ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана с тем, что проблема отклонений в поведении, в частности – агрессивности у подростков, является одной из центральных психолого-педагогических проблем. С каждым годом количество детей, подверженных агрессии, только растет, особенно – в подростковом возрасте. Тревожным симптомом в нашем обществе является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях и проявлениях агрессии в различной форме.
Именно в подростковом возрасте, характеризующемся психофизиологической перестройкой, социальной неопределенностью и внутренней неуравновешенностью, чаще всего приходится наблюдать проявления агрессии. При этом о проблеме говорят не только педагоги, психологи и социальные работники, но и работники правоохранительных органов. Подростковый период считают трудным, критическим. Подросток зачастую не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста, в том числе упрямство, грубость, негативизм, строптивость, скрытность, замкнутость, агрессия.
Исследуя природу агрессивного поведения, ученые приходят к выводу о том, что наряду с личностными особенностями большую роль в формировании агрессивности играют социальные факторы. Психологи отмечают, что все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства, те или иные эмоции. Несомненно, кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию родителей и других взрослых членов семьи, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Эти негативные явления неизбежно передаются детям, вызывая стрессы, закладывая предпосылки агрессии. Причинами агрессивного поведения детей может стать и практикуемый в семье стиль воспитания.
Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии исследуется многими авторами. Трудности в воспитании подрастающего поколения отмечаются специалистами в области возрастной и педагогической психологии, педагогами, социологами и представителями других наук. Так, исчерпывающий обзор теорий и разнообразие экспериментальных методик приведены в труде Р.Бэрона и Д.Ричардсон «Агрессия». Д.Майерс в работе «Социальная психология» дает подробное описание агрессии, различных теорий связанных с ней, исследует ряд факторов, провоцирующих агрессию. К.Э.Изард в книге «Психология эмоций» проанализировал и обобщил различные экспериментальные данные и теоретические концепции агрессивного поведения. Р.С. Немов в труде «Психология» приводит анализ различных точек зрения о происхождении агрессивного поведения, описывает мотивы агрессивного поведения. В сборнике «Психология человеческой агрессивности» (составитель К.В.Сельченок) представлены статьи, посвященные практике контролирования агрессивных проявлений.
Детскую и подростковую агрессивность и ее причины исследуют С.В.Ковалев, Э.Г.Эйдемиллер, и еще большое количество авторов.
Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных подростковой агрессивности, эта проблема педагогами и психологами до сих пор не решена. Может ли агрессия быть исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматривать внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции.
Снижение уровня подростковой агрессивности, формирование в семейных и школьных коллективах благоприятного психологического климата, необходимо для дружественной атмосферы, для благоприятного разрешения конфликтов, является важной составляющей социализации подрастающего поколения. Противоречие заключается между стремлением взрослых к снижению уровня негативной агрессивности у подростков и непониманием того, что решение проблем во многом зависит от самих взрослых, от стиля воспитания и родительского отношения.
Цель исследования – изучение агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания.
Объект исследования –агрессивность личности.
Предмет исследования – агрессивность подростков из семей с различными типами воспитания.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи исследования:
- Систематизировать теоретические подходы к анализу подростковой агрессии и семейного воспитания как фактора её формирования.
- Эмпирически определить стили семейных взаимоотношений
- Описать особенности агрессивности подростков из семей с различными стилями детско-родительских взаимоотношений.
В работе были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование и методы математической статистики.
Эмпирическое исследование проводилось в учреждении общего среднего образования г. Бреста с… по….. Выборка исследования составила 90 человек.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1.1 Теории агрессии
Первой теорией исследования агрессии стала этологическая, которая определяла уровень агрессивность человека на основании биологических аспектов: она выступала в качестве средства борьбы, защиты или утверждения себя за счет победы или уничтожения соперников. В данном случае мужчина является активным защитником, который направлен на использование агрессивности для выживания вида.
Данный аспект был отражен в трудах К. Лоренца, который определял, что агрессия начинает формироваться на основании инстинкта борьбы за выживание, который присущ, как для всех живых людей, так и для людей. Данный ученый определял, что инстинкт агрессии был сформирован в результате эволюционного развития, что демонстрирует три ключевые функции [20]:
1. Борьбa позволяет дифференцировать отдельные виды на основании географического разделения, а также возможностей для максимального использования существующих ресурсов.
2. Инстинкт агрессии дает возможность для улучшения генетического фонда за счет того, что размножаются более энергичные и сильные представители вида.
3. Наиболее сильные животные имеют возможность для защиты и повышения уровня выживаемости потомства.
Энергия агрессии может быть сгенерирована в течении времени с непрерывным и спонтанным характером. Возникновение и реализация агрессивных действий выступает в качестве совместной функции, которая, может быть описана как количество накопленной агрессивной энергии, так и, сил, которые облегчают возможность разрядки агрессии в рамках существующего окружения. При этом уровень агрессивной энергии, который существует в настоящий момент, тем меньший стимул необходим для того, чтобы агрессия была отражена во внешний мир. Если с последнего эпизода проявления агрессивного поведения прошло достаточное количество времени, то агрессия может развернуться спонтанно без воздействия стимулирующего влияния [15].
К. Лоренц определяет возможность регламентирования уровня агрессивности за счет того, что происходит воспитание и повышения уровня моральной ответственности людей. Другие ученые отологической теории отмечают, что люди не способны контролировать собственный уровень агрессии [20].
Начало изучения положений и механизмов агрессивности в жизни людей непосредственно связано с трудами З. Фрейда, который определял два ключевых направления жизни: созидательное начало, направленное на удовлетворение сексуального влечения - эрос, и разрушительное начало, которое реализуется через агрессивность, - тонатос. Данные инстинкты рассматриваются как базисные и неизменные, соответственно агрессивность представляет собой неисключаемое свойство природы человека: накопление энергии реализуется за счет разрядок в виде выплеска энергии [37]. Таким образом, необходимо отметить, что положения теории Фрейда имеют пессимистичную природу, так как агрессия обладает врожденным характером: она неизбежна в поведении человека и направлена на других людей, в противном случае она приведет к саморазрушению человека.
Психологи, рассматривающие психоаналитические представления, отмечают, что для того, чтобы не было вспышек неконтролируемого насилия, необходимо обеспечить постоянную разрядку агрессивной энергии.
А. Адлер рассматривал агрессивность в качестве обязательного качества сознания, которое позволяет сформировать базу для организации деятельности. В качестве универсального свойства живых организмов необходимо отметить направленность на превосходство и повышение уровня выживаемости. Данные базисные вектора являются аутентичными направлениями при изучении социального аспекта. Агрессивное сознание формирует различные направления для реализации поведения: оно может быть дифференцировано от открытого до символичного. При включении в культурный слой агрессивность реализуется в символические формы, которые непосредственно реализуются за счет унижения или боли. Таким образом, необходимо сделать вывод, что агрессия является естественной реакцией индивидуума на принуждения, которое реализуется при необходимости индивида проявить себя как субъект, а не как объект воздействия [1].
Д. Доллард являлся представителем психоаналитического подхода при изучении причин агрессивного поведения. Он сформировал теорию фрустрации-агрессии, в рамках которой агрессия описывалась как ситуативный процесс, при этом агрессия является результатом фрустрации. Уровень фрустрации определяется силой мотивации к реализации заданного действия, существующих препятствий и уровня направленных действий.
Страх осуждения или наказания за агрессивное поведение, которое направлено на источник фрустрации, может определять смещение агрессивного побуждения на другую цель или даже на самого индивидуума. Кроме категорий агрессии и фрустрации, которые исследуются неразрывно, теоретический подход к рассмотрению агрессии включает понятия замещения и торможения.
ГЛАВА II ИМПЕРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Методики и организация исследования
Цели исследования:
1. Выявить типы негармоничного воспитания в семьях испытуемых.
2. Определить особенности родительского отношения к подросткам, составляющим выборку исследования.
3. Выделить группы семей испытуемых («Благополучные», «Относительно благополучные», «Неблагополучные»), в зависимости от типа воспитания, реализуемого в них
4. Выявить агрессивность и враждебность у подростков из семей с различными типами воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы и конкретизации цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. выявление типов негармоничного воспитания в семьях испытуемых;
2. определение родительского отношения к подросткам;
3. выделение групп семей испытуемых («Благополучные», «Относительно благополучные», «Неблагополучные»), в зависимости от типа воспитания, реализуемого в них
4. выявление агрессивности и враждебности подростков из семей, различающихся типами воспитания
5. разработать программу психологической коррекции агрессивности для подростков и выработать рекомендации для родителей по отношению к агрессивным подросткам.
В исследовании использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование;
- методы математической статистики.
Анализ научно методической литературы проводился с целью изучения проблемы исследования. Всего было проанализировано 49 литературных источников.
Тестирование проводилось с целью выявления типов негармоничного воспитания в семьях испытуемых, определения родительского родительского отношения к подроткам и выявления групп семей испытуемых в зависимости от типа воспитания, реализуемого в семье.
Для проведения тестирования нами были использованы следующие методики:
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдмиллера и В.В. Юстицкиса В.Б. Шпарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко, 2002). Цель: выявление типов негармоничного воспитания, реализуемых материями и отцами в отношении подростков. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
- Опросник родительского отношения А.Я Варга, В.В. Столина, Д.Я. Райгородского, 1998). Цель: выявление родительского отношения к подросткам. 61 вопрос опросника составляет пять шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения.
- Опросник А. Басса, А.Дарки (И.А. Фурманов, 2004). Цель: определение уровня различных видов агрессивности, а так же уровня враждебности. А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при 23 малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблематика агрессии находится в центре внимания различных теоретических и практических исследований. Существующие подходы к рассмотрению агрессии дают возможности для учета различных детерминант, механизмов формирования и возможностей проявления. Существующие теории формируют положения, объясняющие агрессивное поведение, они могут быть систематизированы в три ключевых подхода: агрессия является инстинктивным поведением, которое является врожденной характеристикой; агрессия является результатом фрустрации; агрессия возникает в результате воздействия актуальных социальных условий, скомбинированных с последующим обучением и формированием привычного поведения.
Подростковый возраст - это острый переход от детства к зрелости, в котором противоречивые тенденции переплетаются. С одной стороны, для этого трудного периода характерны негативные проявления: дисгармония в структуре личности, сужение ранее сложившейся системы интересов ребенка, протест против характера его поведения по отношению к взрослым; с другой стороны, этот возраст также отличается многими положительными чертами: возрастает самостоятельность ребенка, отношения с другими детьми и взрослыми становятся более разнообразными и осмысленными, а сфера его деятельности значительно расширяется.
Агрессивный подросток считается в психологии обычным ребенком. Агрессивность в его личностных характеристиках формируется в основном как форма протеста против недопонимания взрослых, вызванного неудовлетворенностью его положением в микросоциуме. Особой формой подростковой агрессии является аутоагрессия. те. агрессивное самостоятельное поведение.
Семья - это особый вид коллектива, играющий важную роль в воспитании. Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором в воспитании. Положительный эффект состоит в том, что никто, кроме самых близких к ребенку людей, не относится к нему лучше, любит его и не заботится о нем так сильно. И в то же время ни одно другое социальное учреждение не может принести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В зависимости от отношений, сложившихся между членами семьи, отношения родителей с ребенком и стиля воспитания, у ребенка развивается определенный стиль поведения, определенные характерологические особенности.
Исследователи выделяют различные типы неблагополучий в семьях, способствующих возникновению разного рода отклонений в повелении детей. Проведенный нами анализ позволяет констатировать, что имеющиеся классификации не противоречат, а зачастую дополняют друг друга
Нами было проведено исследование для изучения уровня агрессивности подростков зависимости от типа детско-родительских отношений. Для проведения исследования нами использовались различные методы: анализ научно-методической литературы, тестирование, методы математической статистики. Результаты исследования показали, что высокий уровень агрессии более характерен для подростков из неблагополучных семей, средний уровень характерен для подростков из относительно благополучных семей, а низкий уровень агрессии наблюдается у подростков из благополучных семей. Главными факторами воспитательного воздействия родителей, больше всего влияющими на формирование и развитие агрессивного поведения у подростков, являются: низкая эмоциональная близость, требовательность, строгость, низкая степень тревоги за подростков, контроль, отвержение непоследовательность, конфронтация и неудовлетворенность взаимоотношениями с подростками.
В процессе исследования нами была разработана программа психологической коррекции агрессивности для подростков (приложение Б), цель программы - снижение уровня агрессивности подростков путем обучения их навыкам адаптивного поведения. Данная программа предполагает проведение 14 занятий по 45 минут, куда включены упражнения, непосредственно направленные на модификацию поведения агрессивных подростков и игровую терапию, которая предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой форме, и, тем самым, является безопасным способом разрядки напряжения.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 96 с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: «ЭКСМО-пресс», – 1999. – 512 с.
3. Берковиц А. А. Агрессия. Причины, последствия, контроль / А. А. Берковиц.– М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001. – 512 с.
4. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Р. Берон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 1997. –336 с.
5. Бодалев А. А. Популярная психология для родителей. / А. А. Бодалева – М.: Педагогика, – 1989. – С. 208 с.
6. Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации. / А. А. Бодалев, А. А. Столин – М.: Педагогика. – 1989. – 208 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович– М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
9. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007.
10. Васильева Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 196 с
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготсткий. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
12. Дубровина И. В. Формирования личности старшеклассников / И.В. Дубровина. –М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
13. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личностьродителей. // Психологическая наука и образование. 2001. № 4.
14. Ениколопов С., Кузнецова Ю., Чудова Н. Агрессия в обыденной жизни. М.: Российская политическая энциклопедия, 2014.
15. Клее М., Психология подростка / М. Клее. – М.: Педагогика, 1991
16. Ковалёв П. А. Возрасно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной огрессивности и агрессивного поведения / П.А. Ковалёв. – СПб., 1996
17. Ковалев П.А. Агрессивность и агрессивное поведение // Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии. — СПб., 1995.
18. Леутин В.П., Николаева Е.И. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга // Психология образования в поликультурном пространстве. 2008. Т.2. №3- 4. С.12-22
19. Личко А. Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков / А. Е. Личко, Ю. В. Попов. – М., 1988
20. Лоренц К. Агрессия. / К. Лоренц. – М.: Издательская группа "Прогресс", 1994. – 272 с.
21. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
22. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. – М.: Когито-центр, 2008. – 181 с.
23. Неан А. А. Психология и педагогика / А.А. Неан, Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2000.–304 с.
24. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье // Вопросы психологии. 2015. Т.36. №3. С.52-59.
25. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. 2007. №.6. С. 37-43.
26. Паренс Г. Агрессия наших детей. / Г. Паренс – М.: Форум, 1997 –160 с.
27. Райс Р., Долджин К. Психология юношеского и подросткового возраста. СПб: Питер, 2012. ВЕСТНИК ПСИХОФИЗИОЛОГИИ № 3. -2015. – С.37-45
28. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: ИОИ, 2017. – 432 с.
29. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / Психологический журнал. – 1996. – №5
30. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии . –1992. – №5-6
31. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999 – 656 с.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – Москва-Воронеж: МПСИ:МОДЭК , 1996. –96 с.
33. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е.Г, Силяева. – М.: Академияя, 2002. –192 с.
34. Смирнова Е.О. Психологические особенности и вариантыдетской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. – 2002.– №1
35. Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка отношения к нему родителей/ Е.Т Соколова, И.Г. Чеснова // вопросы психологии.– 1986. –№2
36. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа 41 консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3
37. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. / З.Фрейд. – СПб.: Алтея.– 1999. –254 с.
38. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: АСТ, 1998. –672 с.
39. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения /И.А. Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 260 с
40. Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Ч Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – 172 с.
41. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и не врозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдкмиллер, В. В. Юстицкис – СПб.: Питер 2008. – 627 с.
42. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. / Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2006.
43. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: "Фолиум", 1996. – 48 с.
44. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. –186 с.
45. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
46. Якимова, Т.В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.В. Якимова//. – М.: Юрайт, – 2017. – 345 с.
47. Bicharova M. Childfree and traditional families: the minority against the majority [Text] / M. Bicharova, I. Lebedeva // Breaking the Media Value Chain: the materials of the VII International Conference on Communication and Reality. June, 2013. - Spain, Barselona: Facultat de Communicatió Blancuerna. Universitat Ramon Llull. – 2013. – P. 399-406.
48. Taylor C. Family in modern times. Cambridge, Massachusetts; London: Belknap Press, Harvard University Press, – 2007. –р.124
49. Walters R. Teenage Aggression. M, 2000.- 256 р.