ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования общения
1.2 Понятие стиля педагогического общения
1.3 Развитие речи дошкольников в онтогенезе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста
2.2 Изучение стиля общения педагога с детьми
2.3 Методические рекомендации по оптимизации влияния стиля общения педагога с детьми на развитие речи дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Общение играет огромную роль в развитии личности, становлении культурного поведения. Умение эффективно общаться с другими людьми является неотъемлемой частью успешности в различных видах деятельности. Отношения с другими людьми играет важную роль в развитии личности ребенка. Первый опыт межличностных отношений во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим, к окружающей действительности в целом.
Дошкольный возраст уникален наличием опыта произвольного общения, его значимостью для ребенка. Межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для детей дошкольного возраста. От того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности. Неудовлетворенность в общении с другими детьми оказывает влияние на все сферы жизни дошкольника: от поведения до успеваемости.
При недостаточном внимании педагога к проблемам общения воспитанников отмечаются негативные проявления общения в группе – агрессия при взаимодействии, изолированность отдельных воспитанников и пр. В случаях неблагоприятного социального положения дошкольника в группе сверстников требуется вмешательство других специалистов – социального педагога, педагога-психолога.
Функция речи является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи развиваются высшие ментальные формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Владение речью способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе.
Проблемы развития речи изучались в разное время авторами, такими как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие развитие речи, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результатов исследований показывает, что число детей с нарушениями речи увеличивается с каждым годом, а сами расстройства речи принимают все более сложные формы. Довольно часто дефект речи взаимосвязан с несколькими нарушениями соматического и нейропсихического здоровья. Таким образом, вопрос о нормальном развитии речи детей и профилактике речевых расстройств имеет большое социальное значение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Теоретический анализ литературы по проблеме формирования общения
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложились два несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегию общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.) [1, с. 116]. Отечественный исследователь А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [3, с. 92]. М.И. Лисина также понимает под общением взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [13, c. 7].
С позиций деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями и мотивами в совместной деятельности, включающий обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [16, с. 186].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Изучение особенностей развития речи детей дошкольного возраста
В целях изучения особенностей речевого развития детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования стало …... В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 5-6 года.
В ходе данного исследования были изучены особенности речевого развития детей при помощи следующих методик:
1) «Назови слова»
Цель: определить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Взрослый называет ребенка словом из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, принадлежащие к той же группе.
Именование каждой из перечисленных ниже групп слов дается в течение 20 секунд, и в целом вся задача составляет 160 секунд (2 минуты 40 секунд).
Группы:
• Цвета предметов
• Формы предметов
• Другие признаки предметов, кроме формы и цвета
• Животные
• Растения
• Действия человека
• Качество выполняемых человеком действий
• Способы выполнения человеком действий
Интерпретация результатов.
10 баллов – ребенок назвал 40 или более разных слов, принадлежащих ко всем группам (очень высокий уровень);
8 – 9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, принадлежащих к разным группам (высокий уровень);
5 – 7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 разных слов, связанных с разными группами;
4 – 5 баллов (4-7 – средний уровень) – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из разных групп...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Общение в психологии рассматривается как коммуникативный процесс, как процесс взаимодействия индивидов, как процесс взаимовлияния человека на человека, как процесс взаимного понимания друг друга, как способ построения отношений. Общение выполняет ряд важнейших социальных и психологических функций. В структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.
2. Стиль общения педагога влияет на результаты обучения его воспитанников, психологические факторы образовательной деятельности воспитанников, тем самым стимулируя или, наоборот, сдерживая их развитие. Стиль общения педагога и воспитанника напрямую влияет на уровень эмоционального климата в коллективе.
3. В онтогенезе развитие различных аспектов речи происходит постепенно. На четвертом году происходит дальнейшее развитие артикуляционного аппарата ребенка. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, дети правильно произносят слова со стечением согласных. В это время дети замечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова. Артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. К 6 годам у ребенка богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Формированию чувства языка способствует звуковой анализ слова, моделирование состава слова. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2018. – 376 с
2. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников / С.М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
3. Бодалев, А.А. Психология общения: избр. психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
6. Елфимова, Н.В. Невербальные средства общения и их влияние на взаимодействие педагогам с воспитанниками / Н.В. Елфимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 77–82.
7. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 321 с.
8. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для педагога / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
9. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей / М.Ю. Картушина. – М. : Творческий центр, 2007. – 120 с.
10. Козлов, В.В. Диагностика стилей педагогического общения / В.В. Козлов, Н.П. Фетискин, Г.М. Мануйлов // Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд–во Института Психотерапии. – 2009. – C. 273–275.
11. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 456 с.
12. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2005. – 422 с.
13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М. : Институт практической психологи, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
14. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности педагога / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 40-48.
15. Модели педагогического общения / Акимова М.Н., Илькухин А. А. Самопознание – путь профессионального становления педагога. – Самара, 2011. – С. 36–41.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 720 с.
17. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства / В.А. Скакун. – Москва : Инфра–М, 2012. – 208 c.
18. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : АРГО, 2006. – 80 с.
19. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения / В.М. Целуйко. – Москва : Владос, 2010. – 432 c.
20. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск : Пеленг, 1993. – 268 с.
21. Шадриков В.Д. Качество педагогического образования / В.Д. Шадриков. – Москва : Логос, 2012. – 200 c.
22. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / Н.И. Шелихова. – Москва : Институт практической психологии; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2009. – 128 с.
23. Шушкова, Е.С. Стиль общения педагога и учащегося как фактор социального статуса младшего школьника / Е.С. Шушкова // Вестник современной науки. – 2015. – № 6. – С. 95-98.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин – М. : Академия, 2007. – 210 с.
25. Юрченко, Е.В. Стили педагогического общения / Е.В. Юрченко, И.К. Костенко // Вологдинские чтения. – 2009. – № 1. – С. 40-42.