ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия "нравственное воспитание" в научной литературе
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.3. Роль семьи в нравственном воспитании личности ребенка
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование роли семейного воспитания в формировании нравственных чувств
2.2. Методические рекомендации для родителей по формированию у детей нравственных чувств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают важное значение. Дошкольный возраст является самоценным периодом, в котором интенсивно развивается личность ребенка, происходит становление основных психических сфер: интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной. Однако, на пути формирования детской личности нередко встречаются многочисленные трудности, приводящие к отклонениям в развитии нравственной сферы дошкольника. Причины подобных отклонений обусловлены множеством внешних и внутренних факторов, но, пожалуй, системообразующая роль принадлежит семье как первичной ячейке многогранных человеческих отношений.
Семья на протяжении всего периода взросления ребенка играет определяющую роль в становлении детской личности. Являясь носителем нравственных ценностей, образцов и норм нравственного поведения, именно семья обеспечивает восприятие и освоение ребенком традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни. Во многом психическое развитие ребенка определяются характером взаимоотношений в семье: безусловная любовь и принятие являются важными факторами успешного продвижения ребенка в психическом развитии.
Тема связи взаимоотношений с родителями и нравственной сферы дошкольника актуальна в настоящее время в связи с кризисным состояние современной семьи, увеличением числа проблемных семей, умножающимся количеством проявлений девиантного поведения среди детей. Подрастающее поколение утрачивает такие важные характеристики личности, как самостоятельность и независимость, адекватная самооценка, наличие ценностных ориентаций. Данные изменения сопровождаются ростом равнодушия в отношениях, нарастающей психологической отчужденностью взрослых от мира детства.
Проблема нравственного развития детей и роли социальной среды является научно и практически значимой. Однако, влияние родителей на нравственное развитие ребенка, в особенности на эмоциональный компонент нравственной сферы, сегодня мало изучено. Таким образом, выбор темы исследования вызван ее социальной значимостью и, вместе с тем, недостаточной изученностью.
Объект исследования: нравственная сфера старших дошкольников.
Предмет исследования: влияние семейного воспитания на формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия "нравственное воспитание" в научной литературе
Проблема нравственного воспитания сегодня не только актуальна, но и активно обсуждается, поэтому необходимо прежде всего осмыслить понятие «нравственное воспитание».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств, а также развитие навыков и умений нравственного поведения [19, с. 207]. Из определения ясно, что нравственность как личностная характеристика является очень сложным, многоуровневым явлением, охватывающим такие личностные структуры, как разум, чувства и воля. Поэтому нравственное воспитание можно определить, как единый процесс воспитания:
- нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, гражданство, патриотизм),
- нравственный образ (терпение, милосердие, кротость),
- нравственная позиция (умение различать добро и зло, проявление бескорыстной любви, готовность преодолевать жизненные испытания),
- нравственное поведение (готовность служить людям и Отечеству, проявления духовного благоразумия, послушания, доброй воли) [2, с. 7].
Следует признать, что философская категория духовности и морали всегда волновала отечественных ученых, писателей и публицистов. К примеру, в учении Н. А. Бердяева понимание духовного как процесса «духовной жизни через духовный опыт» очень ценно, и поэтому развитие личности человека признается основой его духовности [4, с. 78].
В работах М.М. Бахтина имеется представление нравственной деятельности как «личного обязательства», что означает невозможность уклониться от ответственности за свои действия, что должно быть соотнесено с духовными и нравственными нормами (нормами «обязательства») [6, с. 91].
Интересный анализ нравственных основ общества в рамках понимания социокультурной ситуации, а также направлений духовного исцеления представлен в работах В.М. Канифоль. Признавая нынешнюю ситуацию «упадка культуры, духовной и моральной дикости и агрессии», утверждение «современного эгоизма», ученый рассматривает развитие «правильного мышления» как способа ориентации в жизни, понимания «правильного мышления» и «Правильное направление» – триада размышлений, видений знаний», которые «должны повлечь за собой правильные действия, в конечном счете, правильную жизнь», для которых «перевод опыта, корректирующих действий и жизни» имеет смысл [21, с. 14]. Такой опыт означает лучшие образцы культуры и технологии социализации молодежи.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование роли семейного воспитания в формировании нравственных чувств
С целью изучения роли семейного воспитания в формировании нравственных чувств было проведено эмпирическое исследование на базе …
В экспериментальном исследовании приняли участие 50 респондентов, в их числе:
• 25 детей – воспитанники старшей группы в возрасте 5-7 лет, из них 15 девочек, 10 мальчиков;
• 25 родителей, из них 24 матери, 1 отец.
В ходе исследования применялись следующие эмпирические методы сбора данных:
• тестирование родителей по методике «Анализ семейных взаимоотношений»;
• беседа с детьми по методике «Сюжетные картинки».
В соответствии с задачами исследования применялись следующие методики:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей 3-10 лет
Авторы методики - Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. Методика позволяет выявить преобладающие стили взаимоотношений в семье, а именно выявить типы негармоничного воспитания.
Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
В рамках настоящего исследования мы измеряли 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция Г+, гипопротекция Г-, потворствование У+, игнорирование потребностей ребенка У-, чрезмерность требований-обязанностей ребенка Т+, недостаточность требований-обязанностей ребенка Т-, чрезмерность требований-запретов З+, недостаточность требований-запретов к ребенку З-, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком С+, минимальность санкций С-, неустойчивость стиля воспитания Н+.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание нравственного воспитания определяется основными составляющими структуры личности, среди которых, прежде всего, необходимо назвать: познавательную, деятельностную (направленную на формирование соответствующего поведения и деятельности) и личностно-творческую (направлено на формирование соответствующего поведения и деятельности.). Каждый из этих компонентов, со своей стороны, наполнен содержанием, ориентированным на отдельное направление целостного процесса нравственного возрождения государства, общества и человека. Подростковый возраст является наиболее важным периодом в развитии личности, когда необходимо помочь подросткам найти основные нравственные приоритеты, способствовать формированию нравственных убеждений.
Теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что в условиях УДО для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками. На основе этих положений педагоги и психологи провели многочисленные исследования, раскрывающие возможности разных видов деятельности в воспитании у детей личностных качеств и взаимоотношений.
Большинство классификаций основаны на критериях родительского контроля и особенностей проявления эмоциональной теплоты родителей. Важными параметрами различения стилей семейного воспитания выступают также степень властности и уважения родителей в отношении детей разного возраста. Таким образом, при изучении семьи основной задачей психолога является выявление специфики содержания внутрисемейных отношений или типов родительского отношения.
Современные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время родители испытывают трудности в понимании детских эмоциональных состояний: родители безусловно принимают своих детей, уверены в них, однако испытывают трудности в сопереживании, понимании детских эмоциональных состояний и их учете во взаимодействии. При этом наиболее распространенным среди старших дошкольников является страх разлуки с родителями, что, по-видимому, определяется важностью для детей быть рядом с родителями, обеспечивающими их витальные потребности, в том числе в эмоциональной поддержке [9]. Однако, именно эмоциональному компоненту отводится системообразующая роль в развитии нравственности дошкольника, поскольку именно чувства и эмоции определяют отношение ребенка к окружающим, а во многом – и его поведение. Отсюда мы делаем вывод о необходимости изучения особенностей влияния взаимоотношений с родителями на формирование нравственной сферы ребенка, в особенности на развитие эмоционального как системообразующего в процессе нравственного становления личности старшего дошкольника.
1. Арсеньев, А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / А.С. Арсеньев // Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 1977. – С. 30-59.
2. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике духовно-нравственного воспитания / Л.М. Архангельский. – М.: Знание, 2008. – 14 с.
3. Безруких, М. М. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации / М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, В.А. Байдина// Новые исследования. 2012. №1 (30) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-razvitiya-detey-starshego-oshkolnogo- vozrasta-kak-cposob-rannego-vyyavleniya-riskov-dezadaptatsii
4. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993. – 149 с.
5. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс/ А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. – СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 2009. – 447 с.
7. Вульфсон, Б.Л. Духовно-нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 2006. – №1. – С. 45–52.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гипенртейтер. — М.: АСТ, 2008. — 240 с.
9. Гудонис, В.П. Страхи современных старших дошкольников и их родителей/ В.П. Гудонис, И.В.Вачков // СДО. 2019. №4 (94). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh- starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley
10. Гундорова, И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах / И.В. Гундорова // Детский сад от А до Я. – 2010. – №2. – С. 133-141.
11. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений/ В.А. Дубанова // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-detsko- roditelskih-otnosheniy
12. Захаров, Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков/ Л.И. Захаров. - Л.: Медицина, 1982. - 216 с.
13. Картавцева, М. Воспитание отзывчивости у детей дошкольного возраста / М. Картавцева. – М.: Педагогика, 2012. – 89 с.
14. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Диля, 2004. – 50 с.
15. Кузьмишина, Т.Л., Чирикина Е.С. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Электронный ресурс] / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Чирикина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n1/69040.shtml
16. Мелентьева, Е.В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье / Е.В. Мелентьева // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti- vzaimodeystviya-roditeley-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-sovremennoy-semie
17. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей // Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
18. Новичихина, Н.В. Методическое пособие по формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности подростка / Н.В. Новочихова, А.В. Степурко, Е. Тушкова. – Барнаул, 2010. – 136 с.
19. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.
20. Психология общения. Энциклопедический словарь.– М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. - 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://communication_psychology.academic.ru
21. Розин, В.М. Проблемы современности и правильное мышление как способ ориентации в ней / В.М Розин // Картина мира и судьба человека: как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни: материалы научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 14–18.
22. Саготовская, Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива/ Л.Г. Саготовская – Томск: Изд-во Университет, 1971. – 64 с.
23. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика/ В.А. Сухомлинский. – СПб.: Питер, 2017. – 208 с.
24. Харламов, И.Ф. Духовно-нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.
25. Чекина, Е.В. Теория духовно-нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 119 с.
26. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э.Г. Эйдемиллер - Спб.: «Фолиум», 1996. – 63 с.