Введение
Глава 1 Творческие работы на уроке литературного чтения как средство развития связной логической речи и творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого–педагогические условия развития связной логической речи и творческих способностей младших школьников
1.2 Значение развития связной логической речи и творческих способностей младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2 Виды творческих работ на уроке литературного чтения и методика работы над ними
2.1 Разнообразие творческих работ на уроках литературного чтения
2.2 Приемы работы на уроке литературного чтения по развитию творческих способностей младших школьников
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время все меньше и меньше детей читают. Даже невооруженным глазом можно заметить снижение интереса к чтению. Главная причина – отсутствие традиций семейного чтения. Для изменения ситуации, развития творческих способностей учеников необходимо использовать нестандартные подходы в организации и проведении уроков литературного чтения.
Творческая деятельность на уроках литературного чтения традиционно занимает важное место. И это вполне справедливо. Предмет изучения в таких классах – произведение искусства – продукт литературного творчества.
Чтение как процесс восприятия, понимания и оценки произведения искусства и творчества читателя в процессе наблюдения – это два тесно взаимосвязанных процесса. Современный метод литературного чтения породил большое количество видов и разновидностей творческих произведений.
Творческие работы наиболее благоприятны для развития творческого потенциала каждого ребенка. Творческая деятельность требует от ученика независимости, активности, энтузиазма и способствует формированию его личности. Познакомившись с окружающим миром через литературу, дети учатся понимать особенности словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляя познавательный процесс.
Глава 1 Творческие работы на уроке литературного чтения как средство развития связной логической речи и творческих способностей младших школьников
1.1 Психолого–педагогические условия развития связной логической речи и творческих способностей младших школьников
Проблема развития связной речи изучались в различных аспектах многими педагогами, лингвистами, логопедами. Среди них можно выделить: А.М. Бородич, Л.С. Выготского, В.К. Воробьеву, А.М. Леушину, Е.И. Тихееву, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёрину.
Связность текста, по мнению Е.Д. Розанова, является результатом взаимодействия нескольких факторов, таких как:
- логика изложения, которая отражает соотнесенность явлений действительности и динамику их развития;
- особая организация фонетических, лексико–семантических и грамматических средств с учетом их функционально–стилистической нагрузки;
- коммуникативная направленность, что означает соответствие цели, мотивам и условиям, которые привели к возникновению текста;
- композиционная структура;
- содержание текста (смысл) [11, с. 80].
Сознательно овладеть культурой связной речи – это научиться подчеркивать ее составляющие и правильно их использовать. Речь считается связной, когда она характеризуется: содержательностью; точностью; логикой; ясностью; правильностью [5].
Связанная речь тесно связана с человеческими мыслями. Она отражает логику, понимание ребенком происходящего и способность его выражать. Насколько точно и умело ребенок может выражать свои мысли, мы можем судить об уровне его речевого развития.
Глава 2 Виды творческих работ на уроке литературного чтения и методика работы над ними
2.1 Разнообразие творческих работ на уроках литературного чтения
В начальной школе важнейшим условием интереса ребенка к учебе и предметам является личность учителя, его энтузиазм к своей работе, а также способность сохранить веру в сильные стороны и способности каждого ребенка и способность сотрудничать с учениками в выполнении задания. Творческая обстановка в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться. Задача учителя – сделать все возможное, чтобы работа детей была счастливой, а уроки – интересными. Яркость, эмоциональность, разнообразие работы, содержательный урок, провоцирующий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума – вот почему каждый учитель должен приложить усилия.
Истинные знания и навыки приобретаются через активное освоение учебного материала. Их мастерство требует внимания к изучаемому материалу, задачам и формированию правил. Если ребенок заинтересовался уроком, то лучше и легче запомнить, активно работать, повысить работоспособность и творческую активность.
Учеба – это серьезная работа. Когда интересно учиться – легко учиться, радостно учиться, хочет учиться. Легче учить и воспитывать счастливого ребенка, развивать его творческий потенциал. Для этого необходимо использовать все эффективные традиционные и нетрадиционные способы обучения русскому языку, литературному чтению и другим предметам на рабочем месте.
Заключение
Образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Развитие творчества у младших школьников не происходит само, а требует особого внимания со стороны учителя.
Творческая деятельность – это особый вид деятельности, связанный не только с потребностями объективной действительности, но в большей мере с внутренним субъективным миром человеческой психики.
Уроки литературного чтения решают задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания.
В организации уроков литературного чтения необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных способностей.
Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора.
1. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения / Н.И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014.
С. 33–36.
2. Бушуева, Л. С. Развитие связной монологической речи у младших школьников / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2011. – №7. – С. 36–39.
3. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева [и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010. – 366 с.
4. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» /
Т. В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 20–22.
5. Головнеченко, М. А. Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами / М. А. Головнеченко // Начальная школа. – 2011. – №1. – С.74–75.
6. Голушко, Т. В. Урок литературного чтения – урок творчества / Т. В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №1. – С. 1–3.
7. Горюшкина, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. В. Горюшкина // REFdb.RU. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1088416.
8. Григорьева, М. Н. Учимся сочинять загадки / М. Н. Григорьева // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 33–36.
9. Камерная, М. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / М. А. Камерная // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/575039.
10. Кашаева, В.В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности / В. В. Кашаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – Т. 5. – С. 57–73.
11. Кузнецова, Н. Н. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. Н. Кузнецова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya–shkola.
12. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 2002. – 210 с.
13. Ларионова, И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися / И. А. Ларионова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 198–206.
14. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 2001. – 149 с.
15. Методика преподавания литературы / под ред. Ю. О. Богдановой. – М.: Академия, 2000. – 362 с.
16. Морозова, С. Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения / С. Э. Морозова // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 29–31.
17. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов: пособие для учителя / Н. И. Политова. – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.
18. Прохорова, Т.Н. Творческое развитие детей на уроках литературного чтения / Т. Н. Прохорова, М. В. Ляпина // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 2 (54). – С. 104–107.
19. Ушакова, О. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве / О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 98–102.
20. Шулекина, А.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературы / А. М. Шулекина // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.–практ. конф. / под ред. А. А. Смолиной. – М., 2013. – С. 160–161.
21. Щеголева, Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе: метод. пособие для преподавателей начальных классов / Г. С. Щеголева. – СПб.: – Современник, 2001. – 158 с.
22. Щукина, Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 2002. – 218 с.
23. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева, В. Н. Макарова. – М.: Академия, 2005. – 192 с.