ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объёмах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчёта. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ
В рыночной экономике торговля является наиболее распространённой сферой предпринимательской деятельности и сферой применения труда. Назначение торговли заключается в том, что она обеспечивает доведение потребительских товаров и услуг от производителя к потребителю посредством купли-продажи.
Торговля – форма экономической связи между производством и потреблением, осуществляемая непосредственно рынком.
Торговля продовольственными товарами, так же как и товарами широкого потребления, имеет ряд особенностей, которые определяются большой неоднородностью качественных характеристик, сезонностью производства и потребления, ограниченностью сроков хранения, наличием и необходимостью оптовой и разветвлённой розничной сети.
Под влиянием возрастающей конкуренции количество торговых фирм, осуществляющих прямые закупки и продажи продовольственных товаров, постоянно сокращается, уступая место многотоварным транснациональным корпорациям, обслуживающим товарооборот благодаря межфилиальным поставкам и с использованием товарных бирж.
Большое влияние на торговлю продовольственными товарами (сахар, спирт, зерновые и бобовые, рыба, картофель, кофе в зернах, чай, масло) оказывают меры государственного воздействия: тарифные и нетарифные ограничения, установление монополии внешней торговли, создание государственных закупочных компаний, объявление торгов на долгосрочные поставки, заключение межправительственных соглашений, субсидирование, страхование и другие меры поощрения экспорта продовольственных товаров.
Меры государственного вмешательства существенно влияют на все аспекты коммерческой деятельности: конкуренцию, выбор поставщиков, организацию схем финансирования с учётом стимулирующих мер, определение подтверждение особенностей качественных характеристик товара, проведение страхования (хеджирование) товарных запасов от неблагоприятного изменения цен, обеспечение специальными транспортными средствами, организацию хранения, сортировки, расфасовки, упаковки.
Оптовая торговля выступает основным звеном реализации продовольственных товаров. Поэтому организационно-правовая основа партнёрских отношений включает заключение экспортных или импортных контрактов; одновременное хеджирование (страхование) сделки от риска
2 ЧАСТЬ АНАЛИТИЧЕСКАЯ
2.1 Характеристика торгового объекта
ОАО «ЦУМ Минск» – в настоящее время крупнейший торговый центр Республики. Универмаг расположен в центральной части города Минска.
Открыт 5 ноября 1964 года с общей численностью 670 человек. Общая площадь составляла 14,2 тыс.кв. м, в том числе торговая 4,8 тыс.кв.м и складская – 4,6 тыс.кв. м.
В 1990 году начались работы по реконструкции предприятия, которые велись в сложнейших экономических и организационных условиях без остановки торгового процесса. В 1997 году реконструкция завершилась, построено практически новое пятиэтажное здание, которое вписалось в архитектурный ансамбль города. После реконструкции общая площадь предприятия составила 30307 кв. м, в том числе торговой 10090 кв.м.
Учредителями ОАО «ЦУМ Минск» являются: государство и члены трудового коллектива, доли которых распределены следующим образом: 58,52% – доля государства, 41,48% – коллектива работников.
Торговый процесс в основном здании универмага осуществляется в шести товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на пяти этажах. Каждый этаж выдержан в определенной цветовой гамме. Кроме того, отдельно расположены два магазина: «Комаровский» и «Товары для женщин».
В настоящее время структура торгового процесса в универмаге выглядит следующим образом. На 4-х этажах торговых залов размещены следующие товарные отделы:
– отдел № 1 «Хозтовары» объединяет 5 торговых секций, 5 складов;
– отдел № 2 «Обувно–галантерейные товары» – 8 торговых секций, 5 складов;
– отдел № 3 «Швейно–трикотажные товары» – 9 торговых секций, 4 склада;
– отдел № 4 «Товары для дома» – 6 торговых секций, 5 складов;
– отдел № 5 «Промтовары» – 5 секций;
– отдел № 6 «Товары для женщин» – 5 секций;
– отдел № 7 «Культтовары» – 5 торговых секций, 5 складов;
– отдел № 8 «Продовольственные товары» – 2 торговые секции, кафе «Олимп», 4 склада.
С целью создания дополнительных удобств покупателям, а также улучшения условий труда и отдыха работников построены и введены в
3 ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ
3.1 Совершенствование организации розничной торговли
Для повышения уровня обслуживания и качества розничной торговли продовольственными товарами рекомендуется проводить на данном торговом объекте следующие мероприятия:
1) совершенствовать товароснабжение торгового объекта и повышать эффективность использования товарных ресурсов: с этой целью коммерческой службе торгового объекта производить закупки товаров непосредственно у производителей (сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.)
2) добиваться роста эффективности труда торговых работников: с этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объёме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам.
3) улучшить пользование материально-технической базы предприятия: с этой целью вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок. Экономической службе торгового объекта разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов: это позволит руководству и службам торгового объекта оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.
4) совершенствовать систему материального стимулирования труда работников отдела (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.);
Для улучшения розничного товарооборота предлагаются следующие мероприятия:
1. Мероприятие по расширению ассортимента (например, для летнего периода необходим большой ассортимент мороженого и прохладительных напитков и т.д.). В результате внедрения данного мероприятия произойдёт прирост клиентов, соответственно увеличится товарооборот и как следствие прибыль отдела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народнохозяйственная проблема доведения товаров от производства до населения, формирование спроса на них с учетом социально – демографических особенностей отдельных групп потребителей, воспитание рациональных потребностей людей требуют совершенствования организации и технологии розничной торговли в магазине. Особенно остро эта проблема ощущается в условиях рыночной экономики, конкурентной среды, постоянного обновления ассортимента товаров, появление автоматизированного оборудования и внедрения в торговлю принципов мерчандайзинга.
На сегодняшний день розничные торговые предприятия не смогут завоевать прочное положение на рынке без совершенствования процесса организации и технологии розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров.
Именно от того, на сколько квалифицированно будет организован торгово – технологический процесс торговли товарами в магазинах, будет в конечном счёте определяться удовлетворённость разносторонних потребностей людей.
Организация продажи товаров в отделе сложный процесс, требующий от руководства принятия решений по ряду вопросов: о внутренней планировке торгового зала, о размещении отделов в магазине, о качестве обслуживания покупателей, о продвижении товаров, об улучшении покупательского спроса и т.д.
Все решения, принимаемые по организации торговли должны обеспечивать максимальные удобства для покупателей и персонала магазина, а также способствовать более полному удовлетворению потребностей потребителей.
Процесс розничной торговли продовольственных товаров в отделе включает в себя комплекс мероприятий по их приёмке, хранению, выкладке и продажи потребителям. Работники розничных торговых предприятий должны учитывать особенности товаров при осуществлении торговли ими. С этой целью технологический процесс торговли в магазине должен быть подчинён соблюдению основных нормативно – законодательных актов и применению современных знаний по мерчандайзингу.
Проанализировав деятельность продовольственного отдела можно сделать вывод что организация розничной торговли продовольственных товаров в ОАО «ЦУМ МИНСК» осуществляется под постоянным контролем со стороны руководства На сегодняшний день в отделе сформирована структура управления, которая позволяет осуществлять закупку товаров у поставщиков и формировать ассортимент товаров.
1 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №347-З // ЭБДПИ. - 2/1096; НРПА. - 2004. - №193.
2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента РБ от 11 апреля 2011 г. №136
3.О национальной программе развития экспорта РБ на 2011-2015 годы: Постановление Совета Министров РБ от 23 мая 2011 г. №656
4. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 479 с.
8. Технология торговли / С.А. Каплина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 441 с.
6. Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Мн.: Выш. шк., 2008. - 542 с.
7. Мировая экономика под ред..И.П. Николаевой, 3 издание-Москва, 2006 г.-510 с.
8. Дейян А. В и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. -М: Прогресс, 1998
9. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. Ростов на Дону, Феникс, 2002
10. Николаев Г. А., Шур Д.Л. Оптовая торговля. М.: Приор, 1998
11. Панкратов Ф.Г. Практикум по курсу «Организация, технология и проектирование торговых предприятий» - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002
12 Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности (в вопросах и ответах): Учебное, пособие. М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2001
13 Щур Д.Л. Основы торговли. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005
14 Закон РБ от 8 января 2014 года № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»