Введение
Актуальность темы исследования обусловлена широкой распространенностью депрессии у женщин, находящихся в декретном отпуске. Согласно эпидемиологическим данным, около 15% женщин после родов пребывают в депрессивном состоянии. Несмотря на высокую распространенность и значение для развития ребенка, депрессии в большинстве случаев остаются нераспознанными и оставленными без внимания.
В перинатальной психологии психологическое здоровье и эмоциональное благополучие матери занимает не менее важное положение, чем уход за ребенком. Депрессии, возникающие у женщин после родов и в период первых лет ухода за ребенком, могут увеличивать возможность наступления рецидивов депрессивного состояния, перехода в хронические состояния. Среди наиболее распространенных осложнений депрессии является употребление психоактивных веществ, суицидальное поведение.
Негативное психоэмоциональное состояния женщины в кризисный период жизни семьи оказывает существенное влияние на всех членов семьи и, в первую очередь, на ребенка. Депрессивное состояние матери затрудняет налаживание контакта и связи с ребенком, препятствует его благоприятному психическому развитию.
Изучением психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске занимались многие зарубежные (G.E. Robinson, D.E. Stewart, U. Halbreich, L.S. Kahn, J.F. Paulson, S.D. Bazemore, K. Kendall-Tackett, D. Clout и R. Brown) и отечественные (Н.А. Тювина, Н.А. Карнетов , В.А. Дубинин, Т. Гарнизов) исследователи.
Некоторыми авторами (K. Swain, R. Whitley, G.J, McHugo, R.E.Drake) изучены факторы психологических особенностей женщин, находящихся в декретном отпуске и установлено, что они являются подверженными состоянию депрессии. Риск возникновения такого состояния обусловлен низким социально-экономическим статусом, перенесенной в прошлом депрессии, или алкоголизмом, или недостаточной поддержкой со стороны близких людей, личностными особенностями женщин и т.д.
В отечественной психологии имеется информация о том, что возраст женщины является фактором отношения к материнству, психологической готовности к нему (И.Е Валитова, А.С. Демина, Е.И. Жупиева). Однако, проблема изучения психологических особенностей женщин, находящихся в декретном отпуске является интересной и недостаточно разработанной.
Объект исследования: психические состояния.
Предмет исследования: женщины, находящиеся в декретном отпуске.
Цель работы: изучить психические состояния женщин, находящихся в декретном отпуске.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по теме исследования.
2. Определить доминирующие психические состояния у женщин, находящихся в декретном отпуске.
3. Установить взаимосвязь психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске.
4. Разработать коррекционную программу психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске.
Методы исследования: теоретические (анализ научных и специальных работ по теме исследования); эмпирические (психодиагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных); методы математической статистики.
База исследования: УЗ «Витебский областной детский клинический центр».
Выборка: в исследовании принимало участие 35 женщин, находящихся в декретном отпуске (возраст женщин от 21 до 32 лет).
Методики исследования:
1. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
2. «Самооценка психических состояний» Айзенка.
3. Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
4. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.
Теоретическая и практическая значимость работы: в данной работе представлены характеристики психических состояний и дана их классификация в психологии, а также проведено эмпирическое исследование психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске. В работе представлены направления коррекции для работы в данном направлении, которые могут быть использованы педагогами, педагогами-консультантами в процессе осуществления профессиональной деятельности и оказанию консультативной помощи такой категории женщин.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
1 Теоретические аспекты изучения психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске
1.1 Характеристика понятия материнства в современной психологии
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на психическое состояние беременной женщины, можно назвать психологическую готовность к материнству. Ключевой аспект, основа структуры психологической готовности к такому положению – это субъектное отношение женщины к своему ребенку, которое находит свое отражение в стиле ее материнского поведения. На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «материнство». Согласно словарю С.И. Ожегова, под данным термином понимается «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми» [24, с. 275].
В работах В.И. Брутмана материнство понимается как процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребёнком. Его основное новообразование заключается в изменении смысловой сферы женщины, изменении структуры социальных ролей, которая изменяет переживание такого положения женщины как динамического процесса, проявляющегося в материнско-детском взаимодействии [9, с. 42]. Смысловое переживание женщины в роли матери Г.Г. Филиппова определяет в качестве психологического новообразования в самосознании женщины, которая приняла на себя роль матери. Вместе с формированием образа ребенка в самосознании женщины происходят изменения в смысловой, эмоциональной, социальной и физиологической сфере [45, с. 42]. Ф. Хорват отождествляет такое положение женщины с совокупностью личностных качеств, биологических и психологических особенностей женщин, которые женщина имеет от природы [48, с. 324].
Материнство – это социальная женская роль, которая обусловлена общественными ценностями и нормами. Данное чувство представлено биологическим стремлением к рождению ребенка, окрашенным или преобразованным интериоризованными социальными нормами [15, с. 176]. Таким образом, понимание исследуемого феномена современными учеными сводится к эмоциональной сфере личности матери, а также к принятию ею новой социальной роли.
Следует отметить, что концепции отечественных исследователей основаны на зарубежных концепциях. В работах иностранных исследователей материнство и психологическая готовность к такому положению женщины рассматривается преимущественно в контексте концепции привязанности М. Айнсворт, Дж. Боулби, Д. Винникота. Согласно данной теории, в основе материнского поведения лежит материнский инстинкт, «запускаемый» в момент рождения ребенка, а материнская любовь является врожденным, инстинктивным качеством.
В исследованиях М. Айнсворт доказано, что качество привязанности ребенка к матери зависит от поведения матери в ходе взаимодействия с ребенком. Эти исследования послужили основой для появления термина «материнская привязанность к ребенку», которая возникает еще до его рождения и объясняет различное поведение и отношение мк своему ребенку.
Зарубежные авторы придерживаются мнения о том, что осознание существования своего ребенка возникает у женщины не в определенный момент беременности, а имеет место быть с самого зачатия. Ощущению плода принадлежит важнейшая роль для возникновения привязанности будущей матери к ребенку после его рождения, что отражено в научной литературе под понятием «пренатальная привязанность» [1, с. 165]. Такие исследователи утверждают, что данное понятие является сложным образованием и включает пять элементов:
– фантазии матери о внешности ребенка, мечты и дальнейшие планы;
– любовь в форме позитивных чувств по отношению к ребенку;
– взаимодействие с ребенком – понимание его состояния сна, бодрствования, умение вызывать шевеления ребенка;
– дифференцирование от ребенка в форме его персонификации: мать завет его по имени;
– разделение своих чувств к ребенку от своих родных, привлечение близких к взаимодействию с ребенком [27, с. 311].
Готовность к материнству имеет сложную структуру. Так, Г.Г. Филиппова выделила несколько блоков готовности к материнству:
1. Личностная готовность – это общая личностная зрелость, которая характеризуется адекватной возрастно-половой идентификацией, ответственным принятием решений, внутренним локус контролем, отсутствием зависимостей, а также личностными качествами, необходимыми для эффективного материнства (среди которых следует назвать способность к совместной деятельности, эмпатию, интерес к развитию личности другого; к воспитанию).
2. Адекватная модель родительства, характеризующаяся адекватной моделью материнской роли, сформированной в своей семье, оптимальными родительскими установками, воспитательскими стратегиями, материнским отношением.
3. Мотивационная готовность, которая характеризуется зрелостью мотивации рождения ребенка, когда ребенок не является средством самореализаций женщины, средством удержания мужчины или достижения некого социального статуса.
4. Сформированность материнской компетентности, характеризующееся отношением к ребенку как к субъекту физических и психологических потребностей, субъективных переживаний; способностью к адекватному реагированию на действия ребенка, к пониманию особенностей его состояний; необходимые знания о развитиях ребенка, его возрастных особенностях; способностью к совместной деятельности с ребенком; навыками воспитания и обучения, адекватных возрастным особенностям ребенка.
2 Эмпирическое исследование психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске
2.1 Организация и методы проведения исследования
Эмпирическое исследование психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске, осуществлялось на основании следующих этапов.
На первом этапе были выбраны методы сбора информации и обработки данных, определена технология проведения эмпирического исследования, включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, разработку концепции исследования, его цели, задач, объекта, предмета, уточнение методического замысла, подбор методического инструментария, начало исследовательской работы. Проведены анализ и обобщение результатов психологических исследований, рассматривающие исследуемую в проблему.
На втором этапе проводилось комплексное психологическое исследование на основе определенной выборки, в которую вошли женщины, находящиеся в декретном отпуске. Осуществлялось целенаправленное и последовательное проведение эмпирического исследования.
В исследовании принимало участие 35 женщин, находящихся в декретном отпуске (возраст женщин от 21 до 32 лет).
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:
1. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
2. «Самооценка психических состояний» Айзенка.
3. Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
4. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.
Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников) [31].
Цель методики: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики. Данная методика разработана в московском медицинском институте им. И.М. Сеченова.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция методики. Испытуемому предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Необходимо в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает состояние, и отметить цифру (3 2 1 0 1 2 3), которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие – сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26
Активность – сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28
Настроение – сумма баллов по шкалам: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. Стимульный материал и текст опросника представлен в Приложении А.
«Самооценка психических состояний» Айзенка [2].
Тест самооценки психических состояний разработан известным психологом Гансом Айзенком. Назначение методики: диагностика таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Испытуемым предлагается оценить 40 утверждений от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько ему подходит данное утверждение. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Стимульный материал и текст опросника представлен в Приложении Б.
Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера [29].
Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.
Заключение
Материнство в психологии представляет собой одну из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Мотивация материнского поведения – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения женщины, ожидающей появления ребёнка. Сюда включаются как биологические, так и социальные образования. Поведение женщины, с одной стороны, генетически детерминировано инстинктивной тенденцией актуализировать в наиболее возможной степени свои индивидные способности, свою Природу в мире. С другой стороны, становление материнства находится под влиянием социальной среды, реализуя себя через систему индивидуальных ценностей. Система ценностей отдельной женщины зависит от её возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Психическое состояние это особая психологическая категория, которая отличается от психических процессов и психических особенностей личности и одновременно влияет на них, ими и детерминируется. В классическом разделении психических явлений они выделены по степеням уменьшения динамичности, лабильности и скорости их изменений - процессы, состояния и свойства. Психические состояния – это психологическая характеристика личности, что показывает относительно статические и перманентные моменты ее душевных переживаний. Анализ психического состояния дает возможность предсказать поведение человека, его развитие и саморазвитие. Всем психическим состояниям свойственны: целостности, подвижности и относительной стойкости; прямой и прямой связи с психическими процессами и свойствами человека; индивидуальной оригинальности и типичности; несоответствию черт личности и психических состояний; полярности.
Психическое состояние женщин, находящихся в декретном отпуске можно назвать как одно из сложных, многогранных и чрезвычайно чувствительных состояний женской жизни. Период нахождения женщин в декретном отпуске, общепризнанно считается временем повышенного риска развития симптомов сложного эмоционального состояния, что обусловлено совокупностью биологических изменений и изменений социальных ролей в жизни женщины. Женщины, находящиеся в декретном отпуске, зачастую характеризуются следующими психологическими состояниями: стресс, тревожность, депрессия. Депрессивное расстройство является одним из наиболее распространенных психических заболеваний у женщин, находящихся в декретном отпуске.
По результатам проведенного эмпирического исследования в данной работе, пришли к следующим выводам. В результате исследования самочувствия, активности и настроения установлено, что большинству женщин, находящихся в декретном отпуске, характерны плохое самочувствие, низкая активность, повышенное настроение. Они испытывают чувство усталости, вялости, обессиленности, эмоциональный дискомфорт, отказываются от посторонней активной деятельности, предпочитают спокойное времяпрепровождение, ограничиваются количеством хлопот и забот, связанных с уходом и воспитанием ребенка и забот по дому. При этом у такой группы женщин настроение преобладает хорошее. Такие личности характеризуются тревожностью в некоторой степени. Они характеризуются средним уровнем фрустрации, т.е. такие личности в некоторых жизненных ситуациях боятся некоторых трудностей или неудач, но при этом стараются сохранять спокойствие. Испытуемые личности в меру агрессивные, иногда у них отмечаются трудности в процессе общения с окружающими людьми или даже своим собственным ребенком. Такие женщины характеризуются низким уровнем ригидности, т.е. такие женщины достаточно легко переключаются в процессе общения или выполнения каких-либо действий, обязанностей. У них часто меняются убеждения и взгляды.
В целом уровень субъективного контроля у женщин в декрете находится на высоком уровне. Таким образом, женщины, которые находятся в декретном отпуске, готовы и воспринимают брак и рождение детей в спокойной форме. Женщины, находящиеся в декретном отпуске, ответственно относятся к своему здоровью, они уверены и тверды в себе, не надеются на дело случая при решении важных вопросов. У такой категории женщин наиболее благоприятно могут складываться отношения в коллективе. Такие женщины считают, что большинство важных событий в их жизни является результатов их собственных действий, следовательно, они берут на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих людей, своей семьи в целом. Испытуемая группа женщин в большинстве своем характеризуются присутствием в некоторых жизненных ситуациях чувства страха и тревоги, некоторого волнения или беспокойства. Но в целом психологическое состояние данной категории женщин находится на стабильном уровне. Психоэмоциональное состояние женщин характеризуется стабильным положением, без особых всплесков со стороны эмоций и настроения. Но среди испытуемых были выделены женщины, которым чувство депрессии свойственно в умеренной или выраженной форме. Такие личности характеризуются некоторым чувством апатии, страха и тревожности. Они постоянно живут в состоянии стресса и беспокойства. Также им свойственна растерянность в сложных ситуациях.
По причине того, что некоторым испытуемым женщинам, находящимся в декретном отпуске, свойственны отрицательные психические состояния в работе была предложена коррекционная программа психических состояний женщин, находящихся в декретном отпуске.
1. Авдеева, Н.Н. Среда развития и психическое здоровье ребенка. Здоровье человека: социо-гуманитарные и медико-биологические аспекты / Н.Н. Авдеева. – М.: Смысл, 2003. – 314 с.
2. Айвазян, Е.Б. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией / Е.Б. Айвазян, Г.А. Арина, В.В. Николаева // Вестник МГУ, Серия «Психология». – 2002. – №3. – С.3 - 18.
3. Анисимова, К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности / К.А. Анисимова // Психология и психотехника. – 2014. – №1. – С. 48-52
4. Аршавский, И.А. Роль гестационной доминанты в качестве фактора, определяющего нормальное или уклоняющееся от нормы развитие зародыша: под ред. Ф.А. Сыроватко // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии. – М., 2007. – С. 56-59.
5. Баженова, О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Cинапс. – 2003. – №4. – С. 77-79
6. Бангерская, Т. Трудное счастье материнства / Т. Бангерская // Семья и школа. – 2017. – №3. – С.29-32.
7. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – С. 234-256
8. Брутман, В.И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В.И. Брутман, Г.Г. Филлиппова, И.Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С.59-68.
9. Брутман, В.И. Привязанность матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Хрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. – С. 38-47.
10. Валитова, И.Е. Психологическая готовность к материнству у девушек разного возраста / И.Е. Валитова // Вестник Брестского университета, 2014. – №1. – С. 121-126.
11. Варга, Д. Радость родительских забот / Д. Варга. – М.: Пр. – 2017. – 276 с.
12. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 190 с.
13. Волков, В.Г. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша / В.Г Волков, Ю.С. Садкова. – Киров, 2005. – 198 с.
14 Добряков, И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 93-102.
15. Ефимова, С.Н. Основы общей психологии / С.Н. Ефимова. – М.: Форум, 2007. – 288 с.
16. Заворотных, Е.Н. Особенности эмоциональной сферы беременных женщин / Е.Н. Заворотных // Вестник СПбГУ. – 2007. – № 2-2. – С.136-140.
17. Завьялова, Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования: автореф. дис. к. психол. наук. – М., 2000. – 23 с.
18. Заусенко, И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка / И.В. Заусенко // Пасха. Екатеринбург. – 2009. – № 1-2. – С. 50-66.
19. Захаров, А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов. Сборник материалов конференции «Перинатальная психология и родовспоможение» / А.И. Захаров. – СПб 2007. – C. 54.
20. Исупова, О.Г. Социальный смысл материнства в современном государстве / О.Г. Исупова // Социс. – 2000. – №11. – С. 36-39
21. Каменская, Е.Н. Психология личности. Конспект лекций / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2010. – 160 с.
22. Караханова, Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени / Т.М. Караханова // Социс. – 2017. – №3. – С.74-81.
23. Клемантович, И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / И. Клемантович // Воспитание школьников. – 2008. – №4. – С.18-22.
24. Коваленко, Н.П. Профилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов: медико-социальные проблемы: автореф. дис. доктора психол. наук. – СПб., 2002. – 321 с.
25. Корнетов, Н.А. Послеродовая депрессия – центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства / Н.А. Корнетов // Бюллетень сибирской медицины, 2015. – №6. – Т.14. – С.5-20.
26. Котова, А.В. Особенности онтогенеза материнства и психологической готовности к материнству у беременных женщин с различными соматическими заболеваниями / А.В. Котова // Знание. Понимание. Умение, 2013. – №1. – С. 264-267.
27. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии труда / Н.Д. Левитов. – М., 2003. – 324 с.
28. Мальчуковская, А.Н. Психическое состояние женщин во время беременности / А.Н. Мальчековская // Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии: материалы V Всеросс. конгр. по пренатальной и перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 53-54.
29. Матвеева, Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества» / Е.В. Матвеева. – Москва-Нью-Йорк., 2014. – 190 с.
30. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С.18-27.
31. Минюрова, С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева // Психологический журнал. –2002. – №5. – С. 63-75.
32. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. А.А. Бодалева). – М.: Модэк МПСИ, 2004. – 298 с.
33. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
34. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Советская Энциклопедия. – 4-е изд., испр. и доп, 2007. – 420 с.
35. Папушек, Х. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития / Х. Папушек, М. Папушек // Психологический журнал. – 2000. –№3. – С. 65-72.
36. Перов, А.К. Развитие черт характера из психических процессов и временных состояний человека / А.К. Перов // «Материалы совещания по психологии». – М., 2007. – 342 с.
37. Разумовский, О.С. Экстремальные закономерности. Категории наибольшего и наименьшего / О.С. Разумовский. – М.: Новосибирск, 2008. – С. 31.
38. Рубинтшейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ.: Питер, 2007. – 720 с.
39. Савенышева, С.С. Отношение к материнству у современных женщин / С.С. Савенышева // Вестник Санкт-Петербурского ун-та. – 2008. – Вып.4. – С.45-54.
40. Самоукина, Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком / Н.В. Самоукина // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С. 67-81
41. Сенченко, Н.А. Особенности механизмов психологической защиты у беременных женщин / Н.А. Сенченко // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. – 2011. – №1-2(2). – С.155-158.
42. Столин, В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 2009. – №3. – С.56-59
43. Студеникина, Л.А. Деятельность студентов-психологов по профилактике девиантного материнства / Л.А. Студеникина // Ананьевские чтения 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19-21 октября 2010 г. Часть 2. / Отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2010. – 592 с.
44. Филиппова, Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь / Г.Г. Филипова // Семья и школа. – 2001. – №3. – C.14-17
45. Филиппова, Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства – новая область исследования психологии / Г.Г. Филиппова // Журнал практического психолога. – 2003. – №4. – С.41-47.
46. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее / Ф. Хорват. – М.: Прогресс, 2002. – 521 с.
47. Цареградская, Ж.В. Ребенок от зачатия до года / Ж.В. Цареградская – М.: АСТ, 2002. – 254 с.
48. Шапарь, В.Б. Практическая психология / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
49. Шкуротенко, О.С. Взаимосвязь психологических особенностей женщин в период беременности и психофизиологических показателей новорожденных: автореф. дис. канд. психол. наук, СПб., 2016. – 168 с.
50. Щукина, Е.Г. Развитие материнского поведения при повышенной тревоге во время беременности / Е.Г. Щукина // Экология человека, 2006. – №7. – С.47-53.