ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВИРТУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты диагностики особенностей ценностных ориентаций личности старшеклассников в виртуальной аддикцией
2.3 Коррекционная программа для старшеклассников с виртуальной аддикцией
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ВИРТУАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: разработать социально-психологический тренинг, направленный на развитие ценностных ориентаций личности старшеклассников с виртуальной аддикцией и оценить его эффективность.
База исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 15 г. Могилева», «Средняя школа № 25 г. Могилева» и «Средняя школа № 8 г. Могилева». В исследовании принимало участие 226 старшеклассников, из них 116 учащихся 9-х классов (59 мальчиков и 57 девочек) и 110 учащихся 11-х классов (54 мальчика и 56 девочек). Выборку составили 113 мальчиков и 113 девочек.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы исследования, формировалась выборка исследования, проводилось исследование особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций личности старшеклассников с виртуальной аддикцией (констатирующий этап эксперимента);
2) на втором этапе проводилась разработка и апробация коррекционной программы для старшеклассников с виртуальной аддикцией (формирующий этап эксперимента);
3) на третьем было проводилась повторное исследование ценностных и смысложизненных ориентаций личности старшеклассников с виртуальной аддикцией после их участия в коррекционной программе (контрольный этап эксперимента).
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1) выявить группу старшеклассников с виртуальной аддикцией;
2) изучить половозрастные особенности ценностных ориентаций личности у старшеклассников с виртуальной аддикцией;
3) определить половозрастные особенности смысложизненных ориентаций личности у старшеклассников с виртуальной аддикцией
Гипотеза исследования:
1. Для старшеклассников с виртуальной аддикцией характерны определенные ценностные ориентации личности, а именно: свобода, развлечения, непримиримость к недостаткам в себе и в других, смелость в отстаивании взглядов.
2. Существует динамика в ценностных и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией.
2.2 Результаты диагностики особенностей ценностных ориентаций личности старшеклассников в виртуальной аддикцией
Для выявления группы старшеклассников с виртуальной аддикцией была использована анкета на выявление уровня Интернет-зависимости, русскоязычный вариант текста К. Янг, адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой). В результате исследования были выявлены старшеклассники с виртуальной аддикцией (сюда отнесены старшеклассники, у кого была диагностирована Интернет-зависимость) и старшеклассники без виртуальной аддикции (сюда отнесены старшеклассники, имеющие некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, а также обычные пользователи Интернета).
Итак, по результатам анкетирования общей выборки нами были выделены две категории испытуемых: старшеклассники с виртуальной аддикцией и старшеклассники без аддикции (таблица 2.1).
У первой категории старшеклассников Интернет-зависимость сформирована. Старшеклассники с виртуальной аддикцией проводят больше времени в онлайне, чем планировали; пренебрегают домашними делами, сном, учебой и другой активности, чтобы дольше находиться в сети. Они предвкушают очередной выход в Интернет. Старшеклассники чувствуют эйфорию, оживление, возбуждение, когда находятся за компьютером. При этом, старшеклассники испытывают подавленность или нервозность, будучи вне сети. Они предпочитают виртуальные знакомства реальным. При этом, время нахождения в Интернет у них постоянно увеличивается. Эти старшеклассники нуждаются в квалицированной помощи специалиста.
2.3 Коррекционная программа для старшеклассников с виртуальной аддикцией
На основании результатов эмпирического исследования нами разработана коррекционная программа для старшеклассников с виртуальной аддикцией.
В коррекционной программе принимали участие 17 старшеклассников с высокой виртуальной аддикцией (экспериментальная группа). Другие 17 старшеклассников составили контрольную группу. Разделение групп осуществлялось случайным образом.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
1) разработать коррекционную программу для старшеклассников с виртуальной аддикцией;
2) определить условия проведения коррекционной программы;
3) провести коррекционную программу для старшеклассников с виртуальной аддикцией.
Цель программы: развитие ценностных ориентаций личности старшеклассников с виртуальной аддикцией.
Задачи программы:
1) осознание жизненных целей и смысложизненных ориентаций;
2) развитие навыков целеполагания;
3) формирование активной жизненной позиции.
Форма работы: групповая.
Условия проведения коррекционной программы:
1) проведение групповой работы в форме тренинга;
2) учет ценностных ориентаций старшеклассников с виртуальной аддикцией;
3) привлечение родителей.
ВЫВОДЫ
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что для старшеклассников с виртуальной аддикцией характерны определенные ценностные ориентации личности, а именно: свобода, непримиримость к недостаткам в себе и в других, смелость в отстаивании взглядов. Уровень осмысленности жизни и выраженность смысложизненных ориентаций у старшеклассников с высокой виртуальной аддикцией находятся в пределах низких средних показателей. Подтверждены гипотезы о том, что для старшеклассников с виртуальной аддикцией характерны определенные ценностные ориентации личности, а именно: свобода, развлечения, непримиримость к недостаткам в себе и в других, смелость в отстаивании взглядов; о том, что существует динамика в ценностных и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией; о том, существуют половые различия в развитии ценностных и смысложизненных ориентаций личности у старшеклассников с виртуальной аддикцией.
2. На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована коррекционная программа для старшеклассников с виртуальной аддикцией, направленная на развитие у них ценностных ориентаций. Предлагаемые старшеклассникам упражнения были направлена на: осознание жизненных целей и смысложизненных ориентаций, развитие навыков целеполагания, формирование активной жизненной позиции. В качестве условий проведения коррекционной программы: выступили: проведение групповой работы в форме тренинга, учет ценностных ориентаций старшеклассников с виртуальной аддикцией, привлечение родителей.
3. С целью оценки эффективности проведенной коррекционной программы была проведена повторная диагностика ценностных ориентаций у старшеклассников с виртуальной аддикцией. Контрольный этап эксперимента показал, что после проведения коррекционной программы произошли изменения в системе ценностей у старшеклассников с виртуальной аддикцией. Наблюдается положительная динамика в терминальных, инструментальных ценностях и смысложизненных ориентациях у старшеклассников с виртуальной аддикцией.