ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема агрессивного поведения в современной психологии
1.2. Структура агрессивного поведения
1.3. Психологические теории формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования особенностей проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте
2.3. Практические рекомендации педагогам, родителям и подросткам по результатам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, поскольку увеличивается количество подростков с отклоняющимися формами поведения. Подростковая среда наиболее подвержена воздействию различных факторов, в том числе деструктивного характера. Анализ деструктивных тенденций в подростковой среде позволяет выделить следующие тревожные проявления: сохраняющееся чувство агрессивности, раздражения, проявляющиеся в немотивированной жестокости; жертвенное и провоцирующее поведение; нарастание конфликтных ситуаций. Разработка эффективных мероприятий по коррекции поведения, в том числе и агрессивного, предполагает анализ и изучение специфики проявлений данной формы отклоняющегося поведения. Все эти факторы и обуславливают актуальность данного исследования на примере агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Профессиональный интерес психологов к различным видам и особенностям проявлений агрессивного поведения в подростковом возрасте, особенностям его диагностики и коррекции весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Изучением проблемы агрессии в подростковом возрасте занимались следующие авторы: Р. Бэрон, Л. Берковиц, Э. Аронсон, М. Раттер, и др. Важный вклад в разработку проблемы подростковой агрессивности, особенностей ее диагностики и коррекции внесли Г.С. Абрамова, Л.П. Обухова, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, В.Г. Степанов, Н.Я. Петрусь, Е.В. Морева, Л.И. Строганова и др. В Республике Беларусь агрессивное поведение подростков изучается по следующим направлениям: изучение факторов и причин агрессивного поведения среди детей, разработка методов диагностики агрессивного поведения, разработка коррекционно-профилактических программ. В последние годы разработаны и реализуются программы, направленные на коррекцию и профилактику агрессивного поведения подростков. Можно отметить устойчивую тенденцию к многофакторному исследованию агрессии и агрессивного поведения подростков, когда всестороннему анализу подлежат различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы. Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема агрессивного поведения в современной психологии
Первоначально при изучении агрессивного поведения рассматривались в основном только враждебные поведенческие реакции. Позднее, значение этого термина изменилось, оно стало более узко направленным. Под агрессивным поведением стало пониматься любое враждебное поведение, направленное на окружающих. К настоящему времени накоплено большое количество теоретических подходов, объясняющих сущность агрессивного поведения, особенности проявления, факторы, которые влияют на его проявление. Рассмотрим наиболее популярные теоретические положения различных ученых.
В психоаналитическом подходе агрессивное поведение по своей природе является инстинктивным. В человеке связаны и проявляются в поведении два мощнейших инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого инстинкта является направленной на сохранение и вопроизводство жизни. Энергия второго инстинкта имеет разрушительный характер и направлена на прекращение жизни. З. Фрейд утверждал, что любое поведение человека является результатом сложного сочетания действий этих двух инстинктов, и между ними существует формируется постоянное напряжение. Агрессивное поведение в психоанализе рассматривается как реакция на блокировку либо разрушение импульсов инстинкта либидо [28].
В новой трактовке данная проблема получила свое освещение в работах К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессивному поведению, что объединяло его с позицией З.Фрейда. Согласно К. Лоренцу, агрессивное поведение берет свой исход, прежде всего, из инстинкта борьбы за жизнь, который выражен у людей так же, как и у других живых существ. Он полагал, что агрессивная энергия в своей основе имеет инстинкт борьбы за выживание, она вырабатывается в организме спонтанно, постоянно, в регулярно накапливается. Таким образом, проявление явно агрессивных поступков является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии и выраженности инстинкта выживания [15].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- подобрать методы и методики, релевантные поставленной цели и задачам исследования;
- сформировать выборку испытуемых;
- провести психодиагностические методики;
- на основании данных психодиагностических методик изучить особенности проявления агрессивного поведения подростков;
- на основании данных количественного и статистического анализа охарактеризовать проявления агрессивного поведения у подростков;
- разработать рекомендации по профилактике агрессивного поведения у подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях проявления агрессивного поведения у мальчиков и девочек.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили 60 подростков (14-15 лет), из них 30 мальчиков и 30 девочек, учащиеся средней общеобразовательной школы.
Теоретико-методологической основой исследования является совокупность методологических принципов, подходов и концепций: научные подходы В.С. Собкина и И.А.Фурманова к проблеме агрессивности в подростковом возрасте; научные положения Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Е. Личко, касающиеся особенностей развития в подростковом возрасте.
Методы исследования: методы теоретического анализа и обобщения, психодиагностические методы, методы статистической обработки данных (метод линейной корреляции Ч. Пирсона), метод оценки достоверно различий t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Описание психодиагностических методик исследования:
1. Методика изучения форм агрессии А.Басса-А.Дарки. Цель методики: изучение уровня агрессивности и враждебности, выявление доминирующих форм агрессии. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; косвенная агрессия– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная; раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Сравнивая отдельные теории агрессивного поведения, необходимо отметить, что существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков этого поведения. Позиции авторов сходны в том, что поведение человека детерминировано не только ситуацией взаимодействия, а также определяется его индивидуальными особенностями. Следовательно, агрессивное поведение является следствием повышенной агрессивности личности. Однако не любое агрессивное поведение показывает наличие агрессивности как черты, соответственно не каждая агрессивная личность может проявлять агрессивное поведение.
2. Существует большое многообразие классификационных схем, описывающих структуру агрессивного поведения, которое отличается по цели использования, методу выражения, степени выраженности и направленности.
3. Агрессивное поведение подростков представляет собой индивидуальную личностную характеристику, которая предопределяет готовность к совершению агрессивных действий и формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. В отечественной литературе подростковое агрессивное поведение рассматривается как поведение, которое формируется в возрасте около трех лет, существует до достижения половой зрелости, в основном в форме физической агрессии, претерпевает процесс социализации, включающий в себя разработку новых, более социально приемлемых, вербальных методов агрессивного поведения.
1. Аликина, Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения / Н.В. Аликина. – М.: Проспект, 2002. – 140 с.
2. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 12-18.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Эксмо пресс, 2009. – 512 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л Берковиц. – СПб.: Евразия, 2001. – 512 с.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
6. Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М.: Прогресс, 1995. – 348 с.
7. Елисеев, О.П. Социализация агрессивности / О.П. Елисеев. – СПб.: Речь, 2010. – 286 с.
8. Ениколопов, С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности / С.Н. Ениколопов. – М.: 2002. – 127 с.
9. Заврожин, С.А. Агрессивность у детей в детском и подростковом возрасте / С.А. Заврожин // Вопросы психологии. – 2009. – №5. – с.44-52.
10. Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / О.Ф. Кернберг. – М.: Проспект, 2004. – 368 с.
11. Ковалев, П.В. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.В. Ковалев. – СПб.: Речь, 2004. – 358 с.
12. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М.: Приори, 2001. – 208 с.
13. Курбатова, Т.Н. Агрессивность и ее проявления / Т.Н. Курбатова // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С.42-50.
14. Личко, А.Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов. – М.: Медицина, 1998. – 312 с.
15. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Прогресс, 1994. – 188 с.
16. Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуш, П.И. Яничев, Е.В. Алексеева. – СПб.: Союз, 2010. – 144 с.
17. Михайлова, О.Ю. Феномен агрессивного поведения / О.Ю. Михайлова // Вестник Московского университета. – 2009. – № 1. – С.56-66.
18. Ольшанская, Е.В. Психологические факторы агрессии / Е.В. Ольшанская // Вестник Московского университета. – 2012. – № 2. – С. 20-38.
19. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 514 с.
20. Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн.: Тесей, 2002. – 656 с.
21. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.
22. Реан, А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А.А. Реан // Ананьевские чтения-97. – СПб.: СПГУ, 1997. – С. 13-16.
23. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
24. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 5-18.
25. Сербина, Л.Ф. Особенности агрессивного поведения подростков / Л.Ф. Сербина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2011. – №4. – С.45-49.
26. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С.91-98.
27. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Проспект, 2000. – 254 с.
28. Фрейд, З. Психология бессознательного. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 422 с.
29. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности.– М.: Аспект-Пресс, 1994. – 447 с.
30. Фурманов, И.А. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин. – Минск: В.И.З.А. Групп, 2010.– 156 с.
31. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Мн.: Тесей, 1996. – 192 с.
32. Фурманов, И.А. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях / И.А. Фурманов. – Брест : БрГУ. 2014. – 261 c.
33. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – М. : Академический проект, 2006. – 212 с.
34. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994. – 232 с.