1. Понятие «эстетическое воспитание».
2. Задачи, условия и средства эстетического воспитания дошкольников.
3. Характеристика основных видов детской художественной деятельности.
4. Условия развития детского творчества.
Практическое задание.
Литература.
1. Понятие «эстетическое воспитание».
Каждый человек в своей жизни не раз сталкивается с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, ежедневного труда, общения с природой и искусством, в межличностных отношениях - эстетические категории играют существенную роль. Красота доставляет удовольствие, стимулирует трудовую активность, трагическое учит нас сочувствию, комическое помогает нам биться с недостатками.
Мысли об эстетическом воспитании начали зарождаться в глубокой древности. Понятия о природе эстетического воспитания, его целях и задачах изменялись со времен Аристотеля и Платона вплоть до наших дней. Такие изменения во взглядах были связаны с ростом эстетики как науки и пониманием содержания ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisteticos», что обозначает «воспринимаемый чувством». Философы-материалисты, такие как Н.Г.Чернышевский и Д.Дидро считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Именно это понимание и легло в основу эстетического воспитания.
В настоящее время вопрос эстетического развития и воспитания личности, становление ее эстетической культуры одна из главных задач, которая стоит перед школой. Данная проблема рассмотрена в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов. Таких как О.Н.Апанасенко, О.В.Дивненко, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, О.Н.Масленникова, Б.М.Неменский, М.Д.Таборидзе, и др. Каждый из педагогов дает свое определение этому понятию, приведём примеры некоторых из них.
2. Задачи, условия и средства эстетического воспитания дошкольников.
Своеобразное понимание понятия эстетического воспитания порождает и различные подходы к его целям. Важной задачей эстетического воспитания школьников является формирование чувства сопереживания и умения поставить себя на место другого человека. Необходимо воспитать и развить такие качества и способности, которые помогут человеку не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться красотой окружающей действительности.
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания об окружающем мире, обществе и природе. Различные творческие занятия школьников способствуют развитию их воображения и мышления, воли и настойчивости, организованности и дисциплинированности.
Опираясь на все вышесказанное, можно выделить главную цель эстетического воспитания - формирование всесторонне развитой и гармоничной индивидуальности, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Традиционно педагоги выделяют три основные задачи.
1. Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний, без которых не может возникнуть интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи заключается в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Учитель должен правильно отобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут соответствовать нашим представлениям о красоте. Необходимы также конкретные знания о природе, о себе и о других.
3. Характеристика основных видов детской художественной деятельности.
Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.
Изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении - наиболее эффективное средство для эстетического развития. Изобразительная деятельность как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.
В процессе рисования ребенок старается придать своим работам выразительно-образное содержание. Пользуясь рисунком, цветом, силуэтом, ребенок изображает предмет, явление, придавая ему определенный характер — сказочный или реалистический, в котором сочетается и фантастический вымысел, и жизненная правда.
В процессе аппликации ребенком может быть ярко представлена форма, цвет и величина изображаемого предмета, а также композиция нескольких элементов. Поэтому процесс аппликации особенно способствует развитию чувства ритма, цвета и формы.
4. Условия развития детского творчества.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.