ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и классификация туристических походов
2. Комплектование туристической группы
3. Подготовка и проведение спортивного похода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие спортивного и оздоровительного туризма неразрывно связано с историей туристической отрасли в целом. В настоящее время туризм является одной из наиболее развивающихся отраслей национального бизнеса. Из года в год растет число путешественников. Путешествуют дети, молодежь, взрослые и пожилые люди. Они путешествуют на самолетах, поездах, автомобилях, велосипедах, байдарках, плотах и пешком. Но сейчас многие путешествуют с рюкзаками за плечами. Современному человеку не хватает не только чистого воздуха, но и движения, мышечной нагрузки, единства с природой. Нигде нельзя получить такое изобилие и разнообразие впечатлений во время отдыха, как в походе. Поход – это групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с движением по определенному маршруту в рекреационных целях. Диапазон пеших походов достаточно широк: от неторопливой прогулки по лесу до спуска вниз по порогам.
Во время путешествия, а именно пешего туризма, мы приобретаем привычки, характер и здоровье. Туризм – это как раз та область, которая дает возможность вырасти мужественному, закаленному характеру. Туризм является наиболее полной формой образования. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплине, самостоятельности, инициативности, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет горизонты, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания природы. Многие оказывают положительное влияние на организм, помогают в выборе профессии. Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема этого курса работы очень актуальна и интересна. В частности, для тех, кто собирается в будущем отправиться в поход.
1. Сущность и классификация туристических походов
При классификации туристских походов их относят к тому или иному виду туризма, к той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами проведения туристских спортивных походов и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности [7, с. 121].
Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид – походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.
Природа и разнообразие природных препятствий и их техническая сложность варьируются от региона к региону. Имеющаяся на сегодняшний день информация позволила, с определенной степенью условности, установить максимальные категории сложности для всех видов туризма в каждом регионе.
Туристические спортивные походы не должны, как это иногда случается, проводиться только ради преодоления препятствий (техника ради технологии). В таких походах отпадает идея поездки, которая заменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий приводит к потере туристической специфики, появлению путешествия в плохом подобии самостоятельных видов спорта, таких как альпинизм и водный слалом [18, с. 221].
2. Комплектование туристической группы
Существует много различных способов создания туристической группы. Можно говорить о каком-то добровольном влиянии на этот процесс с определенной степенью условности. Туристическая группа – это временное социальное образование, группа людей, объединившихся для проведения волонтерской кампании. Эти объединения происходят на основе совместной трудовой деятельности, учебы, места жительства, родства, дружбы и т.д. Туристическая группа является временным социальным образованием. Группы создаются, распадаются или существуют на протяжении многих лет [10, с. 185].
Объединению туристов в группы в первую очередь способствуют туристические секции в физкультурно-оздоровительных коллективах предприятий, учреждений и учебных заведений; городские и районные туристические клубы; школы и семинары по подготовке общественных туристических кадров; туристические базы, организующие маршруты с активным способом передвижения; массовые туристические акции (встречи, конкурсы). Туристическая группа имеет определенную структуру, основанную на постоянном или временном распределении обязанностей на основе добровольности и самоорганизации. Ее формирование, требования к участникам регулируются Правилами спортивных туристических походов.
Успешная организация и проведение похода во многом зависит от размера группы. Если она небольшая, то будет сложнее организовать прохождение сложных участков маршрута, обустроить место для проживания и, в случае необходимости, оказать помощь и обеспечить транспортировку жертвы. Поэтому Правила устанавливают минимальное количество участников для пеших походов различных категорий сложности. Слишком большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах.
3. Подготовка и проведение спортивного похода
Комплекс мероприятий по организации и подготовке спортивного похода включает:
– определение цели и задач похода;
– комплектование группы;
– выбор района похода, сбор информации о районе, подготовку картографического материала;
– разработку маршрута;
– оформление заявочно-маршрутной документации;
– выбор и подготовку снаряжения, продуктов питания, медикаментов;
– общефизическую и специальную техническую подготовку участников;
– подведение итогов похода.
Организация спортивного похода начинается с определения цели, задач, путей достижения цели и решения задач. В этом случае спортивная составляющая похода доминирует, требуя определенных затрат психофизических сил, для решения задач безопасного преодоления технически сложных участков пути. Результатом правильно организованного и проведенного спортивного похода рекреационной направленности являются объективные и субъективные показатели восстановления и развития психофизических сил – повышается уровень физической работоспособности, снижается уровень тревоги и агрессивности [17, с. 102].
Результатом сложного похода может быть определенная психофизическая усталость, которая связана с перенастройкой и выходом на новый (более высокий, чем до похода) уровень функционирования организма. Сочетание определенного уровня спортивной активности и активного отдыха в одном спортивном походе практически решает задачу только в условиях простых спортивных походов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поход – это короткий путь (в большинстве случаев от 1-2 до 15-20 дней) с активными режимами передвижения (пешие, лыжные, велосипедные, гребные лодки) по всему маршруту. Таким образом, пешие походы – это лишь частный случай (разновидность) туристического путешествия, когда туристы движутся по маршруту за счет своих мышечных сил. Поэтому других видов путешествий, где туристы используют любой вид транспорта или животных (стая, сани) для путешествия по маршруту, строго говоря «поход» не существует. Туристические походы, в зависимости от их назначения, делятся на рекреационные (образовательные и оздоровительные) и спортивные (образовательные и спортивные). Оздоровительные кампании имитируются на походах рекреационных и оздоровительных (в литературе они называются просто оздоровительными), рекреационных и познавательных, рекреационных и спортивных походов. Доминирующими целями рекреационных и оздоровительных походов являются – полноценный отдых и оздоровление их участников. Перед рекреационными и познавательными кампаниями, кроме того, ставятся также когнитивные (образовательные) цели и задачи.
Комплектование группы очень тесно связано с целями похода и может осуществляться двумя способами: сначала намечают цель похода, а потом подбирают подходящих участников; сначала выявляют желающих участвовать в походе и лишь после этого намечаются посильные для них цели.
1. Бардин, К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): учебно-методическое пособие / К. В. Бардин. – М., 2004. – 198 с.
2. Белоусов, А.В. Основы спортивного туризма: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 136 с.
3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – СПб.: Невский фонд, 2000. – 416 с.
4. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – 2-е изд., доп. – М.: Академия, 2004. – 243 с.
5. Ганопольский, В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода: учебное пособие / В.И. Ганопольский. – М.: ЦРИБ «Турист», 2006. – 321 с.
6. Дурович, А.П. Организация туризма: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 383 с.
7. Игнатьев, М.А. Организационно-нормативные основы туризма: учебно-методическое пособие для студентов ФФК / М.А. Игнатьев. – Чебоксары: ГОУ ВПО ЧГПУ, 2007. – 128 с.
8. Истомин, П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики / П.И. Истомин. – М., 2007. – 128 с.
9. Квартальнов, В.А. Педагогика и туризм: учебник для вузов туристского профиля / В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 2000. – 334 с.
10. Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм: учебное пособие / Э. Н. Кодыш. – М.: 2000. – 273 с.
11. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм / Ю.С. Константинов. – М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 298 с.
12. Курилова, В.И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» и «2115 «Нач. воен. обучение и физ. воспитание». – М.: Просвещение, 2008. – 298 с.
13. Нагорный, А.Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм в туристских походах старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2008. – 16 с.
14. Пивоваров, М. История спортивного туризма / М. Пивоваров // Маркетинг. – 2000. – №2. – С. 63-68.
15. Пивоваров, В.И. Основы туристской деятельности: учебник для учащихся колледжей, лицеев туристской направленности / В.И. Пивоваров. – М.: Советский спорт, 2007. – 238 с.
16. Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристских походов / В.Ю. Попчиковский. – М.: Профиздат, 2007. – 243 с.
17. Сергеева, С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. – Малаховка, 2006. – 24 с.
18. Соколова, М.В. История туризма: учебное пособие / М.В. Соколова. – М.: Мастерство, 2002. – 362 с.
19. Титов, В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе / В.В. Титов. – М., 2008. – 38 с.
20. Усыскин, Г.С. Очерки истории российского туризма / Г.С. Усыкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Герда, 2007. – 223 с.
21. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востриков. – М.: 2004. – 330 с.
22. Черемисин, П.А. Виды современного туризма / П.А. Черемисин // География в школе. – 2010. –№7. – С. 29-36.
23. Шабанов, А.Н. Карманная энциклопедия туриста / А.Н. Шабанов. – М.: «Вече», 2000. –153 с.
24. Шимановский, В.С. Питание в туристском путешествии: учебное пособие / В.С. Шимановский, В.И. Ганопольский, П.И. Лукоянов. – тМ.: Профиздат, 2006. – 176 с.