ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Характеристика силы как физического качества
1.2 Виды силовых способностей
1.3 Развитие силовых способностей
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
2.2 Характеристика силовых способностей учащихся среднего школьного возраста
2.3 Особенности методики воспитания силы у юношей 8-х классов на уроках физической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Существующая и признанная в настоящее время цель физического воспитания - формирование физической культуры личности - не отменяет необходимости предлагать каждому ученику необходимую теоретическую, техническую и физическую минимальную подготовку.
Сила - это одна из основных характеристик физических способностей человека - способность действовать на объект и преодолевать определенные усилия. Силовые тренировки являются важным этапом в развитии как обычного человека, так и спортсмена.
Начало силовой подготовки должно основываться на методе увеличения мышечной массы, поскольку в среднем школьном возрасте он наиболее подходит для формирования мышечного скелета и автономных функций.
Видно, что физические упражнения наиболее тесно связаны с прикладной деятельностью человека.
Правильная техника для выполнения двигательных действий, которые распространены в повседневной жизни и в физической культуре, позволяет избежать травм и чрезмерной нагрузки при выполнении повседневных задач и физической работы.
Физические упражнения являются основой для занятий многими видами спорта, в которых силовые навыки более точны (спортивная гимнастика). Силовая тренировка с правильной техникой становится основой для правильного выполнения тренировки в свободное от учебы время.
Русские ученые с мировым именем: И. М. Сеченов, И, П. Павлов, И. И. Мечников, П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневскнй, отдавая должное двигательной деятельности человека, большое значение придавали физическим упражнениям, рассматривая их как лучшее средство повышения жизнедеятельности и работоспособности, а также оздоровления и активного отдыха. Физическая культура формирует важные прикладные навыки и умения в преодолении различных препятствий, переноса тяжестей, совершенствует координационные способности человека.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Характеристика силы как физического качества
Силой в физическом воспитании и спорте называют способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила является одним из основных физических качеств человека.
Двигательные акты человека характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость.
Эти стороны двигательного акта всегда в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Однако в педагогической практике этот фактор нередко остается незамеченным. Например, по выполнению таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа судят не об уровне силовой выносливости, а о силе человека [9, c.214].
Качественные стороны двигательной активности человека проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов.
При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает улучшение координации вегетативных функций [1, с.7].
Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функции организма, обусловливающих улучшение показателей, например максимальной силы, все же принадлежит нервной системе и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях [5, с.124].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
Система физического воспитания и спорта в школе основана на изучении анатомо-физиологических свойств, а также психологии развития школьников. Программа базируется на физических способностях, основной работе, характеристиках гендерного подхода и развития в среднем школьном возрасте.
Важной задачей физического воспитания, которая решается в контексте физического воспитания в образовательных учреждениях, является обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышц и профилактика нарушений осанки. Чтобы укрепить костно-мышечную систему, следует выбирать упражнения, соответствующие возрастным характеристикам учеников. Учащимся 8-9 классов средних школ от 14 до 15 лет.
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки несколько опережают в физическом развитии мальчиков, но позже тенденция меняется, стандарты физического развития детей в этом возрасте имеют своего рода перекрёст.
Ребенок среднего школьного возраста приобретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивные психоневрологические активности уже не так стрессовые для него, как раньше. Тем не менее, он все еще не может выполнять интеллектуальную работу на том уровне, на котором способен ее выполнить взрослый школьники средних и старших классов быстрее устают [15, с. 235].
Аналитическое мышление ученика заметно развивается. Кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Запас слов быстро растет, особенно когда ребенок привык много читать и медленно и вдумчиво читать, не прыгая с пятого на десятое при мысленном произнесении слов. В этом возрасте личность активно формируется.
Для девочек в возрасте от 14 до 15 лет рост тела находится в диапазоне от 154 до 160 см, а вес от 42 до 52 кг. У мальчиков в возрасте 14 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и составляет примерно 150 см. В возрасте 15 лет средний размер мальчиков уже превышает средний размер девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация существует с массой тела [24, с. 65].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной работы в ходе исследования можно говорить о полном достижении целей и выводов, основанных на выполненных задачах:
1. Силовые качества проявляются по-разному в разных видах спорта. В зависимости от типа мышечной работы можно выделить комбинации физических свойств, таких как статическая и динамическая сила, абсолютная и относительная сила, взрывная сила, силовая выносливость.
Силовая подготовка является одной из ведущих во всех видах спорта, потому что только при наличии сильных мышц можно выполнять двигательные действия максимально чисто в техническом плане. Согласно теории переноса развития моторики, можно говорить о развитии силы, как о основе для развития скорости, ловкости, гибкости, координационных навыков.
Наиболее важным средством развития силовых возможностей являются силовые упражнения.
Классификация силовых упражнений представлена по отношению к преодоленному сопротивлению: упражнения с собственным весом, упражнения с весовым сопротивлением внешней среды, упражнения на преодоление сопротивления упругих объектов, упражнения с весом объектов, упражнения с комбинированным весом, упражнения на тренажерах.
При развитии максимальной силы используется определенная методология, которая включает в себя состав упражнений, динамику выполнения, интервалы и тип отдыха, уровень нагрузки и другие параметры.
Существует несколько методов максимальной силовой тренировки: метод развития максимальной силы через изометрические и самоподдерживающие упражнения, метод развития максимальной силы через улучшение межмышечной координации, метод развития максимальной силы через улучшение внутримышечной координации, метод развития максимальной силы через увеличение мышечной массы.
2. Система уроков физической культуры и школьного спорта базируется на исследованиях анатомических и физиологических особенностей и возрастной психологии школьников. Программа структурирована в соответствии с физическими способностями, основной деятельностью, гендерным подходом и характеристиками развития среднего школьного возраста.
1. Андреев, В.Н. Атлетическая гимнастика: методическое пособие / В.Н. Андреев, Л.В. Андреева. – M.: Спортивная книга, 2005. – 127 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика. – 2004. – № 1. – С.26-33.
3. Беляев, А.Н. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституционных типов: автореф. дис. канд.пед.наук / А.Н. Беляев. – Волгоград, 2000. – 24 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Специальная силовая подготовка / Ю.В. Верхошанский // Легкая атлетика. – 2001. – № 1. – С. 29-36.
5. Витун, В.Г. Основы методики занятий атлетической гимнастикой для студентов курса спортивного совершенствования: методические рекомендации / В.Г. Витун, Е.В. Витун. – Оренбург: ОГУ, 2012. – 25c.
6. Волкова, Н.Л. Применение тренажеров на занятиях по физической культуре старших школьников / Н.Л. Волкова, Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье: научно-методический журнал. – 2015. – № 3 (54). – С.110-113.
7. Воложанин, С.Е. Атлетизм как вид специализации по физической культуре / С.Е. Воложанин // Ученые записки университета. – 2007. – № 7 (29). – С. 21-24.
8. Гладенко, Б. Атлетами не рождаются: о развитии физических качеств: 8-11 классы / Б. Гладенко // Спорт в школе. Первое сентября. – 2013. – № 6. – С. 24-25.
9. Гришина, Ю.И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: метод. пособие / Ю.И. Гришина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 123 с.
10. Гужаловский, А.А. Влияние внеучебных занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие и силовую подготовленность студентов / А.А. Гужаловский, И.В. Бельский // Республиканский межведомственный сборник №15. – Минск: Высшая школа, 1985. – С. 36-39.
11. Гузь, С.М. Педагогическая оценка силовой подготовки школьников / С.М. Гузь // Физическая культура в школе. – 2012. – № 4. – С. 50-53.
12. Гуляева, С.С. Регулирование физических нагрузок на уроках физической культуры / С.С. Гуляева, П.Д. Гуляев // Физическая культура и спорт в современном обществе: труды Всерос. науч. конф. / ДВГАФК. – Хабаровск, 2011. – С.72-74.
13. Гурвич С.С. Теория спорта: учебник для институтов физической культуры/С.С. Гурвич. – М. Просвещение, 2007. – 204 с.
14. Дворкин, Л.С. Силовая подготовка школьников: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров. – Краснодар: КГАФК, 2007. – 236 с.
15. Еремина, Л.В. Атлетическая гимнастика / Л.В. Еремина. – Челябинск, 2011. – 187 с.
16. Иванов, В.Д. Силовая подготовка: методы, принципы, методические приемы / В.Д. Иванов, М.Е. Алексеев, Р.Ф. Гарипов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 1 (7). – С. 277-280
17. Константинов, Г.А. Силовая подготовка основа физической подготовленности школьников / Г.А. Константинов // Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего совершенствования / ред. М.Д. Гуляев. – Киров, 2015. – С. 91-95.
18. Лисицкая, Т. Тренировка с эспандером. Упражнения с сопротивлением / Т. Лисицкая // Спорт в школе. – 2009. – № 13. – С.28-48.
19. Лобачев, Д.А. Силовая подготовка как один из показателей здоровья / Д.А. Лобачев // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова. – Самара, 2015. – С. 156-158.
20. Лукьяненко, В.П. Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей / В.П. Лукьяненко, А.З. Бажев, А.А. Хежев // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 52-54.
21. Мишустин, В.Н. Методика силовой подготовки школьников: учебно - методическое пособие / В.Н. Мишустик. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 136с.
22. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
23. Семёнов Л.П. Игровые задания в основной части урока гимнастики: Метод. Разработки для студентов и слушат. ФПК Акад./РГАФК. М.: Б. и., 1993.-31 с.
24. Фискалов, В. Д.Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Сов. спорт, 2010. – 391 с.
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. Вузов / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2008. – 479 с.
26. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие для студ. Вузов / К.Д. Чермит. – М.: Сов. спорт, 2005. – 270 с.