ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОПРОСА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста
1.2 Физическое воспитание детей дошкольного возраста как средство совершенствования систем организма детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Анализ методов и приемов совершенствования систем организма детей дошкольного возраста: традиционные и нетрадиционные подходы к проведению физкультурных занятий
2.2 Педагогические условия совершенствования систем организма детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что одним из важнейших показателей здоровья, особенно для детей, является физическое развитие. Известно, что установление стандартов физического развития детей в относительно длительный период очень затруднено, поскольку на физическое развитие личности, населения постоянно влияют социальные факторы, образование, изменения условий окружающей среды, уровень научно-технического прогресса, медицинская помощь.
Физическое развитие ребенка - это процесс биологического созревания клеток и тканей, органов и всего организма. Физическое развитие связано с функциональным и нейропсихологическим развитием ребенка и представляет собой целостный процесс, который состоит из сочетания множества морфологических и функциональных по своей динамике и взаимосвязи. Изучая физическое развитие, можно распознать различные нарушения на ранних стадиях и предотвратить их.
Физическое здоровье является основным условием духовно-нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается основа здоровья: жизненные системы и функции организма созревают и улучшаются, развиваются его адаптационные способности, растет устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества и привычки, развиваются сильные волевые качества, без чего здоровый образ жизни невозможен.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОПРОСА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста
В дошкольном периоде онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка.
По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:
1. новорожденный – первые 4 недели жизни;
2. грудной (младенческий) – до 1 года;
3. ранний детский – от 1 года до 3 лет;
4. дошкольный – от 3 до 6 (7) лет.
Рассмотрим этапы дошкольного возраста.
Итак, на первом году жизни ребенка была решается одна из важнейших задач развития - подготовка к проведению антигравитационных реакций: сидение, стояние, прямохождение. Процессы роста длины и увеличения веса, которые наиболее интенсивно происходят в этом возрасте, направлены именно на это. Мышцы и кости укреплены. Главной особенностью позвоночника является практическое отсутствие изгибов. Адекватная двигательная активность ребенка способствует развитию нормальной кривизны позвоночника.
В младенчестве образуется резерв подкожного жира, который служит запасом питательных веществ, механической защитой скелета и внутренних органов, а также тепловой защитой для поддержания температуры тела, в том числе благодаря специальной жировой ткани. В этом возрасте происходит первоначальное знакомство с окружающим миром и активное умственное развитие. Поэтому контакт со взрослыми, особенно с матерью, имеет решающее значение.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Анализ методов и приемов совершенствования систем организма детей дошкольного возраста: традиционные и нетрадиционные подходы к проведению физкультурных занятий
Целью совершенствования систем организма детей дошкольного возраста является достижение более высоких спортивных результатов в неразрывном единстве с педагогическими знаниями средствами и методами развития, воспитания, обучения и совершенствования при формировании физических и спортивных качеств.
Ниже приводится триада развития маленького спортсмена, где понятие «маленький спортсмен» взято условно и предполагается, что ребенок дошкольного возраста с развитыми спортивными качествами, такими как:
Сила. Под силой подразумевается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему мышечным усилием. Одним из наиболее важных моментов, определяющих мышечную силу, является способ работы мышц. Если на раздражение действуют только две мышечные реакции - сокращения с уменьшением длины и изометрическое напряжение, результаты указанного усилия различаются в зависимости от того, как работают мышцы. Во время выполнения спортивных или профессиональных методов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать большие грузы.
Скорость. В соответствии с современными представлениями, скорость понимается как специфическая двигательная способность человека для срочных двигательных реакций и высокая скорость движения, выполняемая при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации мышечной работы и не требующая больших энергетических затрат. Физиологический механизм проявления скорости, связанный, в первую очередь, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется многофункциональным свойством центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования было описать совершенствование систем организма детей дошкольного возраста.
Для достижения цели мы решили ряд задач.
На первом этапе мы описали возрастные особенности и физическое развитие детей дошкольного возраста.
В дошкольном периоде онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка.
По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:
1. новорожденный – первые 4 недели жизни;
2. грудной (младенческий) – до 1 года;
3. ранний детский – от 1 года до 3 лет;
4. дошкольный – от 3 до 6 (7) лет.
Трудно провести строго определенную границу между определенными периодами детства, но среди других возрастов дошкольный возраст особенно важен. В этом возрасте закладываются основы для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Генетические особенности детей четко обозначены в дошкольном возрасте. Этот период детства характеризуется постепенным улучшением всех функций детского организма. Ребенок этого года чрезвычайно гибок. Влияние мышечной деятельности организма становится еще более важным, потому что движение является биологической потребностью растущего организма.
Далее мы охарактеризовали физическое воспитание детей дошкольного возраста как средство совершенствования систем организма детей дошкольного возраста.
1. Аралова, М.А. Справочник психолога УДО / М.А. Аралова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 272с.
2. Архангельский, В.И. Гигиена с основами экологии человека : учебник / под ред. П.И. Мельниченко. – М., 2010. – 752 с.
3. Горбунов С. А. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности / С. А. Горбунов, А. В. Дубровский // Теория и практика физ. культуры. – 2012. - № 12. - С. 13-15.
4. Горелов, А.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / А. А. Горелов, Я. К. Коблев, И. М. Козлов, М. А. Правдов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 4. – С. 50-53.
5. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология : Учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Ю. А. Ермолаев . – Москва : СпортАкадемПресс, 2001. – 443 с.
6. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / А.А.Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К.Полещук и др. – Калининград: Калинингр. ун-т., 2017. – С. 50-51
7. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2016. – С. 77-78
8. Квашук, П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей : Методическое пособие / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева. – Москва: Де-Ново, 2014. – С. 19-20
9. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : Учеб. Пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова/ Под ред. С.А. Козловой. – Москва: Академия, 2012. – С. 82- 83
10. Кудрявцев, В. Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 2-4 лет / В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестерюк Москва: Детство, 2011. – С. 79-80
11. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе / М. Маханева. – Москва: АРКТИ, 2014. – С. 105-106
12. Мухин, B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб.для студентов ВУЗов 6-е издание, стереотип / В.С. Мухин. – М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 456 с.
13. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. – 2014. – №12. – С. 23-24
14. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Сост. Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика-синтез, 2016. – С. 125-126
15. Полтавцева, Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников / Н. Полтавцева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-15
16. Рунова, Т.И. Двигательная активность ребенка в детском саду / Т.И. Рунова. – Москва: Педагогика, 2010. – С. 95-96
17. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студентов ВУЗов и средних учебных заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр "Академия". - 2009. -512с.
18. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Сост. С.С. Бычкова. – Москва: АРКТИ, 2015. – С. 32-33
19. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Е. И. Тихеева, Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития. – 2011. – 89 с.
20. Физическое воспитание и развитие дошкольников / Под ред. С.О. Филипповой. – Москва: Детство, 2014. – С. 91-92
21. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Ж.К. Холодов- М.: Изд. центр "Академия". - 2012. - 480 с.
22. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе / И.А. Чаленко. - Ростов – на – Дону.: Феникс.- 2013. -256с.
23. Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры детей дошкольного возраста в различных видах деятельности / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Н.С. Старжинская и др.; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2013. – С. 243–244
24. Шилкова, И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / И.К. Шилкова, А.С. Большев. – Москва: ВЛАДОС, 2011. – С. 62-63
25. Щеплягина, Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков. В 2 томах / Л.А. Щеплягина. – М.: ГЭОТАР – Медиа., 2006. – 896 с.