Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника»
по дисциплине: «Психология»
2020
251.00 BYN
Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №7, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля»
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Сущность детско-родительских отношений в психологии. Типы детско-родительских отношений
1.2 Детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте
1.3 Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности младшего школьника
1.4 Психологическая характеристика личности младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по совершенствованию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Качественные характеристики детско-родительских взаимоотношений являются важным фактором, который оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка. В процессе внутрисемейного взаимодействия развиваются познавательные функции ребенка, формируется его личность, самооценка, овладение морально-этическими нормами, моделями поведения, распределение социальных ролей и др.
Отношение родителей к своему ребенку по природе является противоречивым и неоднозначным. С одной стороны, ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью, а с другой стороны, ребенок является объектом воспитательного и педагогического воздействия со стороны родителя. Личное начало начинает проявляться в недооцененном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости позиции родителя и т.д. Отношение родителей к ребенку является противоречивым и неоднозначным. Субъектно-ориентированный подход, который находит свое проявление во внешней оценке родителем позиции ребенка, отношения, ценностей родителя, системы требований и ожиданий по отношению к ребенку, а также в характере стратегии поведения родителя, которая направлена на развитие определенных способностей и свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они организовывают два момента, которые в определенной степени являются свойственными каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержанию каждого из них.
По мере того, как ребенок поступает в школу, происходят довольно значительные изменения в его отношениях с окружающими людьми, как взрослыми, так и ровесниками. В первую очередь, значительно увеличивается время, которое отведено на общение. В такой период дети большую часть дня проводят в контакте с окружающими: родителями, учителями, другими детьми. Усердие, дисциплина младшего школьника, его принятие правил школьной жизни, успехи или неудачи в процессе обучения влияют на всю систему детско-родительских отношений. В раннем детстве появляются новые возможности для стимулирования умственного развития ребенка через цикл отношений с другими людьми, особенно с родителями, эффект от которых в этом возрасте ребенок еще открыт. Это позволяет родителям использовать социальные мотивы ребенка в воспитании и оказывать на него положительное влияние. Это такие мотивы, как признание, одобрение со стороны значительных взрослых, родителей, желание получить высокую оценку и ряд других. В то же время младший школьник получает новые права: право на уважительное отношение родителей к своей образовательной деятельности, к работе, к учебным материалам.
Ребенок, который поступает в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе детско-родительских отношений: у него есть постоянные обязанности, которые связаны с воспитательной деятельностью. Родители общаются с ребенком не только как с уникальной личностью, но и как с человеком, который взял на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.
Один из важных аспектов, который следует подчеркнуть, заключается в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Взаимоотношения между ребенком и родителями в семье являются одним из важных мест в процессе развития ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, навыки и умения жить в обществе. В повседневной жизни родители детей сталкиваются со многими проблемами. С одной стороны, они испытывают трудности в выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой – имеют глубокие, внутренние психологические проблемы. Именно это мешает им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми.
Актуальность проблемы детско-родительских отношений и их воздействие на развитие ребенка младшего школьного возраста много раз рассматривалась в работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, В.В. Столин, А.Е. Личко и др.).
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника.
Цель работы: изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность детско-родительских отношений в психологии;
– рассмотреть особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте;
– провести эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника;
– разработать рекомендации по совершенствованию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих младшего школьника, зависят от состава этой семьи.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Сущность детско-родительских отношений в психологии. Типы детско-родительских отношений
Отношения между ребенком и родителем являются самой важной подсистемой семейных взаимоотношений как целостной системы и устанавливаются как непрерывные, долгосрочные и опосредованные по возрасту отношения между ребенком и родителем. Формирование, развитие и функционирование детско-родительских отношений и их психологические характеристики устанавливаются в самой семье. В свою очередь, сущность детско-родительских отношений отличает семейно-групповые отношения и взаимодействия от отношений в других групповых сообществах и, в то же время, подчиняется ряду законов, которые свойственны системе отношений человека [18, с. 72].
В то же время, детско-родительские отношения можно установить как независимую систему отношений между взрослым и ребенком, которые находятся в непосредственных взаимоотношениях. Они возникают с появление в семье ребенка и в процессе взаимодействия родителя и ребенка и имеют свою динамику и специфику. По мере взросления детей и изменения возраста родителей отношения «родитель-ребенок» превращаются в отношения «родитель-дочка» или «родитель-сын», но при этом основой этих отношений остаются отношения между ребенком и родителем.
Специфика взаимодействия между родителями и детьми заключается в том, что оно данное взаимодействие имеет двусторонний характер. Обе стороны, как родитель, так и ребенок, активно формируют и обуславливают систему взаимоотношений. Однако такие взаимоотношения по своей природе являются неравноценными, и самая важная роль в процессе их формирования принадлежит родителям. Именно по причине этого детско-родительские отношения часто сводятся к взаимоотношениям родителей со своими детьми. Такое одностороннее понимание детско-родительских отношений является наиболее распространенным в отечественной и зарубежной психологии, что приводит, в частности, к изучению типа, детерминант и причинам нарушений отношения родителей к своим собственным детям. Так, Б.Ю. Шапиро, обобщая детерминанты отношений родитель-ребенок в различных понятиях, выделил следующее:
– особенности личности родителя;
– личностные и клинико-психологические особенности;
– этнологические факторы;
– социокультурные детерминанты;
– особенности внутрисемейных отношений [33, с. 65].
Наблюдения и исследования о влиянии нарушенных родительских отношений с детьми убедительны и показательны. Лишение родительских прав, прежде всего, материнских, рассматривается как конечный вариант нарушенных родительских отношений и поведения. Так, дети, которые воспитываются в детских учреждениях без материнской заботы и привязанности, характеризуются более низкими интеллектуальными возможностями, эмоциональной незрелостью и заторможенностью в психическом развитии личности. Они характеризуются повышенным уровнем агрессивности в отношениях со сверстниками, отсутствием селективности и постоянством эмоциональной привязанности к взрослым людям. Жизнь в такой среде приводит к сокращению спектра убеждений о доверии.
Детско-родительские отношения представляют собой самый важный компонент психического развития и социализации детей и характеризуются следующими параметрами:
– характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь); со стороны ребенка – ласка и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
– мотивы воспитания и отцовства. Под родительством понимается целостное психологическое воспитание личности (отца и матери), которое включает в себя совокупность ценностных ориентаций, установок, ожиданий, родительских чувств, установок и позиций, стиля семейного воспитания;
– удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему со стороны родителя;
– степень вовлеченности родителя и ребенка во взаимоотношения родитель-ребенок;
– стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
– способ решения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка самостоятельности ребенка;
– социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; метод контроля; санкции (поощрение и усиление); родительский контроль;
– степень стабильности и последовательности (непоследовательности) семейного воспитания [28, с. 132].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕСТКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной дипломной работы является изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младшего школьника. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №7 города Бреста».
Выборка исследования: 60 детей младшего школьного возраста – учащиеся 2 классов (возраст 7-8 лет), а также их родители (отцы матери):
первая группа – 30 детей из однодетных семей;
вторая группа – 30 детей из малодетных семей (два ребенка).
Гипотеза исследования: особенности воспитания детей младшего школьного возраста зависят от количества детей в данной семье.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
2. Методика Рене Жиля.
3. «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман.
Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин.
Назначение: выявление родительского отношения. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет. Опросник содержит 61 вопрос, на которые необходимо ответить согласием или несогласием. Шкалы методики: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Методика Рене Жиля. Изучение социальной адаптации ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, восприятия им внутрисемейных отношений, некоторых особенностей его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, что дает возможность, влияя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Проективно-визуальный метод Р. Гилла состоит из 42 заданий, среди которых 25 рисунков детей или детей и взрослых, короткий текст, объясняющий изображенную ситуацию и вопрос субъекту, и 17 текстовых заданий. Ребёнок, глядя на картинки, отвечает на вопросы, показывает место, которое он выбрал для себя на картинке, рассказывает, как он будет вести себя в той или иной ситуации, или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Текст и стимульный материл к методике представлен в Приложении Б.
«Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест Кинетический рисунок семьи, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений. Тест Кинетический рисунок семьи состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Текст и стимульный материал к методике представлен в Приложении В.
Для оценки достоверных различий между выборками применялся критерий U-Манна-Уитни – статистический критерий, который используют для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, которые измерен количественно. Чем меньше значение критерия, тем выше вероятность, что различия между значениями признака в выборках достоверны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения являются ключевым компонентом человеческой жизни и могут рассматриваться с точки зрения организации системы в силу их многокомпонентности, многофункциональности и детерминированности различными факторами. Детско-отцовские отношения традиционно рассматривались как динамическая система, которая возникает в результате интеграции подсистем родительства и детских отношений.
Коснувшись возможных условий жизни маленького школьника в семье, заметно, насколько малой является вероятность того, что ребенок будет жить в идеальных условиях семьи, где родители понимают особенности его умственного и личностного развития. Только нормальные, здоровые психически, любящие родители дают младшему школьнику чувство защищенности, доверия и создают условия для нормального существования. В период младшего школьного возраста происходят некоторые изменения в поведении ребенка: младший школьник начинает проявлять хитрость в скрытой форме в процессе воспитания и обучения в школе. Такая хитрость имеет в основном игровой характер. В период младшего школьного возраста у детей наблюдается признаки взрослого поведения. Младшие школьники становятся независимые и самостоятельные, у них наблюдается чувство ответственности. Характерным является появление рассудительности, которая возникает в споре или ситуации, которая требует противопоставления своего собственного намерения или желания просьбам родителей. У детей в период младшего школьного возраста наблюдается неадекватная реакция на критику.
Детско-родительские и внутрисемейные отношения – это главный фактор развития младшего школьника как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития личности младшего школьника. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей младшего школьного возраста в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают опосредованно становиться сознательными и произвольными. Младший школьник постепенно осваивает свои умственные процессы и учится управлять вниманием, памятью и мышлением.
В малодетных семьях родители проявляют недиффиринцированное отношение к ребенку, не поощряют его самостоятельность и инициативу, не стараются быть на равных с ребенком, не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, относятся к нему как к несмышленому существу. В однодетных семьях родители проявляют положительное отношение к ребенку, искренний интерес к тому, что интересует ребенка, устанавливают достаточную психологическую дистанцию между собой и ребенком, на оптимальном уровне проявляют контроль над действиями ребенка со стороны, неудачи ребенка считают случайными, верят в него.
Младшие школьники, которые воспитываются в малодетных семьях, проявляют более близкое отношение к матери и отцу, а также бабушке, дедушке, чем младшие школьники из однодетных семей. Младшие школьники из малодетных семей с большим уважением почитают родительские отношения и родительскую чету. Также отмечено, что у младших школьников из малодетных семей более уважительные отношения к своим братьям и сестрам, чем у младших школьников из однодетных семей. Среди личностных качеств можно отметить, что у младших школьников из однодетных семей преобладают любознательность и стремление к общению в больших группах, а среди младших школьников из малодетных семей – стремление к общение, конфликтность и агрессивность.
Сравнивая рисунки детей из однодетных и малодетных семей, можно сделать следующие выводы: в малодетных семьях младшие школьники испытывают на 23% больше чувства отверженного состояния, чем дети из однодетных семей; 16% рисунков детей из малодетных семей не имеют изображения матери, по причине этого можно сказать, что ребенок из малодетной семьи имеет непредвзятое отношение к своей матери. Может это быть связано с чувством ревности по отношению к брату или сестре; проблемы межсемейных контактов наблюдаются у 26% детей из малодетных семей, чуть меньше – у детей из однодетных семей – 10%. По наблюдениям, проведенным на данном этапе работы можно отметить, что дети из однодетных семей оказались более энергичные и веселые, они с удовольствием учатся, делают уроки, а учителя очень хорошо отзываются об успехах и поведении детей. Дети из однодетных семей любознательны, имеют много друзей, общительны. Дети из однодетных и малодетных семей обладают достаточно высоким уровнем самооценки.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. – М.: Наука, 2000. – 335 с.
2. Авдеева, Н.Н. Влияние детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. – С. 35-47.
3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер Ростов-на-Дону, 2008. – 258 с.
4. Акулина, М.В. Особенно восприятие родитель-ребенок отношений у детей дошкольного возраста в разводе в семье / М.В. Акулина, С.А. Терехин // Психология и право. – 2012. – №2. – С.1-14.
5. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой // Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
6. Асламазова, Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья : автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук : 19.00.10 / Лилия Артуровна Асламазова ; СпбГУ – СПб, 2012. – 24 с.
7. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби; Общ.ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской; Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарика, 2003. – 447 с.
8. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Д. Боулби; пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 237 с.
9. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 143 с.
10. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд – во МГУ, 1984. – 200 с.
11. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковская, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
12. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В. Винникотт. – Екатеринбург, 2004. – 400 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо», 2000. – 240 с.
15. Дзукаева, В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект / В.П. Дзукаева, Т.Ю. Садовникова // Национальный психологический журнал. – №4(16), 2014. – С.52-63
16. Дружинин, В.Е. Психическое здоровье детей / В.Е. Дружинин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
17. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.; 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
18. Захарова, Е.И. Опыт родительства и личностное развитие в зрелости / Е.И. Захарова // журнал Перинатальная психология и психология родительства. – 2007. – №4. – С. 69-86
19. Захарова, Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства / Е.И. Захарова // Психологическая наука и образование. – Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ, том 6. – 2014. – №4. – С. 182-193
20. Казанцева, Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : автореф. диссертации на соиск. уч. степени канд. психол. наук: 19.00.05 / Татьяна Валерьевна Казанцева Санкт – Петербург, 2011. – 24 с.
21. Калитеевская, Е.Р. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин // сборник Личностный потенциал: структура и диагностика Под ред. Д.А. Леонтьев // М.: Смысл, 2011. – с. 611-641
22. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 342 с.
23. Кволс, К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания / К. Кволкс. СПб. : Питер, 2006. – 352 с.
24. Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В.В. Козлов – М.: Психотератия, 2007. – 528 с.
25. Конарева, И.Н. Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семья / // Психология, 2014. – №8. – С. 22-29.
26. Крэйг, Г. Психология развития: перевод с англ / Г. Крэйг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
27. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – Кострома: РЦОИ «Эксперт-ЕГЭ», 2005. – 2009. – 321 с.
28. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Медицинское издательство Авиценум, 2004. – 335 с.
29. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс // учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
30. Липпо, С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности : автореф. диссертации на соиск. уч. степени канд. психол наук: 19.00.01 / С.В. Липпо. – Санкт-Петербург – 2006. – 24 с.
31. Малер, М., Процесс сепарации – индивидуации и формирование идентичности / М. Малер, Дж. Б. Мак-Девитт // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – №2. – С. 12-24.
32. Мамайчук, И.И. Психолого-педагогическая помощь семье / И.И. Мамайчук, Л.А. Киреева. – Л., 2004. – 198 с.
33. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская // монография – М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж. Урал.гос. ун-т, Фак. психологии. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
34. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
35. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: / Н.Н. Палагина // учебное пособие для вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005 – 288 с.
36. Посохова, С.Т. Образ отца и самоактуализация личности / С.Т. Посохова, С.В. Липпо, Р.В. Манеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, выпуск 3, 2008. – С. 23-30.
37. Психология подростка: учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2006. – 480 с.
38. Реан, А.А., Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // учебное пособие для психологов и педагогов. Издательство «Питер» 2001. – 416 с.
39. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., Педагогика, 2009. – 254 с.
40. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – №3. – С. 3-13.
41. Смирнова, М.Н. Особенности детской привязанности как фактор развития суицидального риска / М.Н. Смирнова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 5. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2011. – С. 79-84.
42. Солнцева, Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина, Г.А. Буткина; под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестн., 2004. – 316 с.
43. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 2007. – 266 с.
44. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Под ред. Бейкер К., Варга А.Я. – М.: Когито-центр, 2008. – 265 с.
45. Ускова, С.А. Взаимосвязь сиблинговых отношений и общения между супругами / С. А. Ускова // Вопросы психологии, 2016. – №5. – С. 22-36.
46. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г. Т Хоментаускас. – Екатеринбург, 2010. – 312 с.
47. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл. – СПб. : Питер, 2015. – 426 с.
48. Целуйко, В.М. Психологические проблемы современной семьи / В.М. Целуйко – М.: ВЛАДОС, 2008. – 496 с.
49. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб. : Питер, 2013. – 288 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Рене Жиля»
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс и С. Кауфман
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводные таблицы результатов исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты