ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие мелкая моторика и особенности ее развития в онтогенезе
1.2 Особенности мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Роль коррекционных занятий для развития мелкой моторики
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗНЯТИЯХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Практический материал для развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Вследствие чего – у ребёнка будет сформирована координация движений пальцев рук, развита речевая деятельность и подготовка к школе. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики логически рассуждает, имеет развитую память, внимание, связную речь, овладевает навыками письма [5].
Изучение проблемы развития мелкой моторики детей с тяжелыми нарушениями речи проходит в следующих аспектах: психологическом, физиологическом и педагогическом [3].
Таким образом, развитие мелкой моторики рук для младшего школьника имеет большое значение и считается одним из показателей психического развития ребёнка.
В отечественной логопедии и специальной литературе особое внимание уделялась вопросу, который был посвящен развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Изучению данной темы посвящались исследования Л. И. Аксеновой, Е. Ф. Архиповой, Н. А. Бернштейна, Б. Г. Мещерякова, Т. В. Волосец, С. Д. Забрамной, Л. М. Лапшиной, В. А. Левченко, А. Р. Лурия, З. П. Малевой, А. А. Маслюкова, Н. И. Озерецкого, С. Прищепа
Цель – описать развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Задачи исследования:
1. представить теоретические особенности развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
2. экспериментально изучить особенности мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях;
3. разработать практический материал (комплекс игр) для развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Объект – особенности мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет – развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет источников по проблеме исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие мелкая моторика и особенности ее развития в онтогенезе
Моторика – система двигательных умений, навыков, реакций и сложных двигательных действий, свойственных человеку [6]. В большом психологическом словаре, составителем которого является, В. Зинченко, под моторикой понимается вся сфера двигательных функций [7]. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека. Двигательная активность делится на мелкую и крупную [2]. Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия верхними и нижними конечностями и телом в целом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить.
На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика. Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Умение выполнять координированные движения в пространстве (сидеть, бегать, прыгать и т. д.) – это крупная моторика, а разнообразные движения с использованием пальцев и кистей рук – это мелкая моторика. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий систем организма (Мышечной, нервной, костной с использованием зрительной системой) [4].
Развитие мелкой моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом [1]. Последнее является сложнейшим мелкомоторным навыком, успешное становление которого опирается на слаженное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн). Чем предметнее двигательный акт, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы вносят свой вклад в урегулирование этой задачи и реализации соответствующих движений. У мелкой моторики есть ряд особенность, она тесно взаимосвязана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, развитие мелкой моторики и развитие речи также тесно связаны [14].
Данная особенность обнаружена вследствие близкого расположения в головном мозге речевого и моторного центра, поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях обучения было проведено на базе средней школы №6 г. Бреста. В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса (5 детей с тяжелыми нарушениями речи и 5 детей без нарушений в развитии).
Цель эмпирического исследования: выявить особенности мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор методов и методик;
2) изучение особенностей развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи путем диагностического инструментария;
3) разработка практического материала (комплекс игр) для развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и специальной литературы, констатирующий эксперимент, изучение документации, количественный и качественный анализ.
Для определения уровня развития мелкой моторики учащихся двух групп нами использованы следующие диагностические методики В.Ю. Вильдавского, М.Г. Князевой, Г.Н. Давыдовой и Л.Н. Блиновой:
- методика «Рисование ножницами»;
- методика «Пластилиновые узоры»;
- методика «Деревья из бумажных лент».
Представим описание этих методик.
Название. «Рисование ножницами»
Цель - определение уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, сформированности операции обведения и вырезывания была использована методика «Рисование ножницами».
Оборудование: сложенный вдвое лист цветной бумаги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мелкой моторики происходит естественным образом с младенческого возраста. Мелкая моторика развивается поэтапно, в основе нее лежат условные рефлексы. Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.
Нарушение моторики у детей с ТНР требует дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Ребенок учится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), коррекция произношения звука, формирование ритмической и мелодической стороны речи и улучшение дикции.
На коррекционных занятиях детская речь развивается: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственные разметки помогают обогатить словарный запас; заявления в процессе наблюдения за предметами и явлениями, при осмотре предметов, просмотре иллюстраций, воспроизведении изображений художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Практическое исследование развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях было проведено на базе средней школы №6 г. Бреста. В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса (5 детей с тяжелыми нарушениями речи и 5 детей без нарушений в развитии).
Цель эмпирического исследования: выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор методов и методик;
2) непосредственное изучение особенностей развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи путем диагностического инструментария;
3) разработка практического материала для развития мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л.И. Аксенова. – М. : Академия, 2002. – 395 с.
2. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова. – М. : Дошкольное воспитание, 1990. – 20 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно - логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 220 с.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : ФиС, 1991. – 209 с.
5. Бернштейн, Н. А. Построение движений / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.
6. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн – М. : Академия, 2010. – 284 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова [и др.]. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.
8. Волосец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи младших школьников [Текст] / Т.В. Волосец - М. 2002. – 256 с.
9. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. – М. : Новая школа, 1998. – 144 с.
10. Лапшина, Л. М. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью : метод. рекомендации / Л. М. Лапшина, В. А. Левченко / Челяб. гос. пед. Университет. – Челябинск, 2014. – 50 с.
11. Лурия, A. Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2012. – 346 с.
12. Малева, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей / З.П. Малева. – М.: Владос, 2000. – 96 с.
13. Маслюков, А.А. Развитие координационных способностей у детей 7-9 лет / А.А. Маслюков // Спорт в школе. – 2008. – № 5. – С. 16-20.
14. Озерецкий, Н. И. Исследование при помощи специальных тестов моторной одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков : тезисы доклада / Н. И. Озерецкий // Основные проблемы педологии в СССР. – Вязники : Красный печатник, 1928. – С. 170-171.
15. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии младших школьников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1 – С. 60–63.
16. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. – М. : Владос, 1997. – 282 с.
17. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : Олма-Пресс, 2001. – 160 с.
18. Степанова, М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М.А. Степанова // Логопед. – 2009. – № 7. – С. 62-65.