ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУС РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ПОНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.2 САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 СТАТУС РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА САМООЦЕНКУ И СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема детской тревожности, низкой самооценки и особенно их преодоление является весьма актуальной. Эта проблема рассматривается в большом количестве исследований в области педагогики и психологии.
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих повышенную возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности в общении со сверстниками, воспитателями и родителями.
С возрастом у детей изменяются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Если родители и педагоги компетентны, чтобы уловить эти перемены, понять изменения, которые происходят с ребенком в этот период, то смогут наладить тот самый положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. В основе лежит произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением [1, c. 34].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУС РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие тревожности в психологической и педагогической литературе
Определений понятий «тревога», «тревожность» в психологической и педагогической литературе достаточно большое количество. Рассматривая трактовки понятий можно найти схожие элементы, которые объединяют эти понятия. Рассмотрим некоторые из них.
Понятие «тревожность» в психологии рассматривают в качестве психического свойства, склонности человека к переживанию тревоги, который характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги [13].
Наиболее подробно феномен тревожности проанализирован в работах А.М. Прихожан. Согласно автору, тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие надвигающейся опасности представляет собой выражение неудовлетворения значимых потребностей индивида, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Наличие тревожности как устойчивого образования является свидетельством нарушений в личностном развитии и мешает нормальной жизнедеятельности, полноценному общению [2, с. 96].
Л.И. Божович рассматривала тревожность как интенсивную болезнь или предвиденье болезни, которая уже когда-то была у человека. При этом такая «болезнь» должна быть осознаваемой [3, с. 64].
Р.С. Немов определил тревожность как свойство личности. По его мнению, в состоянии повышенного беспокойства человек испытывает страх и тревогу в конкретных ситуациях [4, с.20].
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА САМООЦЕНКУ И СТАТУС В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
2.1 Описание методики исследования
Для проведения исследований в своей курсовой работе мы использовали две диагностические методики: тест тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен) и тест «Лестница» (В.Г. Щур) [17, с. 14; 18, с. 106].
Использование теста тревожности позволило диагностировать тревожность детей дошкольного возраста (4 –7 лет) по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Стимульный материал представлял собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации (приложение А).
Исследование проводилось я следующим образом: рисунки показывали ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходила в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, мы задавали определенные вопросы (приложение Б).
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания фиксировали в специальном протоколе (бланки были подготовлены заранее).
Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередовали название лица. Также не задавали ребенку дополнительных вопросов.
Следующей методикой в работе использовался тест для определения самооценки «Лесенка» (Приложение В).
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Целью исследования являлось определение особенности самооценки ребенка, то есть отношение к самому себе. Представление ребенка о том, как его видят и оценивают сверстники, родители, а также другие люди.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы установлено, что старший дошкольный возраст представляет собой важнейший период психического развития детей, который характеризуется активным развитием психических процессов и личности ребенка. В этот период поведение ребенка становится произвольным. В старшем дошкольном возрасте имеет большое влияние отношения старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование устойчивой структуры мотивов.
У детей старшего дошкольного возраста тревожность является одним из признаков эмоционального неблагополучия. Основными причинами возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста являются: внутриличностный конфликт, связанный с оценкой успешности в разных сферах деятельности; нарушения внутрисемейного воспитания и внутригруппового взаимодействия; нарушения общения со сверстниками, личностные особенности, необходимость адаптации к школьному обучению.
С целью выявления взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у детей дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование.
В результате исследования тревожности было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста имеют преимущественно высокий уровень тревожности. Им свойственно испытывать состояние повышенного беспокойства, страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Проявлениями тревожности являются: скованность, замкнутость, отсутствие стремления устанавливать межличностные контакты, тягостное, дискомфортное состояние, а также состояние аффективной напряженности. Наибольший уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок.
1. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков. – М: Академия Проект, 2002. – 265 с.
2. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович– СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
4. Р.С. Немов С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.
5. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб.для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е ,испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287 с.
6. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2004. – 544 с.
7. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин. – СПб. :Питер, 2005.–176 с.
8. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
9. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266-270.
10. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб. : Питер, 1999. – 464 с.
11. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. .– М.: Покров, 2004. – 143 с.
12. Тиринова, О.И. Основные этапы формирования самоконтроля и самооценки // О.И. Тиринова. Пачатковаенавучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, №9. – 2009. – С. 30–36, 45–47
13. Каменская, В.Г. Психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста // В.Г. Каменская. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2010. – 217 с.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
15. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб./ Е.О. Смирнова – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
16. Гуревич П.С. Психологический словарь / П.С. Гуревич.–М.: "ОЛМА Медиа Групп", "ОЛМА Пресс Образование", 2007. – 800 стр.
17. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач . – М.: «Плэйт», 2003. – 32 с
18. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство/ Е.Н. Лебеденко – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64 с.
19. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – 319 с.
20. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учебный курс // В.А. Сластёнин. – М.: Юрайт, 2013. – 543 c.