Введение
Важнейшим жизненным выбором, от которого зависит удовлетворенность человека своей жизнью, его эмоциональное благополучие, наличие возможностей для личностного роста является профессиональный выбор. Выбор профессии является сложным мотивационным процессом, требующим осознания значимости избранной профессии как для себя, так и общества в целом. В процессе профессиональной ориентации весьма важным является формирование осознанных мотивов выбора профессии, что предполагает необходимость знать психологические особенности той или иной профессии, наиболее соответствующей интересам, склонностям личности.
Особую актуальность данная проблема приобретает для специалистов помогающих профессий. Это связано с тем, что основным инструментом этих социалистов является сама личность профессионала и её внутренний опыт. Недостаточная изученность мотивации профессионального выбора и профессионального развития психолога-практика приводит к тому, что процесс профессионализации и личностный рост сказывается спонтанным и неуправляемым, что сказывается на эффективности профессиональной деятельности.
Изучение мотивации профессионального выбора студентов в ходе профессионального становления позволяет уже на этапе обучения прогнозировать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности и насколько успешным будет овладение специальностью. Зная преобладающий тип мотивации, можно судить о том, в какой степени работник будет удовлетворен результатами своей будущей профессиональной деятельности.
Понимание мотивационных факторов выбора профессии психолога может позволить уже в рамках обучения профессии создать специальные условия для осознания истинной причины прихода в данную профессию и проработки неосознаваемых мотивационных факторов, препятствующих более глубинному пониманию самого себя, своих чувств, а также более объективному и конгруэнтному принятию клиента в будущей профессиональной деятельности.
Психолог, как представитель помогающей профессии, должен обладать определенным профессионально важными качествами, соответствующими склонностями к профессиональной деятельности. Соответствие личностных качеств представителей помогающих профессий критериям профпригодности служит предпосылкой для личностного роста, творческого развития самой личности профессионала, а также прогрессу самой профессии и росту её общественной значимости.
1 Теоретический анализ проблемы мотивации выбора помогающих профессий
1.1 Понятие и структура мотивации профессионального выбора
В настоящее время в психологической литературе обнаруживаются разные варианты определения понятия «профессиональный выбор», однако все они содержат положение о том, что этот выбор является одним из аспектов профессионального самоопределения, который осуществляется в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим набором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии [1, с. 297].
Проблема выбора будущей профессии рассматривается в отечественной психологии в контексте профессионального самоопределения. Согласно Н. С. Пряжникову, профессиональное самоопределение представляет собой процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности, а также осознание соответствия к требованиям, которые деятельность предъявляет к индивиду, переживание этого соответствия [2, с. 158].
Профессиональное самоопределение предполагает готовность к выбору профессии и представляет собой устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков). По определению М.В. Ретивых профессиональное самоопределение является интегральным свойством личности, способствующим осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, которое проявляется в психофизиологической, нравственной, практической готовности к становлению и реализации профессиональных стремлений [3, с. 17].
Профессиональный выбор рассматривается как совершение личностного выбора – то есть свободного выбора наиболее рациональной индивидуальной стратегии в ситуации неопределенности. Согласно М.В. Ретунской, он происходит в условиях, которые обеспечивают внутренние личностные предпосылки, с одной стороны, для построения новых альтернатив выбора и, с другой стороны, для осуществления любой выбранной альтернативы [4, с. 16].
Необходимость выбора одной альтернативы из нескольких возможных, равных по значимости, возникает на всех этапах профессионализации. Причем все они реализуются, как правило, не только в условиях дефицита информации, но и в ограниченные отрезки времени. Решения, принимаемые человеком, различаются между собой степенью их личностной значимости. На основе этого Ю.П. Поваренков дифференцирует профессиональный выбор и выбор личностный, которые отличаются друг от друга скорее по содержанию, чем по форме:
-первый тип выбора связан с решением конкретных задач деятельности и подчинен их целям. Такие выборы количественно доминируют на отдельных стадиях профессионализации;
-второй тип выбора связан с решением задач, которые затрагивают интересы, потребности, установки, убеждения индивида и потому имеют для него не только чисто функциональный, прагматический, но и личностный смысл [5, с. 6].
Ряд исследователей (Л. А. Йовайша, Е. А. Климов) придерживаются точки зрения на выбор профессии, как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда [6, с. 67]. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако эта позиция недооценивает активного начала личности субъекта.
Выбор профессии в структуре профессионального самоопределения рассматривается как поэтапный процесс, состоящий из следующих этапов: понимание значения и необходимости профессионального самоопределения, овладение знаниями в избираемой области, самоанализ и самооценка, проверка соответствия личных особенностей требованиям профессии, работа над формированием у себя необходимых качеств, необходимых для избранной профессии [6, с. 68].
Выбор профессии как процесс рассматривается в работах Е.А. Климова. Так, согласно Е.А. Климову, «выбор профессии – это неоднократный акт принятия решения или кратковременный процесс, который желательно предельно ускорить или сократить. Профессиональное самоопределение следует понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [7, с. 196].
Существует мнение, что выбор профессии носит ценностно-смысловой характер. По мнению М.Р. Гинзбурга, «выбор профессии означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Это характеризует смысловое будущее. Выбор конкретной профессии делает смысловое будущее определенным. Потому определенность выбора профессии является важным параметром, который характеризует смысловое будущее. По мнению автора, важным является и то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность. Это может быть деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя, или как средство, позволяющее удовлетворять иные потребности» [8, с. 21].
2 Результаты изучения мотивов профессионального выбора студентов психологического профиля
2.1 Описание выборки, методов и процедуры исследования
База исследования: исследование проводилось на базе учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 100 студентов в возрасте 18-35 лет. Выборку исследования составили 50 студентов-психологов дневной формы обучения и 50 студентов-психологов заочной формы обучения.
Цель эмпирического исследования: изучить мотивы профессионального выбора студентов психологического профиля.
Объект исследования: мотивация профессионального выбора.
Предмет исследования: особенности мотивации профессионального выбора
студентов психологического профиля.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализа, методы математико-статистической обработки данных.
Психодиагностический инструментарий:
1. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой (Приложение А).
Цель: определение профессиональной мотивации.
С помощью методики можно следующие виды мотивации:
- внутренние индивидуально-значимые мотивы (личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
- внутренние социально-значимые мотивы (общественная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения);
- внешние положительные мотивы (материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия);
- внешние отрицательные мотивы (воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения, других санкций негативного характера).
Преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.
Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Испытуемому предлагается оценить по 5-балльной шкале, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. Обработка методики осуществляется с помощью ключа.
Критерии оценки:
- 5-10 баллов – низкие показатели;
- 11-17 баллов – средние показатели;
- 18-25 баллов – высокие показатели.
2. Методика «Мотивы выбора профессии» (модифицированная методика С. Гриншпуна)
Цель: определение мотивов выбора профессии.
С помощью методики можно вывить следующие мотивы выбора профессии: «Престиж профессии», «Материальное благополучие», «Деловое отношение», «Творческое отношение».
Опросник включает 32 утверждения. Испытуемым предлагается ответить на вопрос «При выборе профессии я буду учитывать», оценив каждое утверждение от 0 до 3 баллов. Обработка результатов проводится путем суммирования баллов по каждой группе. Сравнение четырех сумм позволит выявить соотношение мотивов выбора профессии.
Критерии оценки:
0-4 балла – мотив не выражен;
5-8 баллов – слабая выраженность мотива;
9-14 баллов – умеренная выраженность мотива;
15-19 баллов – выраженность мотива;
20-24 – яркая выраженность мотива.
(Полное описание методики представлено в Приложении Б)
3. Тест Дж. Холланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В. Резапкиной) (Приложение В)
Цель: определение профессионального типа личности.
С помощью методики можно выявить личностные качества, склонности и способности субъекта в соответствии с типами личности и профессиональными склонностями.
На основании предпочитаемых занятий Дж. Холланд описал шесть типов личности:
- реалистический, который характеризуется следующими личностным качествами: эмоциональной стабильностью, практичностью, упорством, настойчивостью, уверенностью в себе, скромностью, откровенностью, ригидностью, независимостью, склонностью к поддержке традиционных ценностей, аккуратностью, склонностью к регламентации работы.
- интеллектульный, который отличается аналитическими способностями, рационализмом, независимостью и оригинальностью мышления, умением точно формулировать и излагать свои мысли, генерировать новые идеи;
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной психологии выделяются два основных подхода к понятию мотивации профессионального выбора. В рамках первого подхода мотивация профессионального выбора рассматривается в контексте профессионального самоопределения и понимается как результат профессионального самоопределения. В рамках второго подхода мотивацию профессионального выбора изучают как мотивационные факторы, побуждающие субъекта к выбору профессии. Структура профессиональной мотивации включает: интерес к определённым видам профессиональной деятельности, способности и личностные качества, необходимые для освоения профессии, мотивы выбора профессии, которые находятся в определенной иерархии. Мотивация профессиональной деятельности рассматривается как совокупность факторов, побуждающих субъекта на основе анализа внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии сделать осознанный выбор профессии. Мотивы выбора будущей профессии могут быть внутренними (связанными с индивидуально-психологическими особенностями личности) и внешними (связанными с социальной средой).
Помогающие профессии представляют собой группу профессий, деятельность которой направленна на достижение таких общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, образование и развитие личности. Деятельность специалистов помогающих профессий основана на «помогающих» отношениях, в которых хотя бы одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте. Такой тип профессий обладает следующими особенностями: в качестве инструмента осуществления профессиональных функций выступает личность субъекта труда; профессия характеризуется интенсивностью, продолжительностью и сложностью межличностных контактов; приходиться работать с разновозрастным контингентом, которые имеет свои личностные особенности. К требованиям личности специалистов помогающий профессий можно отнести: эмпатию, эмоциональная устойчивость, коммуникативность, организаторские способности, ответственность, стремление помогать другим людям, постоянную работу над собой, терпимость, способность понимать другого, интеллект, способности к прогнозированию, творческое мышление.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что студенты-психологи и заочной форм обучения обладают личностными качествами, присущими социальному типу личности. Именно этот профессиональный тип соответствует профессии психолога, так как он предполагает такие виды деятельности как: ориентация на работу в группе с людьми; обучение других; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий. Профессия психолога требует от специалиста определенного уровня развития вербальных способностей, навыков уст общения и взаимодействия с людьми, навыков слушания.
1. Потехина, Н.В. Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения / Н.В. Потехина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 296 – 296.
2. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
3. Ретивых, М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 15 – 20.
4. Ретунская, Т.Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т.Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126 – 130.
5. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
6. Пусикова, М.В. Анализ значимых факторов профессионального выбора молодежи / М.В. Пусикова // Наука и образование сегодня. – 2016. – № 5. – С. 66 – 70.
7. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
8. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 18 – 26.
9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
10. Решетников, В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии / В.В. Решетников // Известия Самарского научного центра РАН. – 2011. – № 2. – С. 1163 – 1166.
11. Горская, Н.Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности / Н.Е. Горская // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – 2015. – № 1. – С. 217 – 221.
12. Фурманов, И.А. Общая психология / Под ред. Л.А. Ванштейн, В.А. Поликарпова, И. А. Фурманова. – Мн.: Современная школа, 2009. – 512 с.
13. Стукалова, Н.А. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников / Н.А. Стукалова // Science Time. – 2014. – № 2. – С. 484 – 490.
14. Овсянникова, С.Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности / С.Б. Овсянникова // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 4. – С. 139 – 144.
15. Нечаева, А.С. Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути / А.С. Нечаева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 2. – С. 22 – 25.
16. Аксенов, А.А. Особенности мотивации профессионального выбора студентов-психологов / А.А. Аксенов // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – № 2. – С. 212 – 215.
17. Некрасова, О.Н. Мотивы выбора профессии / О.Н. Некрасова // Вестник Прикумского социального института. – 2016. – № 3 (75). – C. 121–124.
18. Дубнякова, А.И. Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности / А.И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 2. – С. 226 – 230.
19. Сорокина, Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.В. Сорокина. – Тула, 2004. – 26 с.
20. Шапкина, Е.А. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов / Е.А. Шапкина, Т.М. Урутина, Л.Г. Агеева // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. – С. 1 – 7.
21. Давыдюк, Л.В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85 – 88.
22. Журавлева, О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О.В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159 – 160.
23. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 149 – 154.
24. Загайнов, И.В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И.В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63 – 69.
25. Мисиров, Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / Д.Н. Мисиров. – Ростов н/Д., 2000. – 19 с.
26. Буршинов, А.О. Анализ мотивов выбора профессии у студентов четвертого курса факультета клинической психологии / А.О. Буршинов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2015. – № 2. – С. 102 – 105.
27. Сорокоумова, С.Н. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 14 – 19.
28. Бачурина, А.В. Помогающие профессии в контексте компетентностного подхода / А.В. Бачурина // Ученые записки ЗабГУ. – 2011. – № 4. – С. 163 – 168.
29. Башук, Е.Н. Особенности проявления трудовой мотивации в различных профессиональных группах / Е.Н. Башук // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 4 (36). – С. 17 – 22.
30. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356 – 358.
31. Лебедева, А.А. Развитие профессионально важных качеств психолога-консультанта: автореф. дис. канд. психол. наук / А.А. Лебедева. – Санкт-Петербург, 2007. – 22 с.
32. Ефанова, М.И. Профессиональная направленность студентов-психологов / М.И. Ефанова // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – 2017. – Вып. 1. – С. 72 – 77.
33. Мацакова, Н.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации будущего психолога / Н.В. Мацакова // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 58-63.
34. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
35. Лаврова, Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» // Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции «Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития» / под ред. М.Ю. Карелиной. – М.: Изд-во МИССО, 2003. – 195 с.
36. Головнева, И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек – человек» / И.В. Головнева // Вестник Омского университета. – 2018. – № 1. – С. 42 – 55.
37. Кораблина, Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности / Е.П. Кораблина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2003. - № 2. – С. 145 – 149.
38. Панкратова, И.А. Взаимосвязь профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов / И.А. Панкратова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. № 1-7.
39. Рогов, Е.И. Становление профессионального самосознания в вузе / Е.И. Рогов // Известия Саратовского университета. – 2017. – Вып. 4. – С. 307 – 312.
40. Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. канд. психол. наук / В.В. Милакова. – Астрахань, 2007. – 25 с.
41. Рожкова, А.П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: автореф. дис. канд. психол. наук / А.П. Рожкова. – Казань, 2004. – 20 с.
42. Комлик, Л.Ю. Особенности профессиональной направленности личности студента-психолога / Л.Ю. Комлик, Ю.Г. Коровина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – № 18. – С. 137–140.
43. Никитина, Н.Б. Становление и профессионализм психолога / Н.Б. Никитина // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 70 – 74.
44. Логвинова, М.И. Мотивация выбора профессии психолога: субкультуры аспект / М.И. Логвинов, Т.И. Логвинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1. – С. 11 – 17.
45. Бугославская, А.В. Мотивация в системе индивидуально-личностной направленности профессиональной подготовки будущих психологов / А.В. Бугославская // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6. – С. 253 – 254.
46. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Я. Шадриков. – М.: Смысл, 2008. – 465 с.
47. Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я.С. Хаммер // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 147 – 153.
48. Головнева, И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек – человек» / И.В. Головнева // Вестник Омского университета. – 2018. – № 1. – С. 42 – 55.
49. Кулов, А.У. К определению понятия «профессиональная направленность» личности психологов / А.У. Кулов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3 (53). – С. 169 – 172.
50. Кочетков, И.Г. Творческое мышление в структуре профессионально важных качеств психолога на примере студентов-психологов: автореф. дис. канд. психол. наук / И.Г. Кочетков. – Ульяновск, 2006. – 18 с.
51. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 220 с.
52. Гусева, С.М. Динамика профессионального становления психологов / С.М. Гусева, Е.Н. Юрасова // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 2. – С. 1 – 4.
53. Полякова, О.Б. Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога: автореф. дис. канд. психол. наук / О.Б. Полякова. – М., 2000. – 23 с.
54. Андреева, Ю. В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональной направленности личности студентов вузов: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю. В. Андреева. – Ульяновск, 2004. – 19 с.
55. Тимченко, И.Н. Профессиональная направленность студентов-психологов / И. Н. Тимченко // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2007. – № 1. – С. 73 – 77.
56. Панферова, Е.В. Развитие профессиональной направленности студентов-психологов / Е.В. Панферова // Вестник № 1. – 2015. – № 1. – С. 145 – 149.