ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве
1.1 Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
1.2 Анализ программного содержания по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
1.3 Методические особенности формирования умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности формирования умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
2.2 Система работы по формирования умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование пространственных представлений имеет особую роль для всех видов деятельности человека, охватывая всевозможные стороны их взаимодействия с действительностью. Пространственные представления представляют собой представления о пространственных свойствах и отношениях, таких как: величина; форма; относительное взаиморасположение объектов.
Формирование пространственных представлений у детей осуществляется не только в реальном мире, но так же на различных занятиях:
- математическое развитие;
- изобразительное искусство;
- музыкальные занятия;
- физкультурные занятия.
Во многих философских, психолого-педагогических исследованиях показано огромное значение освоения предметного и социального пространства в моделировании ребенком полной картины мира, осознания своего места в нем.
Лист бумаги является для ребенка данного возраста более доступным в понимании. Полноценное развитие детей старшего дошкольного возраста не может осуществляться без развития у него пространственного представления, а использование для этой цели листа бумаги, является наиболее оптимальным вариантом из возможных.
Цель исследования: описать формирование у детей старшего дошкольного возраста умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. описать формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения ориентироваться в пространстве
1.1 Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Дошкольный возраст является наиболее интенсивным периодом формирования математических представлений. Этот период начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.
Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение особыми видами деятельности, среди которых есть две группы. Первая включает математические операции, которые являются ведущими по своей природе: подсчет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических операций. Во-вторых, пропедевтические, специально разработанные для дидактических целей, в зависимости от преобладающей деятельности: сравнение объектов путем наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая). Действия, связанные со второй группой, базируются на определенной субъектно-сенсорной основе. Поэтому они доступны для младших дошкольников. Первая группа, хотя и не отделена от основной поддержки, является более сложной, поскольку методы действия здесь требуют косвенного подхода и оценки количественных пространственных и временных отношений. Действия, относящиеся к этой группе, доступны в старшем дошкольном возрасте [8, с. 12].
Е.И. Щербакова считает, что на занятиях по математике в детском саду формируются самые простые виды практической и умственной деятельности детей. По ее мнению, виды деятельности понимаются как объективные последовательные действия, которые ребенок должен выполнять для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух наборов, наложение меры и т. д. [19, с. 13].
Глава 2 Эмпирическое исследование эффективности формирования умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по изучению проблемы курсовой работы
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор методов и методик;
2) изучение умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги старших дошкольников;
3) предложить способы и приемы для повышения уровня развития умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги старших дошкольников.
Выборка исследования: в эксперименте приняло участие 24 старших дошкольников.
Для выявления уровня умения переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги дошкольникам была предложена методика «Расположение картинок на листе бумаги», согласно которой необходимо было выявить расположение плоскостных картинок на листе бумаги. Во время выполнения задания воспитанника должны были по словесной инструкции расположить картинке на листе бумаги, сопровождать свои действия речью, а затем самостоятельно разложить изображения на листе бумаги по образцу. В качестве стимульного материала были использованы следующие плоскостные изображения предметов: дом, дерево, цветок, мальчик и девочка [24, с. 71].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст является наиболее интенсивным периодом формирования математических представлений. Этот период начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.
Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение особыми видами деятельности, среди которых есть две группы. Первая включает математические операции, которые являются ведущими по своей природе: подсчет, измерение, простейшие вычисления, связанные с выполнением арифметических операций. Во-вторых, пропедевтические, специально разработанные для дидактических целей, в зависимости от преобладающей деятельности: сравнение объектов путем наложения или приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая).
Работа с детьми 5-6 лет направлена на дальнейшее развитие счетной деятельности. Детей учат считать до 10, продолжают знакомить с номерами первого десятка. Основываясь на действиях с наборами и измерениями с использованием условной меры, формирование идей до десяти продолжается.
Работа по разработке математических понятий у дошкольников особенно трудоемка и требует большого внимания. Это основа для дальнейшего обучения в школе.
Пространственная ориентировка у детей проходит определенные стадии в своем развитии. У детей восприятие пространства имеет определенные закономерности и особенности. На каждом возрастном этапе происходят те или иные изменения в развитии ориентировки в пространстве.
В учебной программе дошкольного образования выделяются три категории усваиваемых ребёнком знаний о пространстве:
– понимание удалённости предмета и его местоположения;
– определение направлений;
1. Абрамова, Р. С. Возрастная психология / Р. С. Абрамова. – М. : Академия, 1999 – 672 с.
2. Белошистая, А.В. Становление и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М .: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / сост. Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ, 2008. – 136 с.
4. Ким, И.В. Формирование пространственных представлений как залог успешного обучения в школе / И.В. Ким// Наука в современном мире. – Сборник научных трудов Международной научно – практической конференции.: Издательство «Перо», 2017. – С.78-82.
5. Кондюкова, Н.А. Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте / Н.А. Кондюкова// Вестник экспериментального образования. – 2016. - №6. –С.43-58.
6. Косякова, О.О. Детская психология: учебное пособие / О.О. Косякова. – Тверь.: ТвГУ, 2015. – 68 с.
7. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М. : Просвещение, 2009. – 368 с.
8. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – 1956. – Вып. 86. – С. 47–62.
9. Мазепина, Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах : учеб. пособие / Т. Б. Мазепина. – М. : Феникс, 2002. – 32 с.
10. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Р.Л.Березина, В.В.Данилова, Т.Д. Рихтерман и др.; сост. В.В.Данилова. – М.: Просвещение, 1987.
11. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология / под редакцией М. В. Галицо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
12. Мухина, В. С. Детская психология / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1985. – 231 с.
13. Ориентировка в пространстве / под ред. М. П. Мухаева. – Ростов, 2010. – 92 с.
14. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 112–116.
15. Психологическая диагностика : учебное пособие / под ред. М. К. Губаревича, Е. М. Борисовой. – М. : Просвещение, 2001. – 532 с.
16. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. — СПб., 1994.
17. Учебная Программа «Дошкольного Образования» (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания) Утверждено Министерством образования РБ. – Минск. Национальный институт Образования – 2019. – 417 с.
18. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – М. ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.
19. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е.И. Щербакова. – М. : Логос, 2005. – 160 с.
20. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие / сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 165 с.