ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие и сущность связной речи
1.2 Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте
1.3 Роль моделирования в развитии связной речи старших дошкольников
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации по применению моделирования для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразными формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы.
Связная речь у детей может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствия речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У детей с общим недоразвитием речи отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний дети с общим недоразвитием речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие и сущность связной речи
Из анализа литературных источников, следует, что понятие «связная речь» относится как монологической, так и к диалогической форме речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов считают, что диалогическая форма речи - первая по происхождению форма речи, в которой участвуют два или более собеседника. Диалогическая речь отличается от монологической речи тем, что несёт непосредственно эмоциональный контакт, воздействуя на собеседника интонацией, тембром голоса, а также мимикой и жестами. Данные авторы, делают акцент на необходимости работы над развитием монологической речи [18; 21; 7].
По мнению, Л.С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это единство мыслей. В связной речи дошкольника видна логика мышления, а так же умение ребёнка понять воспринимаемую информацию и правильно изложить её. Потому, как ребёнок выстраивает свою мысль, можно сказать об его уровне развития речи. В свое работе «Мышление и речь» Л.С. Выготский писал: «От мотива, порождающего какую либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, а затем - в значениях внешних слов, и наконец, в словах» [5].
Монологическая речь, безусловно, имеет сложное строение, потому что в монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Для монолога характерны: литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим [2].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и методы исследования
В практической части нашего исследования приняли участие дети с ОНР.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности связной речи детей с ОНР.
В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет (5 мальчиков и 5 девочек).
Согласно логопедической и медицинской документации, все дети с ОНР имеют нормальный интеллект, полноценный слух.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики:
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
2. Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, которая состоит из двух заданий:
1) составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок;
2) пересказ прослушанного текста.
Рассмотрим подробнее сущность вышеуказанных методик.
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
В целях исследования связной речи у детей можно использовать задания, которые включают пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Детям предлагается следующее задание:
Пересказ русской народной сказки «Морозко».
Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.
Инструкция: Послушайте сказку внимательно, потом вы будете рассказывать ее сами.
Оценка связной речи проводится по следующим критериям:
4 балла – Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы языка (с учетом возраста детей).
3 балла – Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Умение связно говорить, возможно, только в процессе целенаправленной работы. Для этой работы создаются необходимые педагогические условия для развития связной речи, например развивающая среда в детском саду. Различные виды непосредственно речевой деятельности помогают решить данную задачу. Речевые виды деятельности дошкольников:
1. Составление описательных рассказов о явлениях природы или предметов, объектов;
2. Создание разнообразных творческих текстов;
3. Пересказ произведений, а также составление рассказов по серии сюжетных картин.
У детей 5-6 лет развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети способны точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления детей накапливается довольно большой словарный запас.
Одним из средств развития связной речи старших дошкольников является моделирование, которое является помощником в планировании высказывания. Модель выполняет функцию схемы ориентировочной основы действия; функцию внешней опоры; выступает как заместитель объекта изучения. Моделирование может быть предметным, предметно-схематическим и графическим в зависимости от используемой модели. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
1. Акишина, А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавани. – М., 2016. – 152 с.
2. Алексеева, М. М. взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова. - М. : «Академия», 2003. - С. 27-43.
3. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / М. Бородич. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
6. Галкина, И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников / И.А. Галкина, Е.А. Теплых // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3 (16). – С. 211-213.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - изд. 2-е. - М. : Просвещение, 2004. - 345 с.
8. Евтушенко, Ж.В. Использование приемов мнемотехники и моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста / Ж.В. Евтушенко // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3. – С. 56-58.
9. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста / Н.В Елкина. – М.: Просвещение, 2008. – 107 с.
10. Жигачева, Н.А. Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования / Н.А. Жигачева //Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов. – М., 2017. – С. 155-157.
11. Зотова, И.В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, А.О. Сергиенкова // European Research. – 2017. – № 6 (19). – С. 62-65.
12. Карнаухова, Я.Б. формирование связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР с использованием метода изографического моделирования / Я.Б. Карнаухова, Л.С. Пилипчук // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-5. – С. 94-104.
13. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбов. универ. – 2016. – № 10. – С. 65-65.
14. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т. А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6 - 7 лет: сб. науч. трудов. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
15. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М. : Академия, 1997. - 256 с.
16. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - С. 358-369.
17. Лихачева, С.Н. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников / С.Н Лихачева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенез: материалы всерос. научно-практ. конференции. – М., 2014. – С. 280-285.
18. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
19. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов- дефектологов. / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
20. Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. 2006. № 8. - С.64-68.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2007. - 713с.
22. Сидорчук, Т. А.Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова. - Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2006. - 44 с.].
23. Сохин, Ф. А. Осознание речи дошкольниками / Ф. А. Сохин. // Подготовка детей к школе в детском саду. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.
24. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 224 с.
25. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М Струнина. - М. : Владос, 2004. - 287 с.
26. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М. : Мозаика-Синтез, 2001. - 237 с.
27. Ушинский, К. Д. Психологические и логические основы обучения / К. Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1954. - т. 2. - 483 с.
28. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.