Введение
1. Теоретические аспекты процесса формирования информационного рынка
1.1. Сущность понятия «информационный рынок». Структура рынка информационных услуг
1.2. Особенности формирования и развития информационного рынка
2. Анализ процесса формирования информационного рынка в Республике Беларусь
2.1. Характеристика рынка информационных ресурсов Республики Беларусь
2.2. Тенденции и направления развития информационного рынка в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важной проблемой для Республики Беларусь является создание рынка информационных продуктов и услуг. Это обусловлено необходимостью завоевания позиций на рынке информационных технологий. Мировой рынок информационных продуктов и услуг представляет собой крупный сегмент мировой хозяйственной системы. Именно через информационный рынок происходит перераспределение интеллектуального богатства человечества – научной, технической и коммерческой информации. Мировой рынок информационных продуктов – это вполне сложившийся организм, функционирующий по жестким правилам, подчиняющийся закономерностям конкурентной борьбы и насчитывающий сотни тысяч взаимодействующих субъектов. Мировой рынок информационных услуг ежегодно увеличивается на 5%. Сейчас онсоставляетпорядка1,3 трлн. долл. в год, в то время как рынок вооружений, для сравнения, всего 800 млрд долл. Если Беларусь не останется в стороне от этих процессов, это позволит уже через3-4 года производить программного продукта на сумму 350 млн долл. в год и задействовать в данной сфере порядка 15 тыс. человек. Доля информационных технологий в ВВП тогда составит более 4 % (сейчас менее 1%). Для развитых стран мира этот показатель колеблется в пределах 3-5 %.
В современном мире информационная деятельность вовлечена в экономические отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры, а также самостоятельного рынка, на котором реализуются информационные продукты и услуги. Этот рынок оказывает влияние на использование информационных технологий, продукции и услуг в белорусской экономике, способствует формированию более прогрессивной структуры, развитию отечественных высокотехнологичных производств, создает новые возможности для увеличения производства и экспорта отечественной продукции.
Проблемами эффективного построения информационного рынка и его инфраструктуры занимались В.Л. Тамбовцев, С.М. Гуревич, Н.Н. Сёмкина, И.А. Стрелкова, Г.Б. Домненко, А.А. Боканов, М. Кастельс, С. Майерс и др. Однако зарубежные исследователи не могли учитывать специфику развития Республики Беларусь: переходный характер экономики, значительное государственное влияние на информационный сектор, особенности формирования и функционирования рынков средств массовой информации и непериодической печати. Белорусские исследователи (Т.В. Садовская, И.А. Толстик, В.М. Руденков, И.П. Воробьев, И.П. Якубук, В.В. Почекина) внесли значительный вклад в изучение этой проблемы. Тем не менее, теоретические и практические вопросы развития рынка непериодических изданий и печатных средств массовой информации в Республике Беларусь, и особенно внешнеэкономическая деятельность белорусских организаций, работающих на информационном рынке, требуют дальнейшего изучения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА
1.1 Сущность понятия «информационный рынок». Структура рынка информационных услуг
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой неотъемлемую часть единого информационного поля, объектами которого являются товары в виде информационных продуктов, информационных услуг, научно-технической, проектно-конструкторской продукции. Рынок информационных услуг основан на наличии комплекса факторов, связанных с производством, потреблением, хранением, обработкой, передачей информации. Структурно рынок включает в себя подсистемы производителей, потребителей и посредников, находящихся в постоянном взаимодействии и развитии [11, с. 78].
В эпоху глобализации мировой экономики информационные технологии, информация и знания начинают играть настолько существенную, фундаментальную роль, что прослеживается тенденция выделять их в качестве пятого фактора производства наряду с хорошо известными трудом, капиталом, природными ресурсами и предпринимательством. Производственная функция во многих научных исследованиях начинает включать этот фактор производства, что отражается в моделях экономического роста и выводах, которые они делают. Американские экономисты М. Боскин и Л. Лоуве на основе таких исследований приходят к выводу, что технологический прогресс в развитых странах дает в среднем 40% экономического роста (остальные 60% – это труд и капитал), в то время как под технологическим прогрессом понимают, прежде всего, внедрение новых информационных технологий.
Некоторые экономисты определяют «информационный рынок» как систему экономических, правовых и организационных отношений для торговли информационными технологиями, информационными продуктами и услугами. Среди других ученых предлагается следующее определение «рынка информационных услуг» – совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (купле-продаже услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), которая характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами [16, с. 137].
Однако все эти определения недостаточно определяют существенные характеристики рынка информационных услуг, отличающие его от других рынков, а также необходимость учета эволюционных закономерностей развития этой трансформирующейся системы.
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Характеристика рынка информационных ресурсов Республики Беларусь
Главной особенностью информационных продуктов и услуг является отсутствие четкой границы, разделяющей их. Как следствие, есть несколько причин:
− они часто дополняют друг друга, тесно связаны в производстве, а иногда и в потреблении;
− качество информационных продуктов и услуг может меняться со временем и зависеть от многих факторов, в том числе от квалификации производителя.
Белорусская экономика развивается как система некоммерческих информационных ресурсов, объединенных в ведомственные сети. Формирование рыночных секторов информационного рынка началось в начале 1990-х годов коммерческими структурами – независимыми информационными, консалтинговыми и аналитическими фирмами и агентствами. Объектами их деятельности стали коммерческая, деловая, научно-техническая информация. В зависимости от информационного спроса на мировом информационном рынке можно выделить следующие основные сектора, которые также характерны для современной Республики Беларусь [15]:
− сектор специализированной и профессиональной информации;
− сектор деловой информации;
− сектор потребительской и развлекательной информации;
− сектор информации, обеспечивающий информационные средства и сети.
По сравнению с другими товарами народного хозяйства цена на информационные продукты характеризуется высокой добавленной стоимостью. В структуре затрат на производство информационного продукта преобладают затраты на оплату труда, т.е. на разработку продукта, и выплаты на социальные нужды. Кроме того, стоимость производственных операций по изготовлению копий информационного продукта пренебрежимо мала по сравнению со стоимостью интеллектуального продукта.
Считается, что основной причиной низкого потребления информационного продукта населением по сравнению с предприятиями и коммерческими структурами является несоответствие материального уровня пользователя новым техническим и программным средствам. Кроме того, более 90% белорусских предприятий не имеют собственных информационных служб. Часть информации поступает на предприятие из министерств и ведомств, является социально гарантированной и выходит за рамки рынка. Однако этой информации недостаточно для ведения бизнеса в современных условиях, и предприятиям необходимо приобретать ее самостоятельно, чтобы оставаться на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок информационных услуг в целом – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными продуктами, номенклатура информационных продуктов и услуг, условия и механизмы их предоставления, цены. Предметом продажи и обмена на информационном рынке являются: информационные технологии и системы, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, информационные и другие виды информационных услуг. Потребителями информационных продуктов и услуг являются юридические и физические лица. Поставщиками информационных продуктов и услуг являются юридические и физические лица: предприятия, производящие компьютерную технику, средства передачи и обработки информации; организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, созданием, хранением и эксплуатацией баз данных; услуги связи, передачи и электронной обработки данных.
Функции информационного рынка включают в себя управление финансами и делопроизводством, управление персоналом, материально-техническое снабжение, организацию производства, маркетинговые исследования, лизинговые операции, консалтинговую услугу, страхование имущества и информации, организацию службы информационной безопасности, сервисное обслуживание. В целом, рынок информационных услуг является одним из новейших и развивающихся. Самой большой особенностью рынка информационных услуг является то, что он оперирует информацией. А информация, как известно, не исчезает при потреблении и может быть использована многократно, и подвержена моральному износу. Производство информации также во много раз дороже ее тиражирования.
Процесс предоставления информационных услуг объединяет в себе как информацию и информационные технологии, так и, по сути, информационные услуги и продукты. И, соответственно, рынок информационных услуг включает в себя как рынок информационных продуктов, так и рынок информационных технологий. Субъектами рынка информационных услуг являются: поставщики (непосредственно производители, разработчики или оптовики); посредники (дистрибьюторы услуг) и конечные пользователи. Объектами информационного рынка являются сама информация в виде информационных ресурсов, информационных услуг и продуктов, в которые она трансформируется и через которые она поставляется потребителям, а также информационные технологии как инструмент преобразования информации из одной формы в другую.
1. Агафонова, А.Н. Методологические аспекты управления информационными услугами на информационном рынке / А.Н. Агафонова // Вестник Тюменского Государственного Университета. – 2012. – С. 54-59
2. Борзенкова, Т.А. Анализ развития отрасли ИКТ в Беларуси / Т.А. Борзенкова, Н.С. Баранова // 52-я науч. конф. аспирантов, магистрантов и студентов, Минск, 25-30 апреля 2016 г. / Белорус. гос. ун-т информатики ирадиоэлектроники. – Минск, 2016. – С. 87-88.
3. Гаспариан, М.С. Информационные системы и технологии: учебно-методический комплекс / М.С. Гаспариан. – М.: Издат. Цент ЕАОИ, 2011 . – 372 с.
4. Годин, В.В. Управление информационными ресурсами / В.В. Годин, И.К. Корнеев. – Инфра, 2009. – 321 с.
5. Григорьева, С. Управление ресурсами и безопасностью ИТ / С. Григорьева. – Экономика и жизнь. – 2006. – №11. – С. 37-45
6. Доклады Национально й академии наук Беларуси. – Т.48. № 4, июль – август, 2004. – С. 115-118.
7. Дрыганов, В.Н. Цифровой век и право: на пути к информационному обществу / В.Н. Дрыганов, С.С. Лосев. – Минск: Тонпик, 2005. – 304 c.
8. Информационный рынок [Электронный ресурс] / Разработчик - Web-and-Press. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/ cgi-bin/gl_sch2.cgi? RIt(uwsg.outt:l!w:tqo.
9. Информационное общество в Республике Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 109 с.
10. Ковалев, М.М. Беларусь на мировом ИКТ-рынке. Цифры, факты и прогнозы / М.М. Ковалев, М. Ибрагим // Веснiк сувязi, 2016. – №1. –С. 11-14.
11. Корабейников, И.Н. Некоторые особенности рынка информационных услуг / И.Н. Корабейников // Вестник ОГУ. – 2010. – №2. – С. 78-79.
12. Костелье, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Костелье. – М.: Дашков и Ко, 2000. – 342 с.
13. Лашко, А.В. Рыночно-экономические основы становления и развития информационных услуг как части виртуального рынка / А.В. Лашко, Т.А. Макареня. – Вестник Адыгейского государственного университета. – 2012. –187 с.
14. Министерство информации Республики Беларусь подвело итоги развития книгоиздания в стране // Рэспублика. − № 11 (4434). – 19 янв. 2008. – 26 с.
15. Мировой рынок информационных услуг [Электронный ресурс] / Разработчик – Красноярский государственный аграр-ный университет. – Режим доступа: http://www.kgau.ru/istiki/umk/mir/ch01.html.
16. Моисеева, Т.В. Экономические и правовые основы рынка программного обеспечения. Учебное пособие / Т.В. Моисеева, Д.Ю. Полукаров. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008. – С. 224.
17. Мовсесян, А. Современные тенденции становления информационного общества в мировой экономике и России / А. Мовесян. – общество и экономика. – 2001. – №6. – С. 27-35
18. Ничипорович, С.А. Развитие издательско-полиграфического комплекса Беларуси в условиях становления рыночных отношений / С.А. Ничипорович. – Минск: Харвест, 2001. –176 c.
19. Подопругин, С.Д. Рынок информационных продуктов и услуг: сущность, эволюция, специфика. Диссертация, Иркутск, Байкальский государственный университет экономики и права, 2004. – 186 с.
20. Селетков, С.Н. Управление информацией и знаниями компании. Учебник / С.Н. Селетков, Н.В. Днепрская. – Инфра – М, 2014. – 208 с.
21. Семак, Е.А. Глобализация и интернационализация экономики: курс лекций: в 2 ч. Ч.1 / Е.А. Семак. − Минск: Изд-во БГУ, 2004. – 103 c.
22. Хунагова, Д.Р. Предложение подхода к исследованию структуризации рынка информационных услуг/ Д.Р. Хунагова // Вестник АГУ, 2015. – С. 42-58
23. Якушенко, К.В. Современные организационноэкономические тенденции развития мирового издательско-полиграфического комплекса / К.В. Якушенко // Журнал международного права и международных экономических отношений. – 2006. − № 4 (39). – С. 86-91.
24. Яровая, Н. Анализ состояния системы информационной поддержки мар ¬кетинговой деятельности субъектов хозяйствования Республик и Беларусь / Н. Яровая // Маркетинг, реклама, сбыт. 2003. – №7. – С. 52-56 .