Введение
1 Глава. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «экологические представлений детей дошкольного возраста»
1.2. Анализ программных требований по формированию экологических представлений воспитанников в разных возрастных группах
2 Глава. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста
2.2. Методическое обеспечение регламентированной и нерегламентированной деятельности по формированию экологических представлений детей
Заключение
Список литератур
Приложения
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Учреждение дошкольного образования уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача учреждения дошкольного образования в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
1 Глава. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «экологические представлений детей дошкольного возраста»
Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало обратиться к анализу содержания понятия «представление».
Категория «представление» изучается в философии, психологии, педагогике и физиологии. В философии представления обозначены, как «чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств» [3]. В самих представлениях у человека сохраняется то, что он познает на основании практики. Представление является индивидуальным чувственным отражением каждого человека, но по содержанию оно наполнено общественным содержанием, и оно осмысленно им.
Понятие «представление» нашло широкое распространение в психологии. Теоретические основы его формирования исследуются в трудах С.Н. Виноградова, Я.Л. Коломинского, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Ученые объясняют данное понятие как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении».
С педагогических позиций понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания. Оно имеет обобщенный характер, отражающий единичное или целый класс (например, представления об одном отдельном человеке или человеке вообще).
Сущность категории «представление» комментируется как обобщение конкретных знаний в виде описания внешних, наглядных признаков социальных факторов и явлений. Представления изменяются с возрастом человека, расширением его кругозора, интересов, знаний. Их формирование осуществляется постепенно в процессе воспитания и профессиональной подготовки, по мере того, как увеличивается опыт и знания, обеспечивающие их творческую переработку.
2 Глава. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста
В рамках исследования уровня сформированости экологических представлений у детей дошкольного возраста нами была разработана программа диагностики, по выявлению уровня экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в ГУО «Ясли-сад № 84 г. Минска». В исследовании прияли участие 15 детей средней группы.
Анализ учебной программы дошкольного образования показал, что дети в среднем возрасте уже имеют определенный запас умений трудовой деятельности и знакомы с различным оборудованием для природоведческой деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования работа с детьми предполагала:
- наблюдение за детьми в ходе природоведческой деятельности - труда с целью выявления их умения работать в природе;
- вовлечение детей в познавательно-продуктивную деятельность с целью диагностики уровня сформированности экологических представлений.
Для определения уровня сформированности экологических представлений детей мы использовали диагностику уровня экологических знаний, разработанную С.Н. Николаевой и О.А. Соломенниковой, адаптировав её для детей среднего дошкольного возраста.
Мы определяли знания детей по трем предложенным им заданиям - проверялись знания детей о растительном мире, животном мире и о неживой природе.
Задание 1. Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с детьми дошкольного возраста по формированию у них экологических представлений должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности. Мы видим большой потенциал в интеграции труда в природе и формировании экологических представлений, закрепление полученных теоретических знаний на практике поможет не только сформировать трудовые навыки, но и выстроить единую картину мира и воспитать дошкольного образования ребенка нового поколения – с экологическим мышлением.
В экологическое воспитание входят: отношение детей к природе и их экологические знания. В процессе трудовой деятельности у детей воспитывается бережное и заботливое отношение к природе. Развивается эстетическое восприятие природы, умения видеть и понимать ее красоту. У детей расширяются конкретные знания о природе.
1. Аракчаева, Л. К. Методические подходы в экологическом воспитании / Л. К. Аракчаева. – М. : Наука, 2001. – 102 с.
2. Виноградова, Е. Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 9-11.
3. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н. А. Виноградова. – М. : Айрис-Пресс, 2015. – 400 с.
4. Волкова, Н. А. Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера : Учеб. метод. Пособие / Н. А. Волкова, Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева. – Екатеринбург, 2004. – 190 с.
5. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волостникова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 16-20.
6. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 23-27.
7. Ворошилова, В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой : автореф. дис..канд. пед. наук / В. М. Ворошилова. – Екатеринбург, 2002. – 23 с.
8. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
9. Гороховатская, Н. В. Экологическое образование / Н. В. Гороховатская. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 321 с.
10. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 480 с.
11. Зверев, И. Д. Компоненты экологического образования / И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева. – М., 2001. – 256 с.
12. Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории / Р. М. Кадырова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
13. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников [Текст] / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. – 2009. - № 1. – С. 33-37.
14. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей / О. Н. Лазарева. – Екатеринбург, 2004. – 279 с.
15. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 31-35.
16. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2009. – 182 с.
17. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
18. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7.
19. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – Н. Новгород : НГПУ, 2005. – 136 с.
20. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3е изд. – Минск : НИО : Аверсэв, 2019. – 480 с.
21. Хисамова, Л. Х. Экологическое воспитание детей / Л. Х. Хисамова // Дополнительное образование и воспитание. – 2015. – № 4. – С. 11-14.
22. Чепурная, В. А. Ребенок и развитие экологических представлений [Текст] / В. А. Чепурная // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4426–4430.