ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Восприятие произведений книжной графики как средство развития изобразительного творчества
1.2 Особенности изобразительного творчества и подходы к его развитию у детей среднего дошкольного возраста
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Критерии и уровни развития изобразительного творчества в среднем дошкольном возрасте
2.2 Результаты констатирующего исследования уровня развития изобразительного творчества воспитанников
3 РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
3.1 Планы-конспекты занятий
3.2 Результаты контрольного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения организации восприятия произведений книжной графики как средства развития изобразительного творчества в дошкольном возрасте обусловлена тем, что изобразительное творчество ребёнка имеет большое значение, как средство самовыражения, как способ проявления творческой активности, как первый опыт овладения художественной культурой общества. Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает важными художественными достоинствами как самостоятельный вид изобразительного искусства, из всех его разновидностей является первым произведением, который входит в жизненный опыт ребенка. Это начальный этап в понимании детьми остальных видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (скульптуры и живописи др.). В среднем дошкольном возрасте продуктивные виды деятельности занимают важное место в общей системе воспитания и обучения. В настоящее время пристальное внимание уделяется гармоничному всестороннему развитию детей во всех видах деятельности. Рисование занимает одно из важнейших мест среди различных видов продуктивной деятельности в дошкольном возрасте.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Изобразительное детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Научная разработка проблемы детского изобразительного творчества содержится в трудах таких ученых, как Т. С. Комарова, В. С. Кузина, Г.В. Латунская, П. П. Пидкасистый, И. Я. Лернер, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др. На более ранних этапах педагогической науки технологии обучения художественной деятельности было свойственно механическое перенесение на детей методов работы со взрослыми профессиональными художниками. Прогресс знаний о технологии педагогической работы и развитии творческих способностей детей сравнительно быстро привёл к пересмотру методики руководства обучением детей и к формированию новых педагогических и художественных теорий и систем обучения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Восприятие произведений книжной графики как средство развития изобразительного творчества
Восприятие представляет собой комплексное отражение предметов, событий и ситуаций, которое возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на поверхности рецепторов органов чувств. У ребенка развивается постепенно умение правильно соотносить рисунок и реальность. Особенности восприятия окружающих людей ребенком проявляются и в его оценочных суждениях. Развитие восприятия в дошкольном возрасте является сложным, многоас.пектным процессом, способствующим тому, чтобы все точнее и четче ребенок отображал окружающий мир, научился отличать нюансы действительности и мог благодаря этому успешнее адаптироваться в ней [3, с. 6].
Художественное восприятие совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики построения авторской мысли; богатство художественных ассоциаций. Художественное восприятие является, прежде всего, психическим процессом, который протекает под воздействием произведения искусства [22, с. 8].
Главной особенностью художественного восприятия произведений изобразительного искусства является необычайно его сложная структура. Главная роль здесь принадлежит интеллектуальному постижению значений выразительных смысловых элементов произведения, основное содержание художественных образов в которых и заложено.
Дошкольный возраст – период активного формирования художественного восприятия детей. В этот период ребенок переходит к стадии собственно эстети.ческого восприятия. Итог художественного восприятия выступает как сложная структура, в которой сочетаются результаты интеллектуальных и перцепти.вных актов, постижения художес.твенных образов, воплощенных в произведении, и активное творческое овладение ими.
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и другие виды искусства (живопись, скульптура), она отражает действительность посредством образного, наглядного воспроизведения ее зрительных форм, передает внешние черты предметов и явлений окружающего мира, разнообразие воспринимаемых зрением событий [24].
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Критерии и уровни развития изобразительного творчества в среднем дошкольном возрасте
Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №26 г.Бобруйска» в период с февраля по апрель 2020 года. В исследовании участвовало 20 дошкольников 4-5 лет.
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в апробации теоретически обоснованных условий организации восприятия произведений книжной графики как средства развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста. Выбор именно этого возраста воспитанников определялся наличием у дошкольников уже достаточного уровня развития психических познавательных процессов, опыта в познании окружающей действительности и начальных навыков и умений в изобразительной деятельности, определенных программой воспитания и обучения.
Опытно-экспериментальная работа состояла из 3-х этапов и включала:
- констатирующий этап, цель которого состояла в определении критериев развития детского изобразительного творчества, а также на основании выделенных критериев определение исходного уровня развития изобразительного творчества воспитанников;
- формирующий этап, включающий разработку и апробацию серии занятий по организации восприятия произведений книжной графики как средства развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста;
- контрольный этап, цель которого состояла в определении эффективности применения педагогических условий для развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами книжной графики.
Констатирующий этап экспериментальной работы проводился в двух подгруппах воспитанников, одного возраста, одна из которых была экспериментальной, а другая – контрольной. Подгруппы были уравнены по количественному составу: 10 человек – в экспериментальной и 10 человек – в контрольной группе.
3 РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОСРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ
3.1 Планы-конспекты занятий
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была разработана серия занятий, способствующая повышению уровня развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами восприятия произведений книжной графики. Разработанный цикл занятий был апробирован в экспериментальной группе детского сада с марта по апрель 2020 года.
Цикл занятий был направлен на решение следующих задач:
- развитие эстетического восприятия и художественного вкуса;
- формирование художественно-творческих способностей ребенка;
- развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
- закреплять умение свободно реализовать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
Для реализации выдвинутых задач нами были определены основные педагогические условия, которые способствуют повышению уровня развития изобразительного творчества. Это такие как формирование эмоционально-положительного фона на занятии, интересная тематика занятий, позитивный тон воспитателя, краткая мотивация в игровой форме, включение в занятие музыки и поэзии, применение нетрадиционной техники рисования, показ иллюстраций в детских книгах, совместное творчество воспитателя и детей.
Тематика занятий подбиралась согласно следующим критериям: тема должна быть доступна и интересна детям, опираться на их жизненный опыт. В ходе констатирующего этапа было выявлено, что детям интересна тема природы и животных. Поэтому нами были составлены следующие занятия: «Создадим рисунки к книжкам», «Угадай, что делают зверята», «Пушистые друзья», «Сказочные избушки». Занятия подбирались из различных пособий по рисованию [4; 15; 18; 29], а также предложенные Т.С. Комаровой [16] на основании учета программных требований дошкольного образования [30]. Учитывая определенные условия, все занятия были частично модернизированы и дополнены.
На каждом занятии было учтено, что настроение воспитателя оказывает влияние на успешность деятельности детей, ее процесс и результат. Так как с помощью своего настроения воспитатель создает эмоционально-положительную атмосферу, показывает свою заинтересованность в работе, передает его детям, то при проведении занятий настроению воспитателя нами уделялось большое внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Книжная графика является одним из видов изобразительного искусства. При работе с детьми среднего дошкольного возраста развитие художественного восприятия произведений книжной графики должно проводиться под руководством педагога, потому что без специального обучения дети этого возраста с трудом могут сформировать целостный образ произведения. Восприятие произведений книжной графики является одним из средств развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста, поэтому педагогу необходимо владеть его методикой и знать основные принципы отбора графического материала.
В процессе исследования проанализирована психолого-педагогическая литература, освещающая подходы к проблеме условий развития детского изобразительного творчества дошкольного возраста. Выявлено ряд тенденций в определении педагогических условий, необходимых для успешного проведения педагогического процесса, направленного на развитие детского изобразительного творчества. Условиями развития детского изобразительного творчества в рисовании у детей среднего дошкольного возраста являются: организация интересной содержательной жизни ребенка; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка; учет индивидуальных особенностей; комплексное и системное использование методов и приемов; взаимосвязь обучения и творчества.
В соответствии с целями и задачами исследования было проведено констатирующее исследование показателей развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста. Анализируя продукты детского творчества на констатирующем этапе экспериментальной работы, было установлено, что большинство детей среднего дошкольного возраста имеют средний и низкий уровень развития изобразительного творчества, а в процессе обучения воспитатели не всегда и не в полной мере создают условия, необходимые для развития детского изобразительного творчества. Поэтому на следующем формирующем этапе экспериментальной работы была поставлена задача: разработать и апробировать серию занятий, направленных на развитие детского изобразительного творчества посредством организации восприятия произведений книжной графики.
1. Ашиков, В. Дошкольное воспитание в новом веке / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 1. – С. 8-11.
2. Ветлугина, Н. А. Нравственно - эстетическое воспитание ребёнка в детском саду : пособие для воспитателей детсада / Н. А. Ветлугина, Г.Н. Лантелеева. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
3. Волков, Н. Н. Восприятие картины / Н.Н. Волков. – М.: Академия, 2007. – 56 с. .
4. Воспитание и обучение детей четертого-пятого года жизни в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования (старшая ступень, второй год обучения). Программа и краткие методические рекомендации: Л.Б. Горунович [и др.]; под ред. И.В.Житко. – Минск: НИО, 2005.
5. Гарапуч.ик, Е.В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства / Е.В. Гарапучик, И.А. Стрельбицкая, Е.В. Бокарева // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 284-286.
6. Гаруновіч, Л.Б. Дэкаратыўная дзейнасць дашкольнікаў / Л.Б. Гаруновіч. – Минск: Тесей, 1993. – 80 с.
7. Горунович, Л.Б. Пути развития детского изобрази.тельного творчества : методические рекомендации к программе «Пралеска» / Л.Б. Горунович, Т.Б. Братская. – Минск: Изд. Скакун В.М., 1996. – 120 с.
8. Горунович, Л.Б. Рисуем, играем, размышляем : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Б. Горунович. – Мозырь: Нар. асвета, 1999. – 66 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте психологические очерки : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
10. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 1998. – 272 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология творчества. / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. – 2005. – № 5. – С. 52-53.
12. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников / Е.А. Екжанова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.51-54.
13. Захарова, Ю.В. Обучение рисованию детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Ю.В. Захарова, Е.М. Калинина // Псiхалогiя. – 2006. - № 3. – С.47-52.
14. Захарова, Ю.В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / Ю.В. Захарова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 12. – С.23-24.
15. Казакова, Р. Г. Программа для детских студий изобразительного искусства «Детская одарённость»: учеб, пособ. / Р. Г. Казакова, Л. Г. Белякова. – Прометей, 1998. – 94 с.
16. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования : учеб, пособие / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
17. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
18. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Л.С. Кудрявцева. - М.: Академия, 1998. – 208 с.
19. Курочкина, Н.А. Детям о книжной граф.ике / Н.А. Курочкина – СПб.: Детство – Пресс, 2003. – 190 с.
20. Курочкина, Н.А. Знакомство с книжной графикой / Н.А. Курочкина. – СПб. : Детство – Пресс, 2001. – 40 с.
21. Левченко, Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика : учеб, пособие для студ. высш. учеб. зав. /Н.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. Н.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. – 320 с.
22. Минюрова, С.А. Развитие восприятия у ребенка. / С.А. Минюрова. – М.: Психологический центр, 2007. – 56 с.
23. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги / Л.С. Кудрявцева. – М.: Академия, 2008. – 208 с. .
24. Панов, В.П. Иллюстрация в книге / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2001. - 233 с.
25. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. – 32 с.
26. Силивон, В.А. Из истории методики обучения изобразительному искусству: основные тенденции //Лекции по методикам дошкольного образования / В.А. Силивон. – Минск: БГПУ, 2004. – С. 21-29.
27. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография / В.А. Силивон. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 90 с.
28. Силивон, В.А. Индивидуализация обучения в изобразительной деятельности: Учеб.-метод. пособие / В.А. Силивон. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 166 с.
29. Супнеева, П. Здравствуй волшебная книга / П. Супнеева // Дошкольное воспитание. – №5. – 1996. – С.63-67.
30. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв 2013.