Введение
1 Теоретические аспекты качественных методов сбора данных
1.1 Общая характеристика качественных методов сбора данных
1.2 Метод «фокус-группа»
1.3 Метод «глубинное интервью»
2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Методы исследования
3 Анализ внешней среды Бобруйского торгового центра «Корона» при помощи качественных методов сбора данных
3.1 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ТЦ «Корона»
3.2 Исследование предпочтений потребителей относительно торговых организаций посредством применения качественных методов сбора данных
3.3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ТЦ «Корона»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговые исследования — это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и информации, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой столкнулось предприятие. Маркетинговое исследование также можно определить как систематический сбор, запись и анализ данных о проблемах маркетинга и маркетинга с целью повышения качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде.
Актуальность темы курсовой работы связана с необходимостью изучения подходов и методов проведения маркетинговых исследований для решения проблемы адаптации деятельности предприятий к рыночным условиям.
Качественные методы позволяют более гибко анализировать причинно-следственные связи с более подробным объяснением изучаемых факторов. Здесь результаты редко выражаются в цифрах, и нет никакого способа провести статистический анализ данных.
Предметом курсовой работы являются качественные методы сбора данных в торговой деятельности. Объектом – Бобруйский торговый центр «Корона».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ СБОРА ДАННЫХ
1.1 Общая характеристика качественных методов сбора данных
Этот тип исследований не получил своего названия из-за того, что все другие исследования дают результаты низкого качества. Качественное исследование основано на принципах, отличных от количественного исследования. Качественное исследование направлено на получение глубокой потребительской мотивации, подробной информации о предмете исследования. Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они не сосредоточены на статистических измерениях, но полагаются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных; они являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Целью качественных методов исследования является получение поисковых данных, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для объяснения и интерпретации понятий используются не слова, а слова. Данные, полученные качественными методами, не подлежат количественному анализу. Проще говоря, они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопросы «что», «как» и «почему». Этот тип исследования не дает оснований утверждать, что «так думают 25% наших потребителей», но качественные методы очень хорошо помогают в ситуациях, когда необходимо получить информацию по малоизученной проблеме, когда неясно, что именно нужно спросить у респондента.
В качественном исследовании широко используются проективные и стимулирующие методы, которые помогают исследователю выявлять мотивы, установки, взгляды, предпочтения, ценности и степень удовлетворенности респондентов продуктами или брендами. Проективные приемы помогают преодолеть трудности общения, а также раскрывают скрытые мотивы, неявные установки и т. д.
Большинство методов качественного исследования основаны на применении подходов, разработанных психологами, поэтому использование этих методов ограничено, поскольку сбор данных должен осуществляться высококвалифицированным специалистом в области маркетинга в сотрудничестве с профессиональным психологом.
Качественные исследования используются для сбора информации о склонностях, мотивациях, ценностях и потребительских настроениях. Качественные методы обеспечивают более глубокое понимание процессов, происходящих в сознании потребителя, помогают выявить закономерности и привычки потребления, позволяют определить причину той или иной реакции на продукт, упаковку или рекламные материалы.
2 ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Характеристика объекта исследования
Матрица «Контрольные вопросы—задачи исследования» представлена в приложении А.
Общество с ограниченной ответственностью «Табак-Инвест» (ООО «Табак-Инвест») было основано в 1998 г., зарегистрировано по адресу: г. Минск, ул. Гусовского, 22. УНП: 101333138. Первый торговый центр «Корона» был открыт 15 августа 2006 года в Минске по улице Кальварийская, 24. В двухэтажном здании разместились гипермаркет, магазин бытовой техники, галерея бутиков модной одежды, кафе и ресторан. Жители столицы по достоинству оценили масштабы торгового объекта, огромный выбор товаров и услуг, качественный сервис, и «Корона» довольно быстро получила народное признание.
Вскоре торговые центры появились и в регионах: в 2009 г. в Бресте, в 2010 г. в Бобруйске, в 2011 г. в Витебске. Важно отметить, что бизнес-стратегия предприятия предполагает организацию в регионах такого же высокого уровня обслуживания, как и в столице.
12 декабря 2012 г. в Минске начал работу четырехэтажный торговый центр «Замок». Общая площадь ТЦ составляет 94 000 м². На четырех этажах расположилось все, что нужно для отличного времяпрепровождения, включая кафе, рестораны, ледовый каток, кинотеатр и многое другое. «Замок» – это совершенно новый уровень шопинга для белорусов, созданный с учетом европейских стандартов.
8 августа 2013 г. открылся еще один ТЦ «Корона» в г. Минске по адресу пр-т Независимости, 154. Следом за ним в 2014 г. свою работу начали торговый центр в Борисове (ул. III Интернационала, 5), Солигорске (ул. Константина Заслонова, 29) и Гродно (пр-т Я. Купалы, 16а-1). В 2015 г. ООО «Табак-инвест» открыл еще 2 торговых центра «Корона»: один — в г. Минске (ул. Корженевского, 26), другой — в г. Барановичи (пр-т Советский, 2-1).
3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ БОБРУЙСКОГО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «КОРОНА» ПРИ ПОМОЩИ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ СБОРА ДАННЫХ
3.1 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ТЦ «Корона»
Главной целью деятельности предприятия является:
– получение доходов;
– обновлении материально-технической базы торговли;
– получение прибыли;
– реализация на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов.
Основными направлениями стратегической деятельности предприятия являются: рост объемов оптовой торговли; рост объемов розничного товарооборота, обновление торгового – технологического оборудования магазинов с целью обновления и расширения ассортимента, повышения качества обслуживания населения; рост производительности труда; рост эффективности использования экономического потенциала предприятия: трудовых и материальных ресурсов; развитие материально-технической базы отрасли, проведение ремонта и реконструкции торговых объектов, реализация организационных мероприятий по развитию отрасли; модернизация программного обеспечения бухгалтерского и статистического учета, что позволит повысить качество принимаемых управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качественные исследования нацелены на получение глубинной мотивации потребителя, развернутой информации о предмете исследования. Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задача методов качественных исследований - получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений.
Методом фокус-групп называют неформализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Элементы обычного индивидуального интервью, то есть, взаимодействия “интервьюер - респондент”, сочетаются в этом методе с взаимодействиями “респондент - респондент”. Иными словами, это - исследовательская техника сбора данных посредством группового обсуждения темы, заданной исследователем. Фокус-группа - заранее спланированная дискуссия.
Глубинное интервью представляет собой не что иное, как личную беседу между интервьюером и респондентом с целью получения всех необходимых ответов на поставленные вопросы.
Общество с ограниченной ответственностью «Табак-Инвест» (ООО «Табак-Инвест») было основано в 1998 г., зарегистрировано по адресу: г. Минск, ул. Гусовского, 22. УНП: 101333138. Первый торговый центр «Корона» был открыт 15 августа 2006 года в Минске по улице Кальварийская, 24. В двухэтажном здании разместились гипермаркет, магазин бытовой техники, галерея бутиков модной одежды, кафе и ресторан.
1. Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д., Розова Н.К., Тэор Т.Р. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: 2012. – 448 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
3. Васильев Г.А., Поляков В.А. Рекламный маркетинг: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 276 с.
4. Газарян А.Е. Топология рыночных отношений и место маркетинга в системе управления предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - № 6. – 156 с.
5. Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - № 4. – 142 с.
6. Коротков А. Методы прогнозирования в маркетинговых исследованиях// Маркетинг. – 2011. - № 2. – 122 с.
7. Маркетинговые исследования: Практикум, УМО. - М.: Дашков и К, 2011. - 216 с.
8. Маркетинг; Под ред. проф. И.М. Синяевой. - М: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011. – 384 с.
9. Маркетинг: Учебное пособие. Для бакалавров; Рец.: Е.К. Фещенко, А.Н. Висленев, В.М. Макаров, А.И. Сурыгин. - СПб.: Питер, 2011. – 192 с.
10. Основы маркетинга; Под ред. проф. Д.М. Дайитбегова, проф. И.М. Синяевой. - М: Вузовский учебник, 2011. - 365с.
11. Основы маркетинга. - М: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011. – 139 с.
12. Прозоровский С. Международные маркетинговые исследования// Маркетинг. – 2012. - № 5. – 94 с.
13. Стеценко Ю.В. Маркетинговые исследования компании GfK Group// Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - № 5. – 102 с.
14. Черчилль Г.А., Браун Т.Д. Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2010. – 704 с.
15. Шувладзе Г.Ш., Кирвалидзе Н.О. О сущности и функциях маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. - № 4. – 138 с.