны легко усваивать негативные тенденции, проявляющие в группе сверстников: агрессивное и рискованное поведение, употребление психоактивных веществ, хулиганство, увлеченность компьютерными играми и т.д.
Социальная ситуация современности создает многообразие форм аддиктивного поведения подростков. В подростковой среде становятся значимыми зависимости, предполагающие общение: гемблинг, Интернет-зависимость, зависимость от общения в социальных сетях.
Современными психологами (А.Г. Войкунский [10], P.M. Грановская [15], Ю.М. Евстигнеева [19] и др.) отмечается, что в настоящее время увеличивается количество подростков, увлекающихся Интернетом. Компьютеризация и доступность информационных технологией влечет за собой увеличение числа подростков, зависимых от компьютерных игр и Интернета. По причинам доступности компьютеров и моды на них компьютерная зависимость получает широкое распространение и в нашей стране.
Различные аспекты компьютерной зависимости подростков рассматриваются в работах зарубежных и отечественных психологов: влияние ролевых компьютерных игр на формирование зависимости (М.С. Иванов) [27], роль компьютерной игры в психологическом развитии подростков (А.А. Новикова) [43], взаимосвязь личностных характеристик и особенностей активности (Е.И. Богомолова [5]), специфические характеристики межличностных взаимодействий подростков с компьютерной зависимости (Т.В. Коваль [30]).
В работах белорусских ученых обсуждаются факторы, обусловливающие формирование компьютерной зависимости у старшеклассников (Е.П Сенько [51]), пути коррекции и профилактики компьютерной зависимости у школьников и студенческой молодежи (И.В. Журлова, Н.Л. Пузыревич [22; 48]).
Вместе с тем проблема изучения личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью является недостаточно раскрытой в работах отечественных авторов, что обусловливает актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: определить личностные характеристики подростков с компьютерной зависимостью.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью.
2. Выявить различия в личностных характеристиках подростков с разным уровнем компьютерной зависимости.
3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для подростков, склонных к компьютерной зависимости.
Объект исследования: компьютерная зависимость.
Предмет исследования: личностные характеристики подростков с компьютерной зависимостью.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью.
2. Эмпирические методы: психологическое тестирование. Использовались следующие психодиагностические методики: «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот [60], опросник «Определение уровня тревожности» Ч. Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина [59], методика «Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела 14PF [41].
3. Методы количественного и качественного анализа данных: методы математической статистики (описательные статистики, критерий U-Манна –Уитни, критерий Вилкоксона).
Статистический анализ данных проводился с использованием программы «STATISTICA» v. 7.0
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ АДДИКТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1.1 Представления о компьютерной аддикции в зарубежной и отечественной психологии
Понятие «аддикция» (от англ. аddiction) определяется как зависимость, пагубная привычка; в более в широком смысле означает ощущаемую индивидом навязчивую потребность в определённой деятельности [14, с. 15]. Анализ литературы показал, что современными учеными аддикция рассматривается как способ контроля и устранения периодов спада настроения (Ц.П. Короленко) [35]), избегания или ухода от реальности (А.В. Котляров [37]), способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни (Е.В. Змановская [24]). Целью зависимого поведения является поиск так называемой «идеальной» реальности, являющейся в сущности деструктивной, приводящей к разрушению здоровья и жизни человека.
В настоящей работе под аддикцией понимается склонность к определенной деятельности, изменяющей психическое состояние, способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять психическое напряжение [35, с. 114].
По мнению белорусских ученых И.В. Журловой и К.С. Бирусь, основными характеристиками аддиктивного поведения являются:
- устойчивое стремление субъекта к изменению своего психофизического состояния, которое проявляется через систематическое обращение к определенным видам деятельности и утрате самоконтроля поведения (экстернальный локус контроля);
- поэтапный характер формирование аддикции;
- цикличность, которая имеет определенные фазы;
- индивидуальный характер подверженности субъекта аддикции на основе влияния конкретной группы факторов (социальных, психологических, биологических);
- тенденция к сочетанию разных видов аддикции и переходу от одного вида аддикции к другому в поведении одного и того же индивида (на основе идентичности механизма зависимости) [22, с. 56].
Одной из форм аддиктивного поведения выступает компьютерная зависимость. Первые зарубежные исследования, посвященные проблеме компьютерной зависимости, относятся к началу 1980-х годов. Одним из первых и детальных исследований является работа английским психологом М. Шоттон, которая выявила признаки Интернет-зависимости у более 100 программистов и любителей, постоянно работающих с компьютером. В начале 90-х годов прошлого века появляются первые монографии (Д. Гринфилда, К. Янга) по проблеме Интернет-зависимости (1998-1999 гг.),
Большой вклад в рассмотрение проблемы Интернет зависимости был внесен К. Янг. Автором был разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление-зависимости, с помощью которого было выявлено 400 аддиктов из 500 респондентов [60, с. 56]. В Центре онлайн-зависимости под руководством К. Янга в 1999 г. разработана модель, объясняющая склонность к зависимому использованию Интернета. Согласно модели АСЕ (Accessibility, Control, Excitement) Интернет-зависимость возникает у людей по причине воздействия следующих факторов: доступность; сохранение контроля над собственными действиями и последствиями своих решений; эмоциональный подъем, возбуждение от результатов собственных действий [10, с. 94].
Позднее М. Гриффитс заложил фундамент для дальнейшего изучения зависимости от компьютера, выделив операциональные критерии любой психологической аддикции, в том числе и компьютерной:
- приоритетность, когда полюбившаяся деятельность занимает первое место среди других, преобладает в чувствах и мыслях, в поведении;
- изменение настроения, когда преобладает состояние поглощенности деятельностью (это может быть эмоциональный подъем или приобретение спокойствия при переходе к любимой деятельности);
- симптомы разрыва, когда возникают неприятные ощущения или физиологические реакции вследствие потери или внезапного сокращения возможностей заняться любимой деятельностью;
- толерантность, когда достижение привычного эффекта требует количественного увеличения параметров деятельности;
- конфликт, когда возникают внутреннее противоборство структур личности, межличностные конфликты; конфликты с другими видами деятельности (работой, социальной жизнью, интересами);
- рецидив, когда человек возвращается к полюбившейся ранее деятельности, в том числе после длительного абстинентного периода [51, с. 3].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ АДДИКТИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе учреждения образования «Средняя школа № 23 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 9–х классов в возрасте от 14 до 15 лет. Средний возраст испытуемых составил 14,5 лет. Из них: 30 мальчиков и 30 девочек.
Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:
1. Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот [60] направлена на диагностику компьютерной зависимости (в том числе и Интернет-аддикции).
Испытуемому предлагается ответить на 11 вопросов, касающихся проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете. Критерии оценки уровня компьютерной зависимости: От 0 до 15 баллов – отсутствие риска развития компьютерной зависимости; от 16 до 22 баллов – стадия увлеченности компьютером и Интернетом; от 23 до 37 баллов – риск развития компьютерной зависимости, что свидетельствует о необходимости проведения профилактических программ; более 38 баллов – наличие компьютерной зависимости.
2. Опросник «Определение уровня тревожности» Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина [59] направлен на выявление уровня ситуативной и личностной тревожности.
Опросник состоит из двух частей (реактивная тревожность и личностная тревожность) по 20 утверждений в каждой. Испытуемым предлагается две части опросника, чтобы оценить утверждения от 1 до 4 баллов – от «никогда» до «почти всегда». Интерпретация результатов. Общий итоговый показатель по шкале находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. Критерии оценки: низкий уровень – до 30 баллов; умеренный уровень – 31-45 баллов; высокий уровень – 46 баллов и более.
3. Методика «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттела 14PF (HSPQ) [41] направлена на выявление индивидуально-психологических особенностей личности. С помощью методики можно выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Подростковый вариант предназначен для диагностики учащихся от 12 до 18 лет. Текст опросника включает 142 вопроса. Методика включает 14 факторов, отражающих качества личности. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученные в ходе обработки данных баллы затем переводятся в стены - условные баллы 10-балльной шкалы. Стены делятся на уровни: 1-4 стена - низкий уровень; 5-6 стенов - средний уровень; 7-10 стенов - высокий уровень.
Методы статистической обработки данных. Для выявления достоверности различий между группами применялся статистический критерий U-Манна-Уитни. Изучение значимых различий между показателями одной выборки до и после коррекционной работы осуществлялось с использованием Т-критерий Вилкоксона.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе проводился сравнительный анализ показателей личностных характеристик у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. Использовалась типологическая стратегия, предполагающая сравнение респондентов с разным уровнем компьютерной зависимости. Применялся метод крайних групп. Деление респондентов на группы осуществлялось на основе показателей медианы общего показателя компьютерной зависимости («Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот [60]). Сравнивались респонденты с высоким (от 38 баллов и более) и низким (от 0 до 37 баллов) уровнем компьютерной зависимости;
2) на втором этапе проводилась разработка и апробация коррекционно-развивающей программы для подростков с компьютерной зависимостью;
3) на третьем этапе была проведена оценка результативности коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение компьютерной зависимости.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается применением методов и методик, согласующихся с целями исследования, взаимно дополняющих друг друга, а также использованием методов математической статистики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что в современной психологии компьютерная зависимость рассматривается в рамках понятия аддикции и понимается как склонность к определенной деятельности, изменяющей психическое состояние, способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять психическое напряжение. Развитие компьютерной зависимости осуществляется поэтапно, отличается стремлением к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на определенных активных видах деятельности, что сопровождается интенсивными эмоциями. В настоящем исследовании под компьютерной зависимостью мы понимаем пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера, которое позволяет получить удовольствие и снять психическое напряжение, приводит к сокращению других видов деятельности.
Основными факторами формирования компьютерной зависимости в подростковом возрасте являются: характерологические свойства, личностные особенности подростков, возрастные особенности эмоциональной сферы, деформация основных потребностей, семейное воспитание, недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и другими значимыми людьми, привлекательность деятельности за компьютером.
В результате исследования было выявлено, что половина исследуемых подростков характеризуется наличием сформированной компьютерной зависимости – постоянным навязчивым стремлением проводить время за компьютером: в Интернете, в различных социальных сетях и чатах, в онлайн-играх и т.д. Это влечет за собой ряд проблем поведения и контроля над влечениями, приводит к негативным изменениям личности и поведения.
В ходе проведенного исследования были установлены отличительные особенности подростков с компьютерной зависимостью. Они обладают высоким уровнем ситуативной тревожности. Подростки с компьютерной зависимостью являются более беспокойными, тревожными, напряженными, склонными к индивидуальной деятельности, менее общительными, эмоционально устойчивыми, доминантными, самостоятельными, способными контролировать свои эмоции, чем подростки без компьютерной зависимости.
Успешная коррекция негативных проявлений личностных особенностей у подростков с компьютерной зависимостью достигается с помощью целенаправленной программы, учитывающей возрастные особенности подросткового возраста и особую психологическую чувствительность подростков к групповым формам воздействия.
Нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для подростков с компьютерной зависимостью. С целью оценки эффективности проведенной коррекционно-развивающей программы была проведена повторная диагностика личностных особенностей, ситуативной тревожности и уровня компьютерной зависимости подростков. Установлено, что подростки с компьютерной зависимостью экспериментальной группы стали более общительными, эмоционально устойчивыми, доминантными, активными, беспечными, уверенными в себе, самостоятельными, а также менее напряженными, стали стремиться к коллективу, научились проявлять самоконтроль.
Эффективным оказалось проведение коррекционно-развивающей программы по преодолению негативных эмоциональных состояний у подростков с компьютерной зависимостью при соблюдении следующих условий: 1) осуществление целенаправленной групповой работы по преодолению негативных эмоциональных состояний у подростков; 2) учет психологических особенностей подростков; 3) использование коррекционных упражнений, приемов арттерапии, дискуссии, ролевых игр.
Результаты исследования могут быть использованы психологами в диагностической и коррекционно-развивающей работе с подростками.
1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
2. Айрапетова, А. Аддиктивное поведение как фактор психологической дезадаптации и пути его профилактики / А. Айрапетова // Наука и Мир. – 2016. – № 1 (29). – С. 117–120.
3. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А. Ю. Акопов. – СПб. : Речь, 2008. - 224 с.
4. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И. С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т. 2. – С. 168–175.
5. Богомолова, Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей Интернета : автореф. дис канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. И. Богомолова. – Краснодар, 2015. – 20 с.
6. Брынин, Г. Э. Интернет-зависимость учащейся молодежи Алтайского края: сущность и диагностика / Г. Э. Брынин // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 9-13.
7. Бурлаков, И.В. HomoGamer: Психология компьютерных игр / И.В. Бурлаков. – М.: Класс, 2000. – 120 с.
8. Буслаева, Е. Н., Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
9. Васильева, Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – № 2. – С. 32–39.
10. Войскунский, А. Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Г. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
11. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции / А.Е. Войкунский // Тезисы докладов 2-й Рос. конф. по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г). – М.: Экпсицентр РОСС. – С. 251–253.
12. Воропаев, М.В. Психология и педагогика виртуальных сред / М.В. Воропаев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 268 с.
13. Ворошилин, С.И. Игровая зависимость: социальные, психологические и биологические основы / С.И. Ворошилин // Суицидология. – 2011. – № 3 (4). – Т. 2. – С. 26–36.
14. Галяутдинова, С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. – 2013. – № 2. – С. 14–19.
15. Грановская, P.M. Дети и компьютеры / P.M. Грановская, М.С. Гринева, Д.В. Третьяков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2001. – № 1. – С. 40–45.
16. Гриффит, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни / В. Гриффит.// Финансовые известия. – 1996. – № 183. – Вып. 54. – С. 23–27.
17. Гришина, А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / А.В. Гришина. – Нижний Новгород: НГПУ, 2011. – 196 с.
18. Добровидова, Н. А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / Н. А. Добровидова Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 2. – С. 316-319.
19. Евстигнеева, Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / Ю. М. Евстигнеева. – М. : МГПУ, 2003. – 20 с.
20. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 190 с.
21. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1333-1335.
22. Журлова, И. В. Модель коррекции и профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / И. В. Журлова, К. С. Бирусь // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2. – С. 55–60.
23. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи : профилактика и психотерапия зависимостей / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. – Минск : Пропилеи, 2004. – 196 с.
24. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
25. Иванов, Д. В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению / Д. В. Иванов // Самарский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 75-77.
26. Иванов, И.С. Психологические и социокультурные индикаторы игровой зависимости / И.С. Иванов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – № 3. – Т. 14. – С. 205–211.
27. Иванов, М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / М.С. Иванов // Психологический журнал. – 2003. – № 2. – Т. 24. – С. 10–14.
28. Иванова, О. Н. Тревожность и ее особенности в подростковом возрасте / О. Н. Иванова, В. Р. Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 56-58.
29. Игумнов, С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. – М .: Изд-во Института психотерапии, 2000. – 112 с.
30. Коваль, Т. В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости / Т. В. Коваль // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4. – С. 1-11.
31. Колотилова, И. В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И. В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234–244.
32. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. – Мн. : Аверсэв, 2004. – 365 с.
33. Коновалова, К.В. Причины появления школьной тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254-255.
34. Королева, А. М. Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции / А. М. Королева // Молодой ученый. — 2013. – № 6. – С. 651–654.
35. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2001. – 257 с.
36. Костенко, Г. А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г. А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133–137.
37. Котляров, А. В. Другие наркотики / А. В. Котляров. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
38. Кочкина, М. В. Психологические аспекты профилактики и предупреждения аддиктивного поведения подростков : автореф. … дис. … канд. психол. науку : 19.00.07 / М. В. Кочкина. – Москва, 2007. – 23 с.
39. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.18 / В. А. Лоскунова. – Новосибирск: НГМА, 2004. – 19 с.
40. Минаков, С. А. Краткая характеристика нехимических зависимостей и их влияние на развитие личности / С. А. Минаков // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 2. – С. 97–103.
41. Многофакторный личностный опросник» Р. Кеттела 14PF (HSPQ) // Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла : руководство / А.Н. Капустина. – СПб., 2001. – С. 96-97.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
43. Новикова, А.А. Роль компьютерной игры в психологическом развитии подростков / А.А. Новикова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 7 (Т.2.). – С. 212–214.
44. Нечаенко, И.Я. Особенности ситуативной тревожности у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-13. – С. 101-102.
45. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95–99.
46. Прибылова, Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю. О. Прибылова // Естествознание в школе. – 2005. – № 4. – С. 35–39.
47. Полутина, Н.С. Актуальные направления исследований в психологии компьютерной игры / Н.С. Полутина // Интеграция образования. – 2010. – № 4. – С. 93–97.
48. Пузыревич, Н. Л. Как избавить ребенка от компьютерной зависимости / Н. Л. Пузыревич // Диалог. – 2013. – № 3. – С. 35-39.
49. Рыженко, С. К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / С. К. Рыженко. – Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2009. – 19 с.
50. Светличная, Т. Г. Феномен зависимости : терминологический анализ / Т. Г. Светличная, Л. И. Меньшикова, Е. А. Смирнова // Социальные аспекты здоровья населения. – 2018. – № 1. – С. 1-14.
51. Сенько, Е. П. Компьютерная зависимость в старшем школьном возрасте как социально-педагогическая проблема / Е. П. Сенько. Cтуденческая наука – инновационный потенциал будущего : материалы Респ. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 26–28 апреля 2016 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. А. В. Торхова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2016. – С. 330-332.
52. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
53. Солынин, Н. Э. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте / Н. Э. Солынин, Е. П. Лебедева // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 6. – С. 281-284.
54. Спиркина, Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т. С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473–478.
55. Телицына, Е. Л. О понятиях «эмоция» и «чувства» в научной литературе / Е. Л. Телицына // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 445–446.
56. Тончева, А. В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости / А. В. Тончева // Науковедение. – 2012. – № 4. – С. 1-5.
57. Тончева, А. В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте / А. В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 2. – С. 131-136.
58. Удовенко, Е. В. Интернет-зависимость в подростковом возрасте / Е. В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4-5. – С. 93–96.
59. Опросник «Определение уровня тревожности» Спилбергера-Ханина // Настольная книга практического психолога / Е.Н. Рогов. – М., 1999. – С. 336-338.
60. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.