ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1.1 Обобщение как психолого-педагогическое понятие
1.2 Обобщенные знания и умения как педагогическая категория
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
2.1 Возрастная обусловленность формирования у подростков системы обобщенных знаний и умений
2.2 Самостоятельная работа как средство формирования у подростков системы обобщенных знаний и умений
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время идет серьезное переосмысление содержания, принципов и способов организации школьного образования. Это обусловлено тем, что объем информации в современном мире удваивается, как минимум, каждые пять лет, необходимо не только передавать знания детям, но и учить их самостоятельно осваивать новые знания, новые виды деятельности. Образовательный процесс в школе должен обеспечить достижение высокого уровня подготовки и образования обучающихся. Актуально стоит вопрос о внедрении компетентностного подхода в образование. Растет влияние внешней образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в области образования, на субъекты образования. В связи с этим возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, методистов, педагогов, психологов, социологов и других специалистов. Для решения прикладных и теоретических задач образовательный процесс должен быть самостоятельным, творческим и достаточным.
Данная работа посвящена исследованиям в области педагогики и касается изучения формирования у подростков системы обобщенных знаний и умений в процессе самостоятельной работы.
Попытки изучить вопрос о самостоятельной деятельности начались еще в древние времена. Древнегреческие мыслители, такие как Платон, Сократ, Аристотель, обосновывали в своих работах всесторонний и глубокий смысл процесса активного, добровольного и самостоятельного усвоения знаний ребенком. При этом они предполагали, что развитие мышления человека может успешно осуществляться только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – через самопознание и самосовершенствование.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1.1 Обобщение как психолого-педагогическое понятие
Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Обобщение обеспечивает мышлению учащихся определенность и последовательность. Обобщение в обучении выступает в двух видах – теоретическом и эмпирическом [1, с.172].
В подростковом и старшем школьном возрасте обобщение производится на основе мысленного и системного анализа отношений и связей объектов. Оно также отталкивается от восприятий и представлений, но связано с выделением и обозначением внутренних качеств этих объектов, ориентация на которые может происходить при минимуме или полном отсутствии наглядных компонентов (план собственного понятия). Такое обобщение обладает должной полнотой и точностью. Оно используется для объяснения многообразных частных проявлений тех внутренних качеств и отношений, которые в нем отражены: это теоретическое обобщение, соответствующее уровню научного мышления (оно противостоит наглядно-действенному и конкретно-образному мышлению, соответствующему более ранним возрастам) [9, с. 28].
Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое обобщение используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая ее условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид обобщения характерен для достаточно развитого уровня познания [1,с.172].
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
2.1 Возрастная обусловленность формирования у подростков системы обобщенных знаний и умений
Обобщение подростков и старших школьников существенно иное, чем у младших школьников. Его качественные различия появляются постепенно, незаметно, а отдельные стадии с трудом улавливаются методистами и психологами. При переходе ребенка из начальной в среднюю школу ему не предлагают сразу такого особого содержания и способа работы с ним, которые отличались бы существенно от ранее известного и привычного и которые бы явственно говорили о новом рубеже – о переходе к обобщению внутренних качеств и закономерных отношений объектов, о переходе в область собственно научных понятий. Факт постепенного и относительно длительного перехода к усвоению таких понятий, факт совпадения до поры до времени этого процесса с более ранними способами обобщения хорошо известен всем. Кто внимательно наблюдает за учебными занятиями в школе. В частности, этот факт наводит свое теоретическое выражение о непрерывности процесса образования понятий у школьников, распространенной в традиционной дидактике и психологии. «В развитии ребенка в период школьного обучения… не существует обоснованного деления на этапы, по которым могли бы развиваться сначала только конкретные, индивидуальные понятия, а затем, начиная с определенного возраста, абстрактные, общие понятия. Образование понятий следует скорее рассматривать как непрерывный процесс, в котором незаметны переходы от конкретных к абстрактным понятиям…» [9, с. 34]
На формирование у подростков системы обобщенных знаний и умений значимо влияет уровень развития их когнитивной сферы, всех психических познавательных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных исследований удалось изучить и проанализировать понятия, которые касаются обобщения и выявить на чем они основываются.
Формирование у детей понятий и обобщений, по мнению В. В. Давыдова, «считается одной из главных целей школьного преподавания». Под обобщением мы понимаем переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. Обобщение в обучении выступает в двух видах – теоретическом и эмпирическом. Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в ее преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения группы предметов и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства.
Правильное обобщение может осуществляться разными способами, и в зависимости от этого обобщение делится на разные виды.
Обобщенные знания – это знания из совокупности учебных дисциплин, образующие целостную систему, которая имеет междисциплинарную структуру. Целью выделения обобщенных знаний является преодоление предметной разобщенности обучения, активизация познавательной деятельности, формирование в сознании обучаемых системы взаимосвязанных знаний, развитие элементов творчества.
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.] – Москва.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
2. Буйдаков. Х. Дидактические основы формирования обобщенных знаний учащихся старших классов в целостном педагогическом процессе / Душанб. гос. пед. ун-т. им. К.Ш. Джураева. – Душанбе, 1993. – 47 с.
3. Бобров, А.А. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики с химией: дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 1981. – С. 203
4. Вульфович, А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – С. 64
5. Герус С.А., Давыдов В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г., Фокина С.Л., Эльконин Д.Б. Методика формирования обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб, 1994. – С. 18
6. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Минск: Харвест, 2007. – 976 с.
7. Горлатов, А.М. Материалы ежегодной научной Конференции студентов и магистрантов университета, 19-20 апр. 2016 г.: в 3 ч. 4.1 / отв. ред. Н.П. Баранова. – Минск: МГЛУ, 2016-260 с.
8. Гурова, Л.Л. К вопросу о формировании логических операций: Применение знаний в учебной практике школьников / Л.Л. Гурова –. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 227
9. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / Давыдов В.В. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
11. Егоров, В.В. Педагогика высшей школы / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. – Новосибирск: САФБД, 2008. – 260 с.
12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 212 с.
13. Журавлёва, Н. С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике: автореф. дис. канд. пед. наук. Ишим, 2005. – 22 с.
14. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М., «Просвещение», 1968. – 288 с.
15. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т. 9. – №3.2.
16. Кон И С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., 1980. – 321 с.
17. Краевский, В.В., Усова, А.В. Академия педагогических наук СССР научно-исследовательский институт общей педагогики / Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников., Москва, 1981.
18. Кривых, С.В. Организация образовательного процесса старшеклассников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования / С.В. Кривых, А.К. Павлов // Специфика педагогического образования в регионах России: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень – СПб.: ТОГИРРО. – 2012.
19. Локалова, Н. П. Уроки психологического развития для младших подростков / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. – 2003.– N 6. – С. 40-52.
20. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся / Р.М. Микельон. – М.: Учпедгиз, 1963. – 242 с.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – 5-е изд., стереотип. – Москва: Академия. – 2000. – 456 с.
22. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2006. – 280 с.
23. Нильсон O.A. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон. – Таллин, 1976. – 280 С.
24. Нурминский И.И., Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся / И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева. – М.: Педагогика, 1991. – 224 с
25. Полонский, В.М., Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – Москва.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
26. Рапацевич, Е. С. Педагогика: Большая Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – Минск.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.
27. Реана А.А. Психология подростка / А.А. Реана. – СПб., 2003. – 480 с.
28. Суровикина, С. А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты: монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006.
29. Тонконогая, Е. П. Обобщение и применение знаний учащимися 4 класса в процессе обучения / Е.П. Тонконогая // Ленингр. кафедра педагогики нач. школы. – Л., 1962. – 28 с.
30. Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся / А.В. Усова // Советская педагогика. – 1980. – № 12. – С. 45−48.
31. Усова, А.В. Теория и методика обучения физике в средней школе / А.В. Усова. – М.: Высшая школа, 2005. – 303 с.
32. Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: учебное пособие / А.В. Усова. – Челябинск: Факел, 1997. – 34 с.
33. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf.
35. Фокина, С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: дис. канд. пед. наук. Л., 1977. – 179 с
36. Хилько, М. Е., Ткачева, М. С. Возрастная психология [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://college4.ru/attachments/article/40/hilko_m_e_tkacheva_m_s_vozrast.pdf.
37. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
38. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М., 1995