Введение
1 Теоретические основы обучения диалогической речи
1.1 Диалогическая речь как компонент коммуникативной компетенции
1.2 Лингво-психологическая характеристика диалогической речи
2 Методика использования социальных технологий в обучении диалогической речи
2.1 Игровые приемы обучения диалогической речи
2.2 Комплекс игровых заданий для формирования умений диалогической речи у учащихся старшего этапа обучения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Формирование коммуникативной компетенции — это основная и ведущая в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе. Именно она определяет весь учебный процесс. Диалогическая речь – это одна из форм речевой деятельности.
Развитие диалогической речи в процессе обучения английскому языку является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания и к этому склоняется множество исследователей, что подтверждено в многочисленных трудах, статьях, публикациях. Несмотря на свою сложность, проблема требует разрешения средствами методики преподавания. Это объясняется тем, что требования, которые предъявляются к развитию диалогической речи на современном этапе развития методики, выполняются далеко не всегда.
Одним из наиболее эффективных средств достижения главной цели обучения иностранному языку являются новые технологии, а в частности компьютерные, интерактивные и игровые. Внедрение новых современных технических средств в комбинации с передовыми методами и формами обучения английскому языку позволяют вывести систему образования на новый уровень в соответствии с современными условиями глобализации и информатизации общества, а, следовательно, и образовательной парадигмы.
Следует отметить, что использование новых технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии — только способы обучения, эффективность которых зависит от умения педагога использовать их для достижения педагогических целей.
Эта ситуация привела к тому, что необходимо осуществлять поиск новых методик обучения, с внедрением которых результаты были бы более высокими, а затрата усилий была минимизирована. Таким образом, процесс должен стать посильным, увлекательным и интересным. Из вышесказанного подтверждается актуальность нашего исследования – особое место, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам, требует новых форм и средств обучения.
Цель данной работы – разработка комплекса игровых заданий для обучения диалогической речи на старшем этапе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения диалогической речи, определить содержание обучения диалогу;
2. Рассмотреть лингвистическую и психологическую характеристики диалогической речи;
3. Описать особенности и методику использования игровых методов при обучении диалогической речи;
4. Предложить компплекс игровых упражнений для старших школьников.
Объект исследования – обучение диалогической речи.
1 Теоретические основы обучения диалогической речи
1.1 Диалогическая речь как компонент коммуникативной компетенции
С точки зрения коммуникативного подхода, в процессе обучения иностранному языку необходимо развивать умение общаться на иностранном языке, другими словами, приобретать коммуникативные навыки. Коммуникативная компетенция включает в себя умение использовать все виды речевой деятельности: читать, слушать, говорить и писать на иностранном языке.
Процесс общения на иностранном языке изучается не только как процесс передачи и получения информации, но и как регулирование отношений между партнерами общения, как установление различных видов взаимодействия, как умение оценивать и анализировать коммуникационную ситуацию, субъективно оценивать ее коммуникативный потенциал и принимать необходимые решения.
Коммуникативная компетентность в области иностранных языков – это определенный уровень лингвистических, разговорных и социокультурных знаний, навыков и умений, который позволяет учащемуся общаться в коммуникативной манере, приемлемой и подходящей для того, чтобы варьировать свое речевое поведение в зависимости от коммуникативной ситуации. Коммуникативные навыки иностранного языка необходимы и достаточны для того, чтобы учащиеся могли правильно решать коммуникативные и практические задачи в изучаемых коммуникативных ситуациях и развивать навыки и качества, необходимые для коммуникативного и социокультурного саморазвития.
Коммуникативная компетенция в области иностранного языка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компетенций, которые обсуждаются в далее в работе. Диалогическая речь играет важную роль в овладении учащимися иностранными языками.
Для начала необходимо рассмотреть понятие коммуникативной компетенции и ее составляющие – субкомпетенции: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная.
Речевая компетенция предполагает развитие навыков говорения по четырем основным каналам: говорение, аудирование, чтение и письмо;
Языковая компетенция отвечает за овладение языковыми средствами: фонетикой, орфографией, лексикой и грамматикой. Также, учащийся должен уметь адекватно пользоваться этими средствами в конкретных темах, ситуациях общения.
Социокультурная компетенция предполагает приобщение учащихся к культуре, традициям, обычаям и ментальности другого языка. Также учащийся должен уметь представлять родную культуру в общении с иностранцами и быть способным вести коммуникацию в контексте диалога культур.
Компенсаторная компетенция – компенсация недостающий языковых средств в общении, когда возникает их дефицит.
2 Методика использования социальных технологий в обучении диалогической речи
2.1 Игровые приемы обучения диалогической речи
Целевое направление на развитие навыков общения с носителями языка и умения ориентироваться в повседневных ситуациях требует осознанного овладения основными навыками диалогической речи, которые обусловлены обменом высказываниями собеседников на основе внеязыковой ситуации, а также соответствия естественной коммуникации, т.е. не обучения «общему диалогическому языку», а именно тех видов диалогов, языковых взаимодействий и отдельных высказываний, которые используются в сфере коммуникации. В аспекте повседневного общения развитие диалогических речевых способностей и навыков зависит от выбора языка и стиля общения [21, с.74].
В этой области носитель языка использует разговорный стиль, основными экстралингвистическими особенностями которого являются неофициальное оформление высказываний и их эмоционально выразительная окраска. Языковые реализации обычно неподготовлены, большую роль играют ситуативные, интонационные факторы, жесты, мимика. В процессе обучения иностранному языку в условиях развития навыков и способностей диалогической речи вне языковой среды необходимо учитывать, что основой понимания устной диалогической речи является использование литературного языка, который подвержен изменениям в зависимости от условий неподготовленного речевого акта.
Учащиеся должны овладеть наиболее характерными чертами диалогической речи – взаимодействием коммуникативных и функциональных типов предложений и их интонаций, доминирующими сочетаниями реплик, эллиптичностью диалогических высказываний, лингвистическими средствами общения реплик и формулами языкового этикета по отношению к бытовым ситуациям и выражением определенных семантических категорий.
Одним из наиболее эффективных средств формирования мотивации для общения и обучения говорению на иностранном языке являются нетрадиционные методы обучения. К ним относятся игровые методы обучения.
В методической литературе игры определяются как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в предложенной ситуации. Ролевая игра – это метод обучения, при котором учащийся должен свободно говорить при определенных обстоятельствах, выступая в качестве одного из участников общения на иностранном языке. Важным элементом игры является разрешение проблемной ситуации. Ролевая игра, основанная на решении конкретной задачи, обеспечивает максимальную активацию коммуникативной деятельности учащихся. Нахождение решения проблемы – это естественное общение. Постановка проблемы и необходимость ее решения также способствуют развитию критического мышления учащихся. И, наконец, необходимость тщательного обдумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение спорить и аргументировать, убеждать собеседника.
Заключение
Проведя исследовательскую работу, мы изучили теоретическую литературу по теме, систематизировали ее и провели практическое исследование. Было выявлено, что диалог является особой формой речи, при осуществлении которой участники процесса обмениваются высказываниями, мнениями относительного какого-либо предмета, явления, события. Диалогическая речь является «упрощенной», она обладает лингвистическими параметрами, обусловленными ситуацией ее реализации. Также характерной чертой диалогической речи является использование различных экстралингвистических средств общения.
Рассмотрев психологические характеристики диалогической речи, мы пришли к выводу, что их учет в школьной практике является необходимым условием для успешной реализации обучения диалогической речи. Среди основных психологических характеристик выделяются такие, как мотивированность, адресованность, эмоциональная окрашенность и ситуативная обусловленность.
Также в ходе проведения исследования было выяснено, что обучение в средней школе иноязычной диалогической речи должно строиться в соответствии со спецификой диалогического общения как вида речевой деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что внедрение новых методов обучения в процесс обучения диалогической речи является целесообразным и обоснованным. В то же время стоит учитывать некоторые педагогические принципы, которые должны быть реализованы в процессе обучения с использованием игровых технологий.
В ходе данной исследовательской работы были выполнены поставленные ранее задачи, а именно:
изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по исследуемой проблеме, программа по иностранным языкам и определены цели и задачи обучения говорению на иностранном языке;
рассмотрены характеристики и особенности диалогической речи;
изучены новые технологии, применяемые в процессе обучения диалогическому общению;
рассмотрено применение игровых технологий на уроках английского языка для развития диалогической речи;
разработан комплекс упражнений для уроков английского языка с использованием новых технологий в обучении диалогической речи.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новые технологии развивают активность вербального мышления учащихся и способствуют их желанию общаться на иностранном языке не только в классе, но и после занятий. С использованием новых технологий студенты развивают коммуникабельность, ответственность и самостоятельность.
1. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // ИЯШ. – 2002. – №2. – С.11-15.
2. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. [и др.] – М: Высшая школа, 1982. – 373 с.
3. Скалкин, В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): пособие для учителей / В. Л. Скалкин. – К.:, 1989 – 230 с.
4. Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку/ О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. – Челябинск: 2009. – 116 с.
5. Леонтьева, Т.П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. – Мн.: Вышэйшая школа, 2015. – 239 с.
6. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
7. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
8. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин. – М., 1983. – 163 с.
9. Кон, И. С. Психология ранней юности. – В кн.: Возрастная и педагогическая психология /И.С. Кон. – М., 1979. – С. 146 - 170.
10. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам /А.В. Конышева. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. – 192 с.
11. Леонтьев, А. А. Речь и общение. – В кн.: Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1977. – С. 210 – 228.
12. Ливингстоун, К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам /К. Ливингстоун. –М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.
13. Обучение речевой деятельности. говорение [Электронный ресурс] / Обучающие Сетевые Олимпиады. – РФ, 2014. – Режим доступа: http://oso.rcsz.ru/inf/obucheniere9.htm.
14. Будниченко, Е.П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / Е.П. Будниченко // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 58–60.
15. Перкас, С.В. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи / С.В. Перкас // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 3. – С.21–24.
16. Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку/ О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. – Челябинск: 2009. – 116 с.
17. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1985. – 201 с.
18. Кучерова, Л.М. Некоторые вопросы обучения диалогической речи на страницах зарубежных авторов / Л.М. Кучерова // Иностранные языки в школе. – 1974. – № 2. – С. 94-97.
19. Логинова, Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски / Л.И. Логинова. – М.: Владос, 2003. – 188 с.
20. Ростова, Е. С. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) / Е. С. Ростова, Н. А. Тумакова // Научный журнал «Молодой ученый». – Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2015. – № 10.
21. Ковальчук, М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению. Методическое пособие для преподавателя иностранных языков/ М.А.Ковальчук. – М., Высшая школа, 2008 – 167 с.
22. Jordan, R. Pyramid Discussion / ELT Journal, 1990. – р. 35-38.
23. Ur, P. Discussion that works. Cambridge: CUP, 1983. – р. 43-58.
24. Нигай Л. С. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф.: Уфа, 2013. — с. 138
25. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. - 4-е издание, стереотипное. - Минск, «Вышейшая школа», 1998. - 522 с.
26. Соловьёва, А.К. О некоторых общих вопросах диалога / А.К. Соловьёва // Вопросы языкознания. – 2005. – №6. – С. 104-110.
27. Соколова, Н.К. Обучение диалогической речи / Н.К. Соколова // Иностранные языки в школе. – 2009. – №1. – С. 28-33.
28. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей / М.Л. Вайсбурд – Обнинск: «Титул», 2001.
29. Гаврилова, О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О.В. Гаврилова// Газета «Английский язык». – 2008. – №1.
30. Фрёлих, И. О систематическом развитии диалогической речи при обучении иностранному языку / И.О. Фрёлих// Методика обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования. Сборник научных трудов. – Мн.: 1991. – С. 30 - 33.