ВВЕДЕНИЕ
Сейчас роль информационных технологий в жизни людей значительно возросла. Современное общество вовлечено в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность источников информации для любого гражданина, проникновение информационных технологий в научную, промышленную, общественную сферы и высокий уровень информационных услуг. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды для общества, обеспечивающей развитие человеческого творческого потенциала.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющая собой систему методов, процессов и программного и аппаратного обеспечения, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах своих потребителей. Целью информатизации является глобальная интенсификация интеллектуальной деятельности с использованием новых информационных технологий: компьютеров и телекоммуникаций.
Информационные технологии дают возможность: для рациональной организации познавательной деятельности учеников в процессе обучения; Чтобы сделать обучение более эффективным, следует включить все типы сенсорного восприятия учащихся в мультимедийный контекст и оснастить интеллект новыми концептуальными инструментами; создать открытую систему образования, которая предоставляет каждому человеку свой собственный путь обучения; вовлекаться в процесс активного обучения детей разным способностям и стилям обучения; использовать специфические свойства компьютеров, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и переходить на принципиально новые познавательные средства; интенсифицировать все уровни образовательного процесса
Основная образовательная ценность информационных технологий заключается в том, что они позволяют создавать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с практически неограниченным потенциалом, доступным как преподавателю, так и ученику. В отличие от обычных технических учебных пособий, информационные технологии позволяют не только наполнить ученика большим количеством знаний, но и развить у учеников интеллектуальные, творческие способности, их способность самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
1.1 Характеристика понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности и обеспечивающих распространение информационных потоков в обществе, формирующих глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Использование информационных технологий открывает перед учителями новые возможности в обучении, повышает эффективность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, перенимает навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации и способствует решению практических задач. Преподаватель имеет возможность повысить наглядность в учебном процессе, используя динамические модели. Работая с моделями, ученики имеют чувственные представления о процессах, явлениях и объектах. Использование компьютерных технологий в классах позволяет сделать каждый урок по каждому школьному предмету нетрадиционным, живым, насыщенным и легко запоминающимся.
Что подразумевается под информационными и образовательными технологиями?
Сущность информационных и образовательных технологий раскрывается через уточнение терминов: информация, информатизация общества, информатизация образования, технологии, образовательные технологии, информационные технологии.
В современной науке существует много разных подходов к определению термина «информационные технологии» (ИТ). Этот термин связан с двумя терминами: информация и технология.
В большом энциклопедическом словаре [5] «технология» (от греческого «techne» - умение, искусство и «logos» - понятие, обучение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах реализации процессов, в которых происходит качественное изменение предметов. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегов дает следующее определение: «технология - это набор процессов, методов обработки материалов, используемых в любом деле, навыках, искусстве, а также научное описание методов производства».
В широком современном понимании технология определяется как способ, которым люди будут применять конкретный сложный процесс, разделяя его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые более или менее однозначны и направлены на достижение запланированного, гарантированного результата.
2.1 Характеристика компьютерной программы «Лента времени»
За годы дошкольного детства ребенок накапливает немало впечатлений, наблюдений и действий, которые связаны с сезонными явлениями. Не раз он видел, как начинается дождь, тают под мартовским солнцем сосульки, замерзают лужи, распускаются почки на деревьях, опадают листья и др. Он боялся раскатов грома; замирал от сверкающих молний; приходил в восторг, поймав бабочку; недоумевал, когда зимой шел дождь вместо снега и др. Он с радостью избавлялся от шарфа,когда чувствовал первое весеннее тепло; прибегал с улицы из-за промокших в лужах сапог; сбрасывал с себя одеяло жаркой летней ночью; возвращался с дачи в город из-за того, что кончается лето. Все это случалось в жизни почти каждого ребенка, но насколько осмысленным оказался этот жизненный опыт? Что вынес ребенок из того, что видел, чувствовал, на чем останавливалось его внимание? Получить ответы на эти вопросы необходимо, так как единственно надежной основой формирования новых представлений о мире является жизненный опыт самого ребенка. Помочь выявить накопленный опыт и оценить его осмысленность помогает специализированная компьютерная программа «Лента времени», разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО. Обратимся к этой компьютерной программе, чтобы лучше представить себе ее возможности, сферу применения, методику работы и уникальные преимущества.
Первый блок упражнений под названием «Что когда бывает?» состоит из четырех серии заданий. Во всех случаях предлагается просматривать на экране одну за другой фотографии окружающего мира и выдвигать гипотезу о том, с каким сезоном соотносится каждый образ, устанавливая на движущейся ленте года подходящий, по мнению ребенка, отрезок времени (зима, весна, лето, осень). Результат самостоятельной работы каждого ребенка запоминается компьютером и становится предметом обсуждения со взрослым и сверстниками.
От серии к серии последовательно усложняется образный материал. В первой серии ребенку легко различать времена года, так как на каждой из десяти фотографий можно увидеть много ярких, существенных признаков определенного сезона. Во второй серии - немного сложнее, поскольку таких признаков становится меньше. В третьей еще труднее – теперь надо определить время года, опираясь хотя и на существенный, но единственный признак сезона. В четвертой серии ребенок сможет установить времена года лишь в том случае, если научился соотносить их с занятиями людей и праздниками. Педагог задает степень сложности задачи, выбирая серию на соотнесение образа мира с временем года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, которые оказываются в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только наполнить ученика большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Таким образом, информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогают «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на увеличение эффективности и качества обучения детей.
Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных и развивающих, а также воспитательных функций.