ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ АУТСАЙДЕРОВ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 «Аутсайдерство» в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.3 Особенности социометрического статуса в группах младшего и старшего подросткового возраста
1.4 Личностные качества пренебрегаемых подростков (аутсайдеров) в группах старшего и младшего возраста
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ АУТСАЙДЕРОВ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация, задачи и методы исследования
2.2 Изучение социометрического статуса в группах младшего и старшего подросткового возраста
2.3 Сравнительный анализ личностных черт и личностной направленности у подростков-аутсайдеров и подростков-лидеров в группах младшего и старшего возраста
2.4 Анализ различий в личностных чертах и личностной направленности у подростков-аутсайдеров в группах младшего и старшего возраста
2.5 Оценка эффективности социально-психологического тренинга, направленного на развитие общительности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости, положительного отношения к себе и к другим людям у подростков-аутсайдеров
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С точки зрения развития подростковый возраст характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства и социального окружения. Это проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых.
Специфика социальной ситуации развития современного подрастающего поколения определяет специфику его взаимоотношений с окружающими людьми, которые, при ошибках в воспитании, незнании и недостаточном учёте возрастных особенностей подростков, могут приобрести негативное психологическое содержание и выражаться в конфликтах, противоречиях, что, в свою очередь, отразится на личностном развитии и психическом здоровье подростка. Получение негативного опыта опасно, прежде всего, тем, что оно приводит к социальной изоляции подростка, а в дальнейшем и к его дезадаптации.
Особое значение в подростковом возрасте приобретает положение в группе сверстника. Основные потребности подростка – стремление к общению со сверстниками, к самоутверждению и независимости, к признанию своих прав со стороны других – удовлетворяются в межличностных отношениях в группе сверстников. Будучи отвергаемыми со стороны других, подростки замыкаются, проявляют негативные качества и черты, отрицательно влияющие на ход социализации.
Проблема аутсайдерства является особенно значимой для подросткового возраста, так как позиция, занимаемая в подростковом коллективе, оказывает влияние на развитие его личности. Эта позиция влияет и на психологическое благополучие подростков, и на уровень удовлетворенности жизнью, а также на процесс самореализации.
В связи с вышеизложенным, становится актуальным изучение личностных качеств подростков-аутсайдеров, что может послужить основой для определения путей и способов развития положительных личностных качеств у подростков-аутсайдеров подросткового возраста, и, как следствие, повышения социометрического статуса в группе сверстников.
Изучением феномена аутсайдерства занимались такие ученые как В.П. Бабинцев, И.В. Бояринова, Е.В. Реутов, И.В. Дубровина, А.В. Киричук, Е.А. Куминская и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ АУТСАЙДЕРОВ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 «Аутсайдерство» в отечественной и зарубежной литературе
В современной психологии понятие «аутсайдерства» является относительно новым. Лишь в последние годы психологи начали употреблять данный термин. В ряде работ зарубежных и российских авторов феномен «аутсайдерства» рассматривался через термин отчуждения. В работе В.В. Абраменковой рассматривается историческое происхождения термина «отчуждение» и выделяются два его значения:
– в первом случае отчуждение означает «отдаление», «отрыв», что предполагает наличие интерсубъектных отношений, когда личность чувствует свою разобщенность с другой личностью, группой или обществом в целом. В результате отчуждаемый субъект принимает различную степень чуждости по отношению к другим, в том числе до враждебности;
– во втором значении отчуждение выступает как отвержение, отрицание жизненного уклада, социально-одобряемых целей, норм морали и т.п. [1, с. 5].
С позиций А.А. Силяевой, отчуждение личности выступает в качестве социально-психологического феномена, который заключается в невключенности личности в систему взаимоотношений социальной группы, обусловленного системой социально-психологических и индивидуально-психологических факторов, сопровождаемого чувством одиночества и изоляции. Результатом отчуждения становятся: затруднение личности при вхождении в новый коллектив, социальную группу; отчуждение на личностном уровне: проявляется личностными проявлениями такими, как: пассивность, покорность, недоверчивость к окружающим и подозрительность [41, с. 12].
Наиболее подверженным отчуждению принято считать подростковый возраст. По мнению А.В. Силяевой, следствие отчуждения в подростковом возрасте представлено нарушением социальных и психологических связей, дисгармонией отношений личности со значимыми для нее людьми (родителями, учителями, сверстниками, одноклассниками, а также с самим собой) [41, с. 14].
В зарубежной психологии отчуждение рассматривается как отстранение, стремление личности выделиться из многих людей, уединиться, закрыться от общения. По мнению 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, отчуждение представляет собой защитный механизм личности. В рамках психоаналитического направления З. Фрейд был одним из первых, кто применил термин «отчуждение» для описания патологического развития личности, для которой социальная культура является чем-то чуждым, враждебным ее природе. Самоотчуждение приводит или к невротической потере своего собственного «Я», т.е. к деперсонализации, или к утрате чувства реальности окружающей действительности [45, с. 103].
Согласно Э. Фромму, отчуждение является особым способом восприятия, при котором индивид ощущает себя как нечто чуждое, становится отстраненным от самого себя. Отчужденный человек не чувствует себя центром своего мира, хозяином своих собственных действий, а наоборот, подчиняется своим поступкам. У него утрачивается связь с самим собой и с окружающими [46, с. 190].
В современной зарубежной психологии проблемой аутсайдерства занимался Дж. Морено. Социометрическая теория является единственной из всех теорий, включающей в диапазон своего анализа неформальную подгруппу. В рамках этой теории социометрическая структура группы рассматривается как совокупность связей между ее членами, которые характеризуются взаимными предпочтениями и симпатиями. В качестве основных характеристик социометрической структуры группы выступают: социальный статус, взаимные эмоциональные предпочтения членов группы; наличие микрогрупп, объединенных взаимными предпочтениями [23, с. 115].
Социометрический статус представляет собой один из важнейших параметров положения личности в группе сверстников. Наличие в группе лиц с разным положением ставит вопрос о детерминации этих различий. В ряде зарубежных исследований было выявлено, что на социометрическое положение оказывают влияние различные личные факторы: внешний вид людей (М. Смит, Дж. Брунер), более высокие школьные показатели и умственная одаренность (Р. Браун), более молодой возраст (М. Нортвэй), общительность и готовность помочь другому (Н.Е. Гронланд).
В зарубежной психологии феномен аутсайдерства исследовался в рамках проблемы динамики взаимоотношений учащихся в учебных группах. Так, Дж. Кризуэлл изучал стабильность отданных учащимися выборов у учащихся с 1 по 6 класс по критерию совместного сидения за партой.
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В отечественной психологии феномен «аутсайдерство» рассматривается через термин отчуждения, отражающий наличие у личности чувство разобщенности с другой личностью, группой или обществом. В зарубежной психологии феномен аутсайдерства исследуется как характеристика социометрического статуса в рамках проблемы динамики взаимоотношений учащихся в учебных группах. Под аутсайдерством понимается низкостатусное положение личности в социальной группе и межличностных отношениях, осознание которого приводит к внутриличностным конфликтам.
2. Подростковый возраст предоставляет собой период с 11 до 16 лет, который характеризуется изменением социальной ситуации развития, интенсивным развитием когнитивной, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. В этом возрасте, с одной стороны, повышается стремление к принадлежности к группе сверстников, с другой – рост замкнутости и социальной пассивности. Подростковый возраст принято считать наиболее подверженным аутсайдерству.
3. В группах младшего (10-11) и старшего подросткового возраста (14-15 лет) социометрический статус имеет свои особенности. Младший подросток включается в качественно новую систему отношений с окружающим миром, занимая среди них новое и значимое место, потому преобладающий источник беспокойства в младшем школьном возрасте заключается в боязни быть отвергнутым сверстниками. В старшем подростковом возрасте в связи с увеличением сплоченности отдельных групп, разнообразия эмоциональных связей наблюдается рост подростков со статусом «предпочитаемые» и уменьшение числа «отверженных».
4. В группах младшего подросткового возраста аутсайдерами становятся учащиеся, которые имеют низкую успеваемость, нарушают общественные нормы, не способны к установлению дружеских отношений со сверстниками. В группах старшего подросткового возраста к аутсайдерам относятся учащиеся с заниженной или завышенной самооценкой, отличаются эгоистической направленностью, повышенной возбудимостью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ АУТСАЙДЕРОВ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация, задачи и методы исследования
С целью изучения личностных качеств аутсайдеров в группах младшего и старшего подросткового возраста было проведено эмпирическое исследование на базе «Средняя школа № 32 г. Могилева». Всего в исследовании приняли участие 110 человек. Выборку исследования составили 63 учащихся 5-х классов (младшие подростки) и 47 учащихся 8-х классов (старшие подростки).
Задачи эмпирического исследования:
1) определить социометрический статус в группах младшего и старшего подросткового возраста;
2) провести сравнительный анализ личностных черт и личностной направленности у подростков-аутсайдеров младшего и старшего возраста и подростков-лидеров указанного возрастного периода;
3) выявить различия в личностных чертах и личностной направленности у подростков-аутсайдеров в группах младшего и старшего возраста;
4) разработать социально-психологический тренинг, направленный на развитие общительности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости, положительного отношения к себе и к другим людям у подростков-аутсайдеров младшего и старшего возраста, и оценить его эффективность.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в личностных чертах и личностной направленности у подростков-аутсайдеров младшего и старшего возраста и подростков-лидеров указанного возрастного периода.
2. Существуют различия в личностных чертах и личностной направленности у подростков-аутсайдеров в группах младшего и старшего возраста.
3. Разработанный нами социально-психологический тренинг, направленный на развитие общительности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости, положительного отношения к себе и к другим людям у подростков-аутсайдеров младшего и старшего возраста, является эффективным.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Диагностика социометрического статуса в группах младших и старших подростков (методика «Социометрия» Я.Л. Коломинского, направленная на выявление социометрического статуса личности в группе. С помощью данной методики можно установить положение испытуемого в системе межличностных отношений и его социометрический статус, характер межличностных отношений в группе).
Социометрическая процедура проводилась следующим образом. Испытуемым предлагается ответить вопрос: «Кого из членов вашей группы (класса) вы включили бы в состав вновь создаваемой группы (класса)? Перечислите в порядке предпочтения 3 человек».
Ответы испытуемых отражают количество полученных выборов, которые позволяют проанализировать социометрический статус в группе: «Лидеры» - 5-6 полученных выборов; «Предпочитаемые» - 3-4 полученных выборов; «Пренебрегаемые» - 1-2 полученных выборов; «Изолированные» - 0 выборов. Статусы «лидеры» и «предпочитаемые» отражают высокостатусную позицию, статус «пренебрегаемые» и «изолированные» - низкостатусную позицию или аутсайдерство (Приложение А).
2. Диагностика личностных черт и личностной направленности у подростков-аутсайдеров и подростков-лидеров в группах младшего и старшего возраста (методика «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттела 14PF - подростковый вариант, направленная на выявление индивидуально-психологических особенностей личности. С помощью методики можно выявить эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе, методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой, направленная на выявление отношения подростка к себе и к обществу).
Подростковый вариант методики Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттела предназначен для диагностики учащихся от 12 до 18 лет. Текст опросник включает 142 вопроса. Методика включает 14 факторов, отражающих качества личности. Испытуемому предлагается выбрать один из вариантов ответов. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Полученные в ходе обработки данных баллы затем переводятся в стены – условные баллы 10-балльной шкалы. Стены делятся на уровни: 1-4 стена – низкий уровень; 5-6 стенов – средний уровень; 7-10 стенов – высокий уровень (Приложение А).
ВЫВОДЫ
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство учащихся младшего и старшего подросткового возраста имеют неблагоприятный социометрический статус. Эти учащиеся непопулярны в группе, с ними не стремятся общаться, устанавливать контакты, иметь дело. Сверстники пренебрегают общением с этими подростками, отдавая предпочтение другим одноклассникам. Изолированных учащихся несколько больше в группе старших подростков, чем в группе младших подростков.
2. У подростков-аутсайдеров младшего возраста, по сравнению с подростками-лидерами, более выражены такие личностные черты как: замкнутость, низкий интеллект, беспокойство, озабоченность, добросовестность, робость, индивидуализм, тревожность и самостоятельность. У подростков-аутсайдеров старшего возраста, по сравнению с подростками-лидерами, более выражены такие личностные качества как: замкнутость, эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, робость, индивидуализм, самостоятельность. Подростки-аутсайдеры младшего возраста характеризуются преимущественно депрессивной личностной направленностью. Подростки-лидеры обладают преимущественно гуманистической личностной направленностью. Подростки-аутсайдеры старшего возраста характеризуются эгоистической направленностью, а подростки-лидеры обладают преимущественно гуманистической личностной направленностью. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в личностных чертах и личностной направленности у подростков-аутсайдеров младшего и старшего возраста и лидеров-подростков указанного возрастного периода, подтвердилась на уровне значимости р≤0,05.
3. Младшие подростки-аутсайдеры, по сравнению со старшими подростками-аутсайдерами, обладают более низким интеллектом, замкнутостью, беспокойством, пассивностью, более высокой тревожностью, добросовестностью. Старшие подростки-аутсайдеры отличаются эмоциональной неустойчивостью, беспечностью, социальной смелостью, самостоятельностью, более выраженным индивидуализмом, большей самоуверенностью и напряженностью. Подростки-аутсайдеры младшего возраста характеризуются преимущественно депрессивной и суицидальной личностной направленностью, старшего возраста – эгоистической личностной направленностью. При этом, у подростков-аутсайдеров младшего возраста более выражено отрицательное отношение к себе, у подростков-аутсайдеров старшего возраста более выражено положительное отношение к себе. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в личностных чертах и личностной направленности у подростков-аутсайдеров в группах младшего и старшего возраста, подтвердилась на уровне значимости р≤0,05.
4. На основании результатов исследования нами разработан и апробирован социально-психологический тренинг, направленный на развитие общительности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости, положительного отношения к себе и к другим людям у подростков-аутсайдеров в группах младшего и старшего возраста. Полученные результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике в социометрическом статусе, личностных чертах, личностной направленности подростков-аутсайдеров младшего и старшего возраста до и после проведения социально-психологического тренинга. Подростки-аутсайдеры младшего и старшего возраста стали более социально приемлемыми. Подростки-аутсайдеры младшего возраста стали более общительными, социально смелыми и менее тревожными, более положительно относиться к себе и обществу. Подростки-аутсайдеры старшего возраста стали более общительными, эмоционально устойчивыми, социально смелыми, способными контролировать свои эмоции, стали более положительно к обществу. Гипотеза исследования о том, что разработанный нами социально-психологический тренинг, направленный на развитие общительности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости, положительного отношения к себе и к другим людям у подростков-аутсайдеров в группах младшего и старшего возраста, подтвердилась на уровне значимости р≤0,05.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический и эмпирический анализ показал, что аутсайдерство представляет собой низкостатусное положение личности в социальной группе и межличностных отношениях, осознание которого приводит к внутриличностным конфликтам.
Подростковый возраст принято считать наиболее подверженным аутсайдерству. Личностные особенности аутсайдеров являются причинами их неблагоприятного положения в группе. В группах младшего подросткового возраста (10-11 лет) аутсайдерами становятся учащиеся, которые имеют низкую успеваемость, нарушают общественные нормы, не способны к установлению дружеских отношений со сверстниками. В группах старшего подросткового возраста (14-15 лет) к аутсайдерам относятся учащиеся с заниженной или завышенной самооценкой, отличаются эгоистической направленностью, повышенной возбудимостью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции.
В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся младшего и старшего подросткового возраста имеют неблагоприятный социометрический статус. Эти учащиеся непопулярны в группе, с ними не стремятся общаться, устанавливать контакты.
У подростков-аутсайдеров младшего возраста, по сравнению с подростками-лидерами, более выражены такие личностные черты как: замкнутость, низкий интеллект, беспокойство, озабоченность, добросовестность, робость, индивидуализм, тревожность и самостоятельность. У подростков-аутсайдеров старшего возраста, по сравнению с подростками-лидерами, более выражены замкнутость, эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, робость, индивидуализм, самостоятельность. Подростки-аутсайдеры младшего возраста характеризуются депрессивной личностной направленностью, а подростки-лидеры - гуманистической личностной направленностью. Подростки-аутсайдеры старшего возраста характеризуются эгоистической направленностью, а подростки-лидеры - гуманистической личностной направленностью.
1. Абраменкова, В. В. Проблема отчуждения в психологии / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 3-13.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Академический Проект, 2000. – 624 с.
3. Алешина, Ю. Е. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе / Ю. Е. Алешина, А. С. Коноводова // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – 56-67.
4. Андреева, Г. М Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
5. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб. : Питер, 2006. – 526 с.
6. Арендачук, И. В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И. В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
7. Бабинцев, В. П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона / В. П. Бабинцев, И. В. Бояринова, Е. В. Реутов // Социологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 76-83.
8. Белинская, Е. П. Социальная психология : хрестоматия / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
9. Буслаева, Е. Н. Особенности развития личности современных подростков / Е. Н. Буслаева, Ю. Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
10. Васькова, О. В. Исследование особенностей взаимосвязи социальной идентичности и статуса индивида в группе / О. В. Васькова // Традиции и инновации российской и мировой психологии: материалы международного молодежного научного форума. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – С. 1-8.
11. Гамезо, В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. М. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 562 с.
12. Дружинин, В. Н. Методы психологической диагностики. Выпуск 1 / Ред. В. Н. Дружинин, Т. В. Галкина. – М. : Российская академия наук, 1993. – 88 с.
13. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 512 с.
14. Емельянова, М. Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. Н. Емельянова. – Екатеринбург, 2001. – 19 с.
15. Еременко, В. В. Самосознание как основное образование подростково-юношеского возраста и его роль в формировании отклоняющегося поведения / В. В. Еременко // Вестник КРСУ. – 2016. – № 8. – С. 133-136.
16. Жолудева, С. В. Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом / С. В. Жолудева, К. О. Пуголовина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 8. – С. 126-132.
17. Касаткина, Н. В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н. В. Касаткина // Научное мнение. – 2015. – № 2. – С. 160-162.
18. Киричук, А. В. Положение детей в системе общения в классном коллективе / А. В. Киричук // Проблемы общения и воспитание. – Тарту, 1974. – С. 8-17.
19. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
20. Кон, И. С. Подросток и сверстники // Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. – СПб., 2003. – С. 45-52.
21. Королева, А. Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста / А. Ф. Королева // Новая наука : стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3. – С. 76-78.
22. Кравцова, М. М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой / М. М. Кравцова. – М.: Генезис, 2005. – 111 с.
23. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
24. Крушельницкая, О. Б. Подросток в системе референтных отношений / О. Б. Крушельницкая. – М .: МПСИ, 2007. – 204 с.
25. Куминская, Е. А. Феномен аутсайдерства в подростковых группах / Е. А. Куминская // Психолого-педагогические исследования. – 2017. – № 1. – С. 84-95.
26. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91-95.
27. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
28. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90-92.
29. Мирюгина, С. В. Психологические особенности общения подростков / С. В. Мирюгина // Новая наука : Стратегии и векторы развития. – 2017. – № 2. – С. 58-62.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
31. Немов, Р. С. Социальная психология / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. – СПб. : Питер, 2010. – 432 с.
32. Никулин, С. А. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса / С. А. Никулин, М. Е. Сачкова// Психологическая наука и образование. – 2010. – № 5. – С. 115-119.
33. Павлова, Т. В. Внутриличностные конфликты современных подростков / Т. В. Павлова, О А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае : фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
34. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
35. Повалихина, Д. О. Изучение самооценки подростка / Д. О. Повалихина // Научные открытия 2017 : материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
36. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
37. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. – 456 с.
38. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших подростков / М. Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – С. 252–256.
39. Сачкова, М. Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах / М. Е. Сачкова // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 58-63.
40. Сидоренко, Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – 291 с.
41. Силяева, А. А. Феномен отчуждения подростков: социально-психологическая помощь средствами иппотерапии : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / А. А. Силяева. – Москва, 2008. – 19 с.
42. Сперанский, А. В. Система социальных ролей ученического класса. Изгои / А. В. Сперанский. – Красноярск : Первая публикация, 2000. – 145 с.
43. Стойчева, М. И. Специфика поведения аутсайдеров и лидеров в подростковой группе / М. И. Стойчева // Наука и образование. – 2013. – № 1–2. – С. 93–96.
44. Тажутдинова, Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. Ш. Тажутдинова. – М. : МГУ, 2001. – 16 с.
45. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. М. Р. Гинзбурга. – М. : Педагогика, 1993. – 144 с.
46. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. – Минск : ООО «Попурри», 1998. – 576 с.
47. Хлыбова, Е. В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков / Е. В. Хлыбова // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. – Т. 15. – С. 166-169.
48. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
49. Черанева, Е. К. Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе / Е. К. Черанева // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 138-141.
50. Шамухаметова, Е. С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки : материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
51. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 342 с.