ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности старшеклассников
1.2 Особенности внеклассных мероприятий в старшей школе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности проведения внеклассной работы по физическому воспитанию старших школьников
2.2 Технологии, формы и методы внеклассной работы по физическому воспитанию старших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире роль физической культуры как фактора улучшения природы человека и общества значительно возрастает. Поэтому забота о развитии физической культуры является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей применение гуманистических идеалов, ценностей и норм, которые открывают широкие возможности для раскрытия способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей и активизации человеческого фактора.
Здоровая жизнь в целом, особенно физическая культура, становится социальным явлением, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. Во многих зарубежных странах занятия фитнесом и спортом органично объединяют усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций и социальных учреждений.
Физическая культура является частью культуры, которая представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, которые общество создает и использует для целей физического и интеллектуального развития способностей человека, улучшения его физической активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации посредством физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Физическое воспитание является одним из основных структурных компонентов общего образования, в процессе которого были заложены основы всестороннего физического развития и дальнейшего совершенствования человека. По мнению ученых, полное и гармоничное развитие подрастающего поколения возможно при правильной формулировке физического воспитания в органической связи с другими сферами образования: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым.
Несмотря на важность данного урока, как основы процесса физического воспитания в школе, ведущая роль в ознакомлении учащихся с ежедневными физическими упражнениями, безусловно, принадлежит внеклассной физической культуре и массовым видам спорта. Внеклассное физическое воспитание - это система организованных физических упражнений, которые школа проводит после школьных занятий. Задачи, содержание и организация внеклассных занятий определяются целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма.
В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см. и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10% чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.
У девушек, в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие ЖЕЛ, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты. Чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются ниже, чем у юношей.
Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек. Частота сердечных сокращений сильнее и реже на 6-8 уд./мин., что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши. Жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности проведения внеклассной работы по физическому воспитанию старших школьников
Рассмотрим основные черты внеклассной деятельности:
1) внеклассная деятельность осуществляется на добровольных началах. Содержание и формы внеклассной деятельности определяются исходя из интересов большинства учащихся и условий школы;
2) внеклассная деятельность строится в соответствии с широкой общественной активности учащихся, которые объединены в коллектив физической культуры. Контроль и поддержка данного объединения осуществляется со стороны администрации, педагогов, родителей;
3) руководство внеклассной работой носит инструктивно- педагогический характер, который стимулирует проявление творческой инициативы учащихся [23].
Если педагог знает все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, то он сможет ее организовать так, чтобы она стала эффективной и показала высокие результаты.
Рассмотрим основные задачи внеклассной работы по физической культуре в старших классах:
а) содействие в школе выполнению поставленных перед ней учебно- воспитательных задач;
б) содействие в укрепление здоровья, закаливание организма, разностороннем физическом развитии учащихся;
в) углубление и расширение знаний, умений, навыков, которые учащиеся получают на уроках физической культуры;
г) воспитание и развитие организаторских навыков у учащихся; д) организация здорового отдыха учащихся;
е) привитие у учащихся стремления заниматься физической культурой и спортом [25].
В качестве одного из видов внеклассной работы в школе можно отметить массовую физкультурную и спортивную работу.
Внеклассную работу по физической культуре проводят во внеурочное время в форме занятий по общей физической подготовке. В качестве основного содержания внеклассных занятий с учащимися применяется материал учебной программы по физической культуре, который применяется для совершенствования умений и навыков учащихся выполнять разные упражнения в обычных и сложных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В старшем школьном возрасте происходят действия, связанные, в первую очередь с исследовательским отношением к учебным предметам: анализ и синтез полученных знаний; развитие абстрактного мышления; понимание теоретических основ учебных предметов; осознание глубокого смысла явлений; соотнесение полученных знаний с практическими способностями и возможностями; стремление к профессиональному самоопределению; критическое отношение к деятельности.
Целью физического воспитания в школе является стимулирование общего развития личности через формирование физической культуры личности учащегося. Система физического воспитания, сочетающая занятия, внеклассные и внеурочные формы физических упражнений и занятий спортом по предмету «Физическая культура», создает наиболее благоприятные условия для выявления и развития не только физических, но и духовных способностей учащихся, их самоопределения.
Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не только стимулировать интерес к физической культуре и спорту, понимать скрытые возможности каждого ученика, развивать необходимые физические качества, но и формировать культуру поддержания и укрепления здоровья с помощью физических упражнений, культуры командного поведения.
Внеклассное и внеурочное направление физического воспитания входит в систему внеклассной деятельности школьников посредством физических упражнений и направлено на решение педагогических задач. Есть особенность состоит в организации внеклассных мероприятий. Ученик имеет свободу выбора форм обучения по своему усмотрению. Они проводятся в рамках внеклассных занятий в свободное время для учеников.
Основными формами организации и проведения внеклассных занятий являются:
а) поход;
б) занятие в группах общей физической подготовки; в) спортивное соревнование;
г) физкультурный праздник;
д) занятия в спортивных секциях.
Руководит работой коллектива физической культуры педагог физической культуры. На общем собрании членов коллектива выбирают совет, который будет организовывать, и проводить всю работу по плану, утвержденному директором школы.
1. Авраменко, В.В. Вопросы методики преподавания психологии: метод. рекомендации / В.В. Авраменко. – Могилев: МГУ, 2008. – 71 с.
2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 428 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
4. Водзинский, Д.И. Внеклассная воспитательная работа / Д.И. Водзинский. – М.: Академия, 1961. – 235 с.
5. Гончарова Л.В.Предметные недели в школе / Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 136 с.
6. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1- 5 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2012 г. – 130 с.
7. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дисс. д-ра пед.наук / В.В. Дьяченко. – М., 2001. – 246 с.
8. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
9. Ермоченкова. С. Уроки окончены. Что же дальше? / С. Ермоченкова, Н. Лакомова // Народное образование, 2014. – № 5. – С. 12 – 3126.
10. Железняк. М.Н. Спортивные игры / М.Н. Железняк. – М.: Педагогика, 2001. – 147 с.
11. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. – М.: Педагогика, 2010. – 238 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
13. Златопольский, Д.М. Внеклассная работа / Д.М. Златопольский // Информатика: Приложение к «Первому сентября». – 2001. – №44. – С. 11.
14. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
15. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с.
16. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2011. – 98 с.
17. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
18. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 430 с.
19. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Я. Ляудис. – Спб.: Питер, 2007. – 192 c.
20. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физической культуры / Б. И. Мишин. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2003. - 527 с.
21. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. - 495 с.
22. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е. Шуркова, В.Н. Шнырева. – М.: Академия, 1991. – 391 с.
23. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры / В.С. Овчаров. – Минск: Сэр-Вит, 2008. - 200 с.
24. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 450 с.
25. Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2009. - 268 с.
26. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие / Н. Ю. Стоюхина.– Москва: Флинта, 2009. – 181 с.
27. Сулейманов, Р.Р. Внеклассная работа по информатике в школе / Р.Р. Сулейманов // Педагогическая информатика. – 2002. – №4. – С. 44-46.
28. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
29. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
30. Шашурин, А.В.Физическая подготовка / А.В. Шашурин. – М.: Физкультура и спорт,2013. – 403 с.
31. Шумкова, Н.И. Проведение учебных и учебно-тренировочных занятий по баскетболу в школе / Н.И. Шумкова. – М.: изд-во «Граф», 2002. – 100 с.