ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в следующем. В конституционном праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным, и под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы. Однако перечень источников конституционного права всегда был предметом острых споров. Очевидно и то, что источники конституционного права характеризуются присущими только им чертами.
Они, во-первых, непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты. Во-вторых, источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права, и они формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов.
Для уяснения функционирования любой отрасли права необходимо обратиться к его источникам, формам выражения. Так, конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Источники конституционного права являются непременной составной частью конституционного права, поэтому данная тема довольно актуальна в наше время.
Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Несмотря на множество работ и исследований, до сих пор нет единого мнения о понятии источника права. Тем не менее, четкость в определении этого понятия имеет существенное значение для теоретической разработки проблем права. От этого зависит отнесение к источникам права тех либо иных общественных отношений.
Различные авторы выбрали свой подход к определению источников права. Условно можно разделить эти подходы на широкий и узкий.
При широком подходе авторы в определении понятия источника права стараются осветить все основные точки зрения относительно источников права. Наиболее распространенным является выделение материального, идеального и юридического (формального) определения источника права.
Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения; в идеальном смысле – различные правовые учения, правосознание, которые играют важную роль в правообразовании; в юридическом (формальном) смысле – способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы [3, с. 210].
В свою очередь Ж. Л. Бержель различает содержательные и формальные источники права. Под содержательными он понимает моральные, религиозные, философские, политические, социальные, идеологические принципы, а также факты социальной действительности и требования определенной ситуации, которые складываются во времени, пространстве и в области технических средств права. К формальным источникам права относят способы формирования юридических норм, т.е. те приемы и акты, посредством которых нормы вызывают к жизни, становятся составной частью права и приобретают статус норм закона [6, с. 97].
Источники конституционного права Д.М. Демичев определяет как «нормативные акты, в которых содержатся нормы конституционного права; это акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения» [15].
К.Н. Кунцевич считает, что под источником конституционного права понимаются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую сапу конституционно-правовые нормы. Источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права [21, с. 190].
Можно согласиться с мнением М.Ф. Чудакова, что «под источником конституционного права понимаются писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения».
Источники конституционного права различаются по форме, наименованию, происхождению, юридическому и политическому значению, обеспеченности предписаний, которые в них содержатся.
М.Ф. Чудаков выделяет следующие виды источников конституционного права: законы и иные государственно-правовые акты (конституция, конституционные законы, органические законы, акты исполнительной власти, имеющие силу закона, обычные законы, парламентские уставы и регламенты); судебный прецедент; конституционный обычай; доктринальные источники; акты чрезвычайных органов власти; религиозное право (мусульманское, индусское, иудейское, каноническое); естественное право; международные межгосударственные договоры; акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов; политические декларации и совместные постановления политического руководства правящих партий и парламентов [44, с. 213].
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ. НПА- ИСТОЧНИК В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
2.1 Система источников конституционного права в Республике Беларусь
Система источников конституционного права – это достаточно динамическое образование, в котором те или иные изменения зависят от предмета, ее признаков и назначения. Данная система тесно связана с предметом отрасли конституционного права, а предмет, в свою очередь, оказывает воздействие на саму отрасль права. Система источников конституционного права также зависит от ее структуры, так как зачастую смысл не в количестве элементов в системе, а в качестве связей между ними. Систему источников права составляют:
– нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь;
– правовой обычай в белорусской правовой системе;
– договор нормативного содержания как источник белорусского права
Правовой обычай является самым древним источником права.
Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, которая устанавливается в первую очередь Конституцией Республики Беларусь.
Проблема источников права вообще и конституционного права в частности, имеет в условиях современной Беларуси не только теоретическую, но и правовую значимость. Реализация принципа верховенства права предполагает наличие научно-обоснованной концепции иерархии источников конституционного права. Именно поэтому вопрос источников конституционного права является актуальным и современным. Основным Законом жизни общества и государства фундаментов всей государственности и правовой системы Республики Беларусь является Конституция Республики Беларусь [15].
Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Источниками конституционного права Республики Беларусь являются нормативные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. Нормативный правовой акт - это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями) [26, с. 291].
Источники конституционного права Республики Беларусь подразделяются:
1) в зависимости от территории действия источника конституционного права выделяют:
– источники, которые действуют на всей территории Республики Беларусь (например, Конституция, законы Республики Беларусь);
– источники, которые действуют на территории административно-территориальной единицы (например, постановление местного Совета депутатов о делегирование каких-либо полномочий местному исполнительному и распорядительному органу);
2) в зависимости от содержания, конкретного характера регулируемых общественных отношений (Закон от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», Закон от 13 января 1995 г. №3515-ХП «О печати и других средствах массовой информации»);
3) в зависимости от круга участников конституционно-правовых отношений, на которые эти акты распространяются (например, положения Избирательного кодекса Республики Беларусь распространяются на граждан Республики Беларусь, а нормы Закона от 22 февраля 1995 г. № 3605-ХИ «О беженцах» - на иностранных граждан и лиц без гражданства).
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь легальными признаются лишь два вида источников права: нормативный правовой акт и нормативный договор, что свидетельствует об ограниченности средств воздействия на важнейший пласт общественных отношений, коими являются конституционные. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к опыту законодательного регулирования в иных правовых системах.
Право представляет собой целостную систему, все нормы которой находятся в определенной связи (соподчинении, координации, соотношения и др.). Внутри каждой из правовых систем (международной и внутригосударственной) присутствуют связи субординации (соподчинения). Нормы разных систем права находятся в связях координации (от лат. Coordinatio − расположение в порядке). Последние позволяют сопоставить и соотнести (и, при необходимости, ранжировать) их.
Как уникальный документ наивысшей юридической силы, конституция любого государства есть главный учредительный и одновременно многогранный политико-правовой акт государства и общества, обладающий особыми юридическими свойствами.
Она базируется на наработках мирового конституционно-правового опыта, на накопленном собственном опыте государственно-правового строительства, на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма.
Конституция, будучи каркасом государственно-правовой модели общества, определяет правила политических процессов в государстве и обществе, их демократический вектор, выступает в качестве основного гаранта и существенного фактора обеспечения политической и экономической стабильности, функционирования государственного механизма в устойчивом режиме законности и правопорядка. Разработка и принятие новых конституций, их принципы и приоритеты всегда сопряжены с закономерными итогами диалектического развития общества, особенностями развития государства на том или ином отрезке истории, уровнем взаимодействия ветвей власти и многими другими факторами.
Просчеты и существенные недостатки в сфере решения политических и государственных задач в постсоциалистический период являлись существенным барьером для трансформации белорусской государственности на принципиально новых правовых и демократических принципах.
К этому следует добавить, что становление и развитие государственности в Республике Беларусь как суверенном государстве происходило в непростой обстановке, характеризующейся необходимостью преодоления негативных последствий проводимых после 1991 г. преобразований (резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства; рост инфляции и безработицы, и на этой основе – возрастающее расслоение населения; дезорганизация централизованной системы материально-технического снабжения; разрыв между ростом цен и реальной заработной платой работающих; падение моральных устоев).
В эти годы во всех сферах жизни пышно расцвели коррупция, преступность, безнаказанность, управленческая распущенность.
Принятие в 1994 г. новой Конституции Республики Беларусь создало совершенно иную общественно-политическую ситуацию в конституционно-правовом поле страны. Она дала мощный толчок процессу становления конституционного строя на новых демократических началах, формированию и становлению новых конституционно-правовых институтов и конституционной юстиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по итогам проведенного в рамках данной дипломной работы цели и задачи поставленные во введении были достигнуты и разрешены.
Итак, можно сделать следующие основные выводы:
1. До оформления источников в современном их виде они пережили долгие этапы своего формирования. Основой их были обычаи, правовые доктрины, прецеденты, которые существую и по сей день. Виды источников сложились с развитием общества, государства и права, и зависят от особенностей самих правовых систем. Понятие источник права конкретизирует содержание понятия «форма права», т.е. форма права является более широким понятием.
2. Иерархию источников конституционного права можно изложить следующим образом: Конституция, конституционные референдумы, конституционные законы, международные договоры ратифицированные Парламентом Республики Беларусь, программные законы, кодексы, обычные законы, нормативные акты Президента, постановления Совета Министров, постановление республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, регламенты палат Национального собрания, решения Конституционного Суда Республики Беларусь, нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, решения органов местного управления и самоуправления.
3. Текущее законодательство нашей страны пошло дальше других Конституций. В Законе «О нормативных правовых актах» (ст. 20) и в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.
4. Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
2. Арановский, К. В. источники права в Республике Беларусь и зарубежных стран: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М; ИД «ФОРУМ», 2000. – 488 с.
3. Арановский, К. В. Источники права, иерархия права: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М; ИД «ФОРУМ», 2002. – 987 с.
4. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА, 2004 – 564 с.
5. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА, 2000 – 776 с.
6. Бержель, Ж. Л. Общая теория права / Ж. Л.Бержель. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. – 576 с.
7. Бибило, В. Н. Роль Пленума Верховного Суда Республики Беларусь в совершенствовании судебной практики / В. Н. Бибило // Судовы веснiк. – 1998. – № 3. – С. 43 – 45.
8. Бочков, А. А. Общая теория права: вопросы источников/форм права: в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с.
9. Бошно, С. В. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. − 2–е изд. – М.: Эксмо, 2011. – 600 с.
10. Василевич, Г. А. Общая теория государства и права: учеб. пособие / Г. А. Василевич [и др.]; под общ.ред. А. Г.Тиковенко. – Мн.: Книжный дом, 2006. – 320 с.
11. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: [учебник для учреждений высшего образования по юридическим специальностям] / Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А., под ред. Кучинского В. А., Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. – 2–е изд. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2014. – 479 с.
12. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 07 дек.1998 г. № 218–З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. – М., 1988. – 220 с
14. Демин А.В. Общие вопросы теории источников права / А. В. Демин. – Красноярск.: Изд–во Красноярском государственном университете, 1998. – 93 с.
15. Демичев, Д.М. Теория государства и права: курс лекций [Электронный ресурс]. / Д.М. Демичев. − Режим доступа: http://uristinfo.net/2010–12–16–20–00–40/28–av–demin–teorija–gosudarstva–iprava. html
16. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Мн.: Амалфея, 2013. – 496 с.
17. Источники конституционного права: Информационные и учебные материалы / Ж.-Б. Оби, О. Бо, Ж.-М. Бесе и др.; под ред. М. Верпо. – М.:, 2013. – № 8. – 118 с.
18. Исполнительная власть, судебная власть и учредительная власть во Франции: Информационные и учебные материалы / Ж.-Б. Оби, О. Бо, Ж.-М. Бесе и др.; под ред. М. Верпо. – М.: Издается Французской Организацией Технического Сотрудничества Посольства Франции в Москве, 1993. – № 8. – 118 с.
19. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс]: [с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г.] // Консультант плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. Кудинов О.А. Римское право: курс лекций / О.А. Кудинов. – М.: Экзамен, 2008. – 287 с.
21. Кунцевич, К.Н. Предмет конституционного права / К.Н. Кунцевич – М.: Юристъ, 2001. – 444 с.
22. Кутафин, О. Е. Система источников конституционного права / О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2004. – 313 с.
23. Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5–е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 521 с.
24. Майсюкова, Т. И. Судебный прецедент в правовой системе Республики Беларусь / Т. И. Майсюкова // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы : материалы XIV междунар. науч. конф., Минск, 19 мая 2011 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В. В. Гедранович. – Минск, 2011. – С. 194–195
25. Марченко, М. Н. Источники права: учеб. Пособие, 2-ое издание. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 562 с.
26. Першиц, А. И. Источники права: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 760 с.
27. Марченко, М. Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления / М. Н. Марченко // Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 97
28. Мелехин, А. В. Теория государства и права / А. В. Мелехин. – 2–е изд. – М.: «Консультант Плюс», 2009. – 640 с.
29. Минец, И. Правовая природа и значение для правоприменительной практики Постановлений Пленума Верховного суда Республики Беларусь / И. Минец // Судовы веснiк. – 1999. – № 3. – С. 2 – 4.
30. Михайловский И.В. Очерки философии права: Т. 1/ И. В. Михайловский. Том 1. – Томск, Издание книжного магазина В.М. Посохина, 1914. – 604 с.
31. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. –. 5–е изд., перераб. и доп.– М.: Норма: ИНФРА–М, 2014. – 464 с.
32. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – М.: ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
33. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
34. Пиголкин, А. С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / А. С. Пиголкин [и др.]; под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М.: Изд–во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – 384 с.
35. Разумович, Н. Я. Источники и формы права / Н. Я. Разумович // Сов. государство и право. – 1988. – № 3. – С. 20 – 27.
36. Родионов, Р. В. Проблема определения понятия судебного прецедента. Признаки судебного прецедента / Р. В. Родионов // Юридические науки. – 2017. – № 3. – С. 50–53
37. Сiльчанка, М. У. Класiфiкацiя i эвалюцыя крынiц права у залежнасцi ад тыпу i вiду прававой сямi / М.У.Сiльчанка // Право и демократия: сб. науч. Тр. Вып.20 / БГУ; редкол.: В. Н. Бибило [и др.]. – Мн., 2009. – С. 73 – 82.
38. Сiльчанка, М. У. Тэорыя крынiц беларускага права: манаграфия / М. У. Сiльчанка. – Гродна: ГрДУ, 2012. – 253 с.
39. Салмина, К. Л. Правовой обычай в системе источников права Республики Беларусь / К. Л. Салмина / Право Беларуси: история и современность : сб. материалов Междунар. науч.–теорет. конф. студентов, магистрантов и аспирантов «Развитие институтов гражданского права в законодательстве Беларуси от Статута BKJI 1529 г. до Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г.» (Минск, 24 нояб. 2009 г.) и Респ. науч.–теорет. конф. студентов, магистрантов и аспирантов «Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР от 27 июля 1990 г. и ее место в развитии конституционного процесса в Республике Беларусь» (Минск, 16 нояб. 2010 г.) / Белорус. гос. экон. ун–т ; редкол.: И. В. Вишневская (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2010. – С. 201 – 202.
40. Струсь К.А. Категория «правовые основы»: переход от абстрактного к конкретному / К. А. Струсь // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2011. – № 3. – с. 80–83.
41. Струсь К.А. Понятие и признаки правовых основ // Современное право. – 2012. – № 3. – С. 8–10.
42. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.]; под общ. ред. Т. Н. Радько. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 568 с.
43. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г. № 296–З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13. 11. 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
44. Чудаков, М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. – Минск, ООО «Новое знание», 2001. – 576 с.
45. Чудаков, М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие. 2-ое издание – Минск, ООО «Новое знание», 2009. – 785 с.