ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
1.1 Понятие семьи и ее функции
1.2 Развод как проблема в современной семье
1.3 Социально-психологические проблемы современной семьи
Выводы
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследование ролевых ожиданий в молодых семьях
2.3 Статистический анализ данных
2.4 Пути решения социальных проблем современной семьи
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование темы исследования и ее актуальность. Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Его значение определяется тем, что семья является одним из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время находится в глубоком кризисе. На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению числа семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, увеличению возраста первенцев. Эти процессы склоняют к трансформации традиционных взглядов, а не семейных функций и установок, психологической готовности к материнству, репродуктивной мотивации, родительских установок, что приводит к негативным аспектам материнства как одной из важнейших функций женщины.
Современный этап социально-культурного развития влияет также на развитие семейных отношений, особенно молодых семей. В настоящее время трансформация ценностей брака меняет приоритеты в функциях семьи. Если в прошлом веке приоритет в семье отдавался экономической функции и функции деторождения, то сегодня на первый план выходит уже не экономическая и даже не биологическая функция, а социально-психологическая.
Как показывают многочисленные социологические и социально-психологические исследования, нежелание иметь детей обусловлено не материальным положением семьи, а духовно-нравственным кризисом, разрушением традиций отечественной духовно-нравственной культуры. По мнению социологов, усиливается отчуждение подрастающего поколения от семьи.
Сегодня происходит изменение восприятия в системе личностных ценностей. На современном этапе институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой стабильностью этих отношений, снижением рождаемости, увеличением количества разводов, отказом от рождения детей, ростом числа социальных сирот и многим другим. По мнению Т.А. Гурко, проблема рождаемости в основном связана не с социально-экономическими трудностями, которые сопровождают современное общество более десяти лет, а с уменьшением потребности семьи в детях, с изменением репродуктивных отношений.
Современный высокий уровень разводимости в Республике Беларусь является не только свидетельством неблагополучия института брака и кризиса семьи, но выступает демографической угрозой и делает решение данной проблемы одной из приоритетных с позиций демографической без опасности и устойчивого развития государства в целом. Таким образом, специфика современной жизни обусловила трансформационные процессы в современной семье, требующие анализа существующих проблем и нахождения путей их решений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
1.1 Понятие семьи и ее функции
Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [3, с. 146].
Семья – первичная группа, в которой связи строятся на прямых контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивая высокую степень идентификации и слияния ее членов, которая увеличивается и растет не за счет "приема" новых членов извне, а за счет рождения детей (А.И. Захаров) [1, с. 179].
Семья может быть основана на следующих формах: брак как добровольный союз между мужчиной и женщиной; близкие (кровные) родственные связи; усыновление [4, p. 29].
Структура семьи рассматривается как совокупность элементов и отношений между ними. В качестве структурных элементов семьи выделяются брак, отцовство, родство с братьями и сестрами, а также отдельные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные наборы семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и поддерживать свои жизненные функции [15, p. 42].
Одной из категорий семей, имеющих потенциал развития семьи как социального института, является молодая семья. Молодая семья характеризуется процессом адаптации супругов друг к другу, одним из важнейших аспектов которого является возникновение структуры ролей семьи. Интеграция в семью тормозится идеализацией супруга, психологической и материальной зависимостью молодой семьи от родителей, недостаточной психосоциальной зрелостью молодых супругов, недостаточной развитостью их коммуникативной компетентности.
Молодые семьи – это семьи в первые три года после вступления в брак (в случае детей – без ограничения срока брака) при условии, что один из супругов не достиг возраста 30 лет [10, с. 45].
Молодая семья сталкивается с широким кругом проблем, наиболее сложными из которых являются социально-психологические. Данная группа проблем характеризуется конфликтностью, низким уровнем грамотности молодежи относительно вопросов брачно-семейных отношений и т. д.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
2.1 Организация и методы исследования
В результате теоретического анализа проблем современной семьи было установлено, что сегодня особую актуальность приобретают психологические проблемы в молодой семье. Состояние современной семьи как социального института характеризуется снижением репродуктивных установок в молодых семьях, обнаруживается рассогласованность ожиданий партнеров, что зачастую приводит к расторжению брака и разрушению семьи.
Цель эмпирического исследования: выявить ролевые ожидания в браке и ценностные ориентации как факторы формирования психологических проблем в молодой семье.
Методы исследования: тестирование, опрос, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели эмпирического исследования были подобраны следующие методики:
1. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова).
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУ «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». В исследовании приняли участие 20 супружеских пар, не имеющих детей. Стаж брака супружеских пар – до 3 лет.
1. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) [7].
Методика направлена на изучение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно–бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). Кроме того, эта методика позволяет уточнить представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Методика содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7 шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Одной из категорий семей, которые обладают потенциалом для развития семьи как социального института, является молодая семья. Молодая семья характеризуется процессом адаптации супругов друг к другу, одной из важнейших сторон которой является возникновение ролевой структуры семьи. Содержание семьи определяется ее функциями. Семья выполняет хозяйственно-бытовую, репродуктивную, функцию воспитания детей, сексуально-эротическую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки и принятия, восстановительную функцию, функцию социальной регуляции, контроля и опеки.
Развод представляет собой разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, влекущий за собой полную реорганизацию семейной системы. Обесценивание института семьи является одним из наиболее важных социальных последствий развода.
Основными психологическими проблемами современной семьи являются снижение потребности в детях; трансформация ценностных ориентаций; изменение в ролевой структуре семьи. Отмечается тенденция к снижению потребности в детях – желанию и возможности иметь детей. Потребность в детях определяет репродуктивные установки, которые представляет собой определенное психологическое состояние информированности о социальных нормах деторождения, отношения к детям и определенной степени готовности к деторождению при определенном наборе благоприятных ситуаций. Традиционные семейные ценности – супружество, родительство, прочность брака – постепенно теряют в своей значимости, уступая место так называемым альтернативным ценностным ориентациям – профессиональной деятельности, карьерному росту, самостоятельно достигнутому социальному положению, личной и материальной независимости.
Результаты выявления ролевых ожиданий в молодых семьях, не имеющих детей, позволяют выделить наиболее значимые сферы отношений супружеских пар: интимно-сексуальные отношения (100%), личностная идентификация с супругом (70%), эмоциональная поддержка (100%), внешняя привлекательность (65%). Родительско-воспитательная функция имеет низкое значение для молодых семей, что означает низкую потребность в детях. Потребность в детях характеризуется стремлением личности обзавестись тем числом детей, которое в наибольшей мере соответствует ее ценностным ориентациям, установкам поведения и может обеспечить максимальное удовлетворение всех других потребностей. К сожалению, в современной семье наблюдается тенденция к сознательно бездетному браку.
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
2. Антипова, Е.А. Браки и разводы в Беларуси: анализ основных демографических тенденций / Е.А. Антипова, Л.П. Шахотько. – Минск: В.И.З.А. Групп, 2015. – 80 с.
3. Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Просвещение, 1998. – 468 с.
4. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Изд-во БГУ, 2010. – 444 с.
5. Вакушенко, Т.Д. Социальная работа с семьей: методические рекомендации / Т.Д. Вакушенко. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 52 с.
6. Варзиева, Е.В. Проблемы молодой семьи как социальной структуры общества / Е.В. Варзиева // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 54–56.
7. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С.110–116.
8. Головляницина, Е.Б. Роль социально-психологических факторов в репродуктивных намерениях / Е.Б. Головляницина // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. – М.: НИСП, 2007. – С. 136–140.
9. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологические исследования / С.И. Голод – 2011. – № 1. – С. 54.
10. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Академия, 1991. – 410 с.
11. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования / Т.А. Гурко. – 1995. – № 12. – С. 49–54.
12. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
13. Карпова, А.В. Кризис формирование семейных ценностей как отражение современного состояния семейно-брачных отношений / А.В. Карпова // Ученые записки СКАГС. – 2013. – № 3. – С. 206–2012.
14. Ляушева, С.А. Влияние модернизации общества на институт семьи / С.А. Ляушева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2010. – № 2. – С. 1–7.
15. Минухин, С. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д. Иорданского / С. Минухин, Ч. Фишман. – М.: Класс, 1998. – 304 с.
16. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / под редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300 с.
17. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – Воронеж: Модэк, 1999. – 394 с.
18. Неудачина, И.Г. Трансформация ценностей современной семьи / И.Г. Неудачина // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 37–41.
19. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
20. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
21. Петрова, И.В. Репродуктивное поведение семьи: методологические исследования / И.В. Петрова // Вестник Забайкальского гос. ун-та. – 2011. – № 12. – С. 144–148.
22. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. – М., 2000. – Т.1. – С. 25–29.
23. Сафина, Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.Х. Сафина, 2004. – 146 с.
24. Скрицкая, Т.В. Ценностные ориентации в период беременности / Т.В. Скрицкая: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Скрицкая. – Новосибирск: НГПУ, 2002. – 162 с.
25. Тарасова, Е.О. Проблемы развода в современной семье / Е.О. Тарасова // Власть. – 2015. – № 1. – С. 141–145.
26. Технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
27. Тронина, Л.Н. Этико-психологические проблемы современного материнства: автореф. дис. …канд. филос. наук: 09.00.05 / Л.Н. Тронина. – Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2010. – 21 с.
28. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М. : Владос, 2006. – 287 с.
29. Цыцанова, Т.Е. Демография: учебное пособие / Т.Е. Цыцарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 100 с.
30. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.