ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Природа лидерства и основные ее концепции
1.2 Стили лидерства, их анализ и система оценок
1.3 Зарубежный опыт лидерства
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общественное развитие демонстрирует, что деятельность хозяйствующих субъектов зависит не только от умелого, но и от грамотного руководства. В качестве ключевой составляющей любого хозяйствующего субъекта является кадровое управление. Управление кадрами формирует среду благоприятного порядка, в котором возможно реализовать трудовой потенциал, развить способности, а люди получают удовлетворение от выполненной работы. Следует отметить, что при использовании определенных методов управления, определенным образом, необходимо сочетать содержание, направленность и формы организационного порядка.
Те организации, которые достигают определенного прогресса, отличны тем, что в них имеется грамотное и эффективное руководство. Вопросы организации эффективного руководства вызывали с давних времен вопросы у общества (примерно со времен Ф. Тейлора).
За определенное время было проведение множество исследований с целью понимания всей природы лидерства. На рубеже 1970–1980 гг. произошли явления застойного характера, которые происходили в обществе и связаны с серьезными изъянами в процессе управления, прежде всего, при осуществлении процесса кадровой работы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Природа лидерства и основные ее концепции
Понятие «лидерство» имеет более десятка определений. Дадим самые популярные и самые распространенные из них.
Итак, Майкл Мескон определяет лидерство как средство, с помощью которого лидер влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Франклин Хедоури пишет в своей книге «Основы управления», что «лидерство – это способность влиять на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации». По словам Кита Кинана, лидерство – это способность руководить людьми. [5, с. 85]
Известно, что на сегодняшний день проведено более десяти тысяч различных исследований по вопросам лидерства. Все подходы (концепции) к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.
Традиционный подход к лидерству является самым ранним и основан на двух теориях: теории лидерских качеств и концепциях лидерского поведения.
В рамках этой теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от массы. Исследователи полагали, что лидеры обладали каким–то уникальным набором довольно стабильных и не зависящих от времени качеств, которые отличали их от не–лидеров. Этот подход основывался на том, что лидеры рождаются, а не становятся. Наиболее известными в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уоррена Бенниса и Эдвина Гизелли.
В 1948 году Ральф Стогдилл попытался обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Он обнаружил, что лидеров обычно отличают интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, участие в жизни общества и социально–экономический статус. При этом он отметил, что в разных ситуациях менеджеры оказываются по–разному. Затем он сделал вывод: «человек не становится лидером только потому, что у него есть определенный набор личных качеств» [6, с. 346].
Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
Лидерство – это способность влиять на отдельных лиц и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерство играет важную роль и имеет первостепенное значение в повышении эффективности системы управления, сформированной в организации.
Обзор поведенческих подходов к лидерству позволил нам выделить следующие концепции: исследования в Мичиганском университете; исследования в университете штата Огайо; три стиля руководства; сетка управления (Блейк и Мутон); концепция вознаграждения и наказания; заменяет лидерство. Анализ базовых моделей ситуационного лидерства позволил установить действие четырех основных: модель ситуационного лидерства Фидлера, модель ситуационного лидерства Серсея и Бланшара, модель траектории Хауса и модель Врума – Йеттона – Яго.
Существуют разные точки зрения ученых на выделение стилей лидерства в организации. Дуглас Мак Грегор разработал теорию лидерства, выделив лидеров двух типов: «X», «Y». Согласно классификации Курта Левина, стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным. Следует отметить, что все стили лидерства имеют свои сильные и слабые стороны и практически не встречаются в «чистом виде».
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методики исследования
Цель: выявить уровень развития лидерских качеств у сотрудников организации.
Эмпирическое исследование проводилось на базе
В эксперименте приняли участие 15 сотрудников в возрасте 30 – 35 лет.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Назначение методики: оценка способности быть лидером. Опросник включает 50 высказываний, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Сумма баллов за ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику. Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо (низкий уровень развития лидерских способностей). Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне (средний уровень развития лидерских способностей). Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно (высокий уровень развития лидерских способностей). Если сумма баллов более 40, то человек как лидер склонен к диктату (очень уровень развития лидерских способностей).
2. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС), авторы – В.В. Синявский, В.А. Федоришин (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Назначение методики: изучение особенностей общения и умения быть организатором. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». В результате проведения методики можно выявить очень низкий, низкий, средний, высокий и высший уровни развития коммуникативных и организаторских способностей. Способность индивида быть лидером во многом зависит от степени развития организаторских и коммуникативных качеств.
Процедура исследования: диагностика лидерских качеств у сотрудников осуществлялась в групповой форме. Испытуемым предлагалось заполнить опросники методик в письменном виде.
Выводы по второй главе
С целью выявить уровень развития лидерских качеств у сотрудников организации было проведено эмпирическое исследование. В эксперименте приняли участие 15 сотрудников в возрасте 30 – 35 лет.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
- Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
- Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС), авторы – В.В. Синявский, В.А. Федоришин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерство – это способность влиять на отдельных лиц и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидерство играет важную роль и имеет первостепенное значение в повышении эффективности системы управления, сформированной в организации.
Обзор поведенческих подходов к лидерству позволил нам выделить следующие концепции: исследования в Мичиганском университете; исследования в университете штата Огайо; три стиля руководства; сетка управления (Блейк и Мутон); концепция вознаграждения и наказания; заменяет лидерство. Анализ базовых моделей ситуационного лидерства позволил установить действие четырех основных: модель ситуационного лидерства Фидлера, модель ситуационного лидерства Серсея и Бланшара, модель траектории Хауса и модель Врума – Йеттона – Яго.
Существуют разные точки зрения ученых на выделение стилей лидерства в организации. Дуглас Мак Грегор разработал теорию лидерства, выделив лидеров двух типов: «X», «Y». Согласно классификации Курта Левина, стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным. Следует отметить, что все стили лидерства имеют свои сильные и слабые стороны и практически не встречаются в «чистом виде».
Основные качества, необходимые для лидера: сильное желание ответственности и завершения дела; энергия и настойчивость в достижении целей, рискованность и оригинальность в решении проблем; инициатива; конфиденциальность; умение влиять на поведение окружающих, структурировать общественные отношения; желание взять на себя все последствия действий и решений; способность противостоять разочарования и распада групп.
С целью выявить уровень развития лидерских качеств у сотрудников организации было проведено эмпирическое исследование. В эксперименте приняли участие 15 сотрудников в возрасте 30 – 35 лет.
1 Акулич, В. В. Аудит персонала организации / В. В. Акулич // Планово–экономический отдел. – 2015. – № 7. – С. 51–60.
2 Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для СПО / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 422 с.
3 Бабосов, Е. М. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
4 Беляцкий, Н. П. Управление персоналом: учеб. / Н. П. Беляцкий. – Минск: Соврем. шк., 2014. – 448 с.
5 Брасс, А. А. Дисциплина в организации: установка и поддержание правил / А. А. Брасс // Кадровик. Управление персоналом. – 2013. – № 15. – С. 48–53.
6 Брасс, А. А. Управление организацией: учеб. пособие для вузов / А. А. Брасс. – Минск: Амалфея, 2014. – 346 с.
7 Быков, В. В. Менеджмент: в 3 ч. Ч. 1. Основы менеджмента: учебно–методическое пособие / В. В. Быков, О. М. Недюхина, О. А. Пашкевич. – Горки: БГСХА, 2017. – 170 с.
8 Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА–М, 2017. –256 с.
9 Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5–е изд., стер. – М.: Магистр, 2014. – 576 с.
10 Гайдук, Ю.Н. Азбука эффективного управления: настольная книга руководителя / Ю.Н. Гайдук. – Минск: Амалфея, 2011. – 140 с.
11 Горфинкель, В. Я. Современный менеджмент: учеб. / М. М. Максимцов, В. Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 299 с.
12 Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г.А. Мамед–Заде, Т.А. Роткина. 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011. – 230 с.
13 Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА–М., 2016. – 572 с.
14 Климович, Л. К. Менеджмент: курс лекций / Л.К. Климович. – Гомель: УО «Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации», 2008. – 284 с.
15 Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов / В. И. Кнорринг. – М.: Норма, 2001. – 528 с.
16 Коновалова, В. Г. Управление персоналом организаций / В. Г. Коновалова, Е. А. Митрофанова // Маркетинг. – 2014. – № 1. – С. 108–126.
17 Магура, М. И. Оценка работы персонала: пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб / М.И. Магура. – М.: ЗАО «Бизнес–школа», 2015. – 144 с.
18 Низамова, Д.Р. Социально–психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления / Д.Р. Низамова //Вопросы инновационной экономики. – 2016. –№ 4. – С. 13–19.
19 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 57–З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
20 Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 12.12.2011 № 1672 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
21 Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения: постановление Министерства труда Респ. Беларусь от 11 июл. 2011 г. № 67 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
22 Овсейко, С. В. Локальные нормативные правовые акты организации / С.В. Овсейко // Юридический мир. –2016. – № 11. – С. 54–57.
23 Петрович, М. В. Управление организацией: учебник / М. В. Петрович. – Минск: БНТУ, 2017. – 479 с.
24 Петрович, М. В. Эффективность управленческого труда: методология оценки / М. В. Петрович // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 3. –С. 56–63.
25 Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.12.2015 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
26 Экономика и управление на предприятии: учеб. для бакалавров / А. П. Агарков и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 400 с.