ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АГРЕССИВНОЙ РЕКЛАМЫ
1.1 Сущность и виды рекламы
1.2 Речевая агрессия как поиск новых форм в рекламе
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОЙ РЕКЛАМЫ
2.1 Социально-психологические аспекты использования агрессии в рекламе
2.2 Особенности агрессивной рекламы и ее недостатки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Реклама - неотъемлемая часть современного социального медиапространства. Отражая различные, уже сформировавшиеся аксиомы, социальные, культурные, исторические, психологические, этические, эстетические, нравственные и другие аспекты жизни человека, реклама способна влиять на них и формировать у потребителей собственные специфические взгляды и их установки, она важна не только для продажи и продвижения различных товаров и услуг, но и для продвижения и пропаганды идей, принципов или мнений, становится средством в руках «квалифицированных специалистов». С другой стороны, реклама сама по себе является частью культуры и поэтому является предметом исследований в различных дисциплинах (лингвистика, социология, психология, культурология, экономика и т. д.).
Рекламный дискурс является одним из активно развивающихся видов коммуникативного взаимодействия. В настоящее время реклама обеспечивает наиболее быстрый способ воздействия не только с коммерческой целью, не только в пользу политических деятелей, но и в общественных интересах.
Интерес к рекламным текстам основан на сочетании в них вербального и визуального компонентов [12-15], специфике пунктуационного оформления [16], языковой игры [17], прецедентных феноменов [18], гендерных стереотипов [19], а также этических аспектов [20].
Рекламный рынок представляет собой максимально конкурентную среду. Чтобы выделиться в огромном массиве информации, маркетологам неизбежно приходится искать новые формы подачи материалов. Одним из интересных направлений, заслуживающих внимания, является речевая (вербальная) агрессия, которая используется как самостоятельно, так и в визуальном или аудиальном контекстах. В этой связи представляется актуальным рассмотрение речевой агрессии как поиска новых форм создания и функционирования коммерческих рекламных текстов.
Актуальность выбранной темы подтверждается появлением многочисленных работ, касающихся вопросов, связанных с «агрессивной» рекламой, но исследования в основном ведутся в области психологии и социологии рекламы.
Предметом курсовой работы является агрессивная реклама.
Цель работы - представить сущность и особенности агрессивной рекламы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты воздействия агрессивной рекламы;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АГРЕССИВНОЙ РЕКЛАМЫ
1.1 Сущность и виды рекламы
Реклама – важнейший элемент и функция маркетинга. Реклама представляет из себя диалог или другое особое средство коммуникации между производителем и покупателем, с помощью которого продавец выражает свое желание продать продукт, а потребитель – интерес в его приобретении [1, c 19]. Существуют несколько рекламных законов. Предлагаю рассмотреть их:
1. Преодолеть препятствия недоверия к рекламному продукту и сформировать у покупателя знания о продукте.
2. Вызвать у покупателя позитивные эмоции к продукту.
3. Стимулировать сбыт продукта.
4. Обратить благорасположение в предпочтение продукта.
5. Стремиться сделать большинство потребителей своими покупателями на долгое время.
6. Сформировать у возможного потребителя образ продукта, организации, перейти от неизвестности товара или организации к знанию об их существовании.
7. Вызвать у другой доли населения мнение, что они могут в вашем лице видеть надежного партнера.
8. Создать условия для перехода от предпочтения к вступлению в контакт с маркетологом, к покупке, а затем и к повторной покупке.
9. Оказывать покупателю помощь в выборе продукта (услуги, товара), выполнять социальные функции.
10. Всегда помнить, что расходы на рекламную деятельность всегда окупят себя, как правило, через увеличение сбыта, дохода, имиджа и т. д. [2].
Можно привести следующее обобщенное значение рекламы: Реклама – это информация, которая распространяется в любой форме, с помощью любых средств массовой информация о частном или юридическом лице, продуктах, товарах, услугах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначается для круга лиц и должна формировать и поддерживать интерес к этим частному, юридическому лицу, продуктам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать продажи товаров, идей, начинаний [2].
Термин «реклама» происходит от лат. слова «reкlаmаre» – громко кричать, извещать.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОЙ РЕКЛАМЫ
2.1 Социально-психологические аспекты использования агрессии в рекламе
Реклама стала верным спутником нашей жизни в последние десятилетия. Мы видим ее по телевизору, на рекламных щитах, слышим по радио, читаем в газетах и журналах. Сегодня реклама очень изменчива, она становится ярче, выразительнее, эмоциональнее, что достигается за счет широкого использования рекламы. Если раньше рекламодатели ограничивались использованием «сухих» спокойных изображений или большого количества конкретного текста, то сейчас все составляющие рекламы активно наполняются эмоциональным содержанием: цвета становятся ярче, текст размывается, слова все это приводит к активному использованию рекламодателями агрессии, использованию положительных рекламных стимулов.
Сегодня агрессия – прием, наиболее часто встречаемый в рекламной практике, и его использование имеет под собой некоторые объективные основания несмотря на то, что большая часть аудитории вкладывает в термин «агрессия» исключительно отрицательное содержание. Одним из основных спорных вопросов в определении агрессии является большое разнообразие форм ее проявления. Агрессия может проявляться в форме негативных эмоций, мыслей (установок) и определенных действий (агрессивное поведение). Считается, что одним из первых раскрыл содержание данного феномена З. Фрейд, полагавший, что агрессия –это один из инстинктов (деструктивная сила), движущих поведением человека. В последующее время и вплоть до наших дней не прекращались попытки дать исчерпывающее определение агрессии и понять ее смысл. Несмотря на разнообразие, в формулировках и подходах к определению понятия агрессии прослеживается мысль о переплетении в ее содержании как позитивных, так и негативных тенденций, и важности социальной среды в проявлении агрессии.
«Сила» воздействия агрессивной рекламы может быть объяснена с точки зрения некоторых психологических теорий. Согласно концепции российского психолога Л.С. Выготского, человек в искусстве (многие исследователи сегодня проводят параллель между искусством и рекламой, называя общность таких моментов как ориентацию на ценности, способность воздействовать на психику, общность воспитательной функции и др.) ищет возможности эмоционального переживания и рефлексии тех миллионов вариантов развития жизненных ситуаций, которые заложены в его психике, а в реальной жизни никак не востребованы [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реклама – коммерческая пропаганда свойств, продукции и услуг, важных и необходимых потребителю. Рынок рекламы – развитая индустрия, в которой осуществляется деятельность таких участников рекламного процесса: рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопотребителей.
Изучение классификации рекламы позволило установить, что в условиях насыщенности рынка потребительскими товарами и услугами существует множество видов рекламы, каждая из которых способна отвечать за оказание определенного эффекта, как на потенциальных, так и на реальных потребителей вне зависимости от времени, места и территории распространения рекламы.
Особое место в системе маркетинга организаций занимает агрессивная реклама.
Резюмируя вышесказанное, укажем, что в условиях жесткой конкуренции каждый продавец борется за внимание и признание используя даже самые неожиданные методы, способные принести результат, ведь сейчас в условиях информационного шума очень трудно целевую аудиторию чем-то удивить. В некоторых случаях агрессивную рекламу используют как некий жесткий ультиматум, который ставят перед потребителем. Также агрессивная реклама — это активное воздействие на клиентов, при этом оно должно быть гораздо более упорным чем обычная реклама. Еще одно направление использование – жесткая борьба с конкуренцией, направленная на завоевание потребителей любыми способами, далеко не всегда этичными. Безусловно, агрессивная реклама, как и любой другой тип рекламы, обладает определенными преимуществами и недостатками. Учитывая это, можно грамотно спланировать PR-кампанию и сделать так, чтобы маркетинговая стратегия была максимально эффективной.
1. Батра, Р., Майерс, Дж., Аакер, Д. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Дж. Майерс, Д. Аакер / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2013. – 234 с.
2. Долгополова Е. Маркетинг и информация: системно-функциональный анализ // Маркетинг, реклама и сбыт. – №11. – 2014. – С. 4.
3. Берман, Дж., Эванс, Д. Маркетинг / Дж. Берман, Д. Эванс / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 420 с.
4. Архипов В. Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 256 с.
5. Антонов, Л.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы / Л.В. Антонов // Социально-экономические явления и процессы/Л.В. Антонов. – 2012. – № 8. – С. 9-12.
6. Бухаркова, О.В., Горшкова, Е.Г. Управление продажами / О.В. Бухаркова, Е.Г. Горшкова. – СПб: Речь, 2013. – 333 c.
7. Васильев, Г.А. Основы рекламы: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 407 c.
8. Аниськина, Н.В. Языковые особенности и структура текста в радиорекламе / Н.В. Аниськина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2015. – Т. 16. – № 1. – С. 69-73.
9. Веселов, С. Оценка эффективности рекламной деятельности / С. Веселов // Рекламные технологии. – №4. – 2014. – С.6-8.
10. Картер, Г. Эффективная реклама / Г. Картер / Пер. с англ. – М.: Маркетинг, 2014. – 230 с.
11. Валько, А. В. Особенности рекламы на внешнем рынке / А. В. Валько // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2014. – № 1. – С. 81-83.
12. Тельминов Г.Н. Интернет-реклама как вид креолизованного текста // Вестник Нижегор. ун-та им. Лобачевского. 2009. №5. С. 300 – 304
13. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. 240 с
14. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 128 с.
15. Горбачѐва О.Н., Каменева В.А. Типы креолизованных текстов социально-коммерческой интернетрекламы // Вестник Челяб. ун-та. 2014. №10 (339). С. 52 – 55.
16. Зарубина А.А. Пунктуационное оформление рекламного текста: разделительные параграфемы // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2013. №1 (292). С. 46 – 52.
17. Амири Л.П. Феномен языковой игры как средство намеренной вульгаризации рекламного пространства в современной языковой ситуации // Вестник Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2013. №4 (1). С. 377 – 382.
18. Куликова Е.В. Прецедентные феномены в поликодовом рекламном тексте // Вестник Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3 (1). С. 301 – 309.
19. Тупикова А.М., Каменева В.А. Идеологическая деконструкция немецкоязычной рекламы для детей с позиций гендерного стереотипизирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologicheskaya-dekonstruktsiya-nemetskoyazychnoy-reklamy-dlya-detey-spozitsiy-gendernogo-stereotipizirovaniya
20. Савватеева В.В. Реклама лекарственных средств (этические и экономические аспекты) // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. №5. 33 с
21. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. 2-е изд., испр. и доп. М. Флинта: Наука, 2006. 696 с
22. Енина Л.В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М.: Независимый ин-т коммуникативистики, 2002.
23. Кеворков В.В. Слоган. М.: РИП-холдинг, 2006. 166 с.
24. Howe Neil; Strauss William. Generations: The History of America‘s Future, 1584 to 2069. Harper Collins, 1992. 544 p.
25. Смык Ю.В. Социально-психологические аспекты использования агрессии в рекламе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21884550&.
26. Агрессивный маркетинг для решительных и настойчивых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fractus.com.ua/blog/poleznyestati/marketing/agressivnyj-marketing-dlja-reshitelnyh-i-nastojchivyh/.
27. Агрессивный маркетинг: методы и примеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/319571/agressivnyiy-marketing-metodyi-i-primeryi.
28. Бои без правил: стоит ли попробовать агрессивный маркетинг? [Электронный ресурс)]. – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/75474-boi-bez-pravil-stoitli-poprobovat-agressivnyy-marketing.