Введение
1. Методологические основы исследования самообладания и стиля саморегуляции поведения личности
1.1 Проблема самообладания в психологической науке
1.2 Саморегуляция поведения, ее структура и функции
1.3 Проявление самообладания и саморегуляции в юношеском возрасте
2. Теоретико-эмпирическое исследование самообладания и стиля саморегуляции поведения в юношеском возрасте
2.1 Методики и организация исследований самообладания в юношеском возрасте
2.2 Методика и организация исследования саморегуляции поведения в юношеском возрасте
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к личности подрастающего поколения. Успешное функционирование юношей в современных условиях существования требует от него гибкого поведения, проявления самостоятельности при планировании и осуществления планов по саморазвитию в различных видах деятельности. В юношеском возрасте особенно значимым аспектом выступает становление субъективности, которое невозможно без развитых регуляторных процессов. Саморегуляция и самообладание играют ключевую роль в процессе становления личности юношей как субъекта своей деятельности. Недостатки саморегуляции и самообладания, отражающиеся на реализации ее функций, являются предпосылкой психологических проблем и неуспешности детей.
Феномен саморегуляции в психологической науке рассматривается в связи с поведенческими проявлениями личности, индивидуальными стилями, исследуются структура и механизмы саморегуляции, ее роль в различных видах деятельности такими ученымп как К. А. Абульханова-Славская, О. А. Конопкин, В .И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.
Проблема самоконтроля, как одного из наиболее сложных аспектов психологии личности, была объектом изучения сравнительно немногих психологов. Свой вклад в исследование проблематики самоконтроля сделали П. К. Анохин, П.П. Блонский, М.И. Боришевский, Т. Гавакова, Е. Г. Лебедев, Е. П. Ильин, Л. Н. Деркач, Л. В. Долинская, Г. В. Ейгер, И. О. Зимняя, М. Г. Гаспарова, А. А. Леонтьев, А. С. Линда, К. П. Мальцева, С. Ю. Николаева, Д. А. Оганесян, Л. И. Рувинский, Г. Салливан, В. И. Селиванов, Б. Скиннер, А. Словабодчиков, Г. А. Собиева, Э. Фромм, К. Хорни, В. Шевченко, П. Якобсон и др.
Однако, проблема изучения саморегуляции у юношей в современной психологии остается недостаточно освещенной и обосновывает актуальность данного исследования.
Объект – саморегуляция и самообладание как психологические категории.
Предмет – методы диагностики самообладания и саморегуляции в юношеском возрасте.
Цель работы – определить наиболее эффективные методы диагностики уровня саморегуляции и самообладания юношей.
Для реализации цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть проблему самообладания личности в современной психологии;
2. дать определение термину «саморугуляция», определить его структуру и функции;
3. описать особенности саморенуляции и самообладания в юношеском возрасте;
1. Методологические основы исследования самообладания и стиля саморегуляции поведения личности
1.1 Проблема самообладания в психологической науке
В научной психологической литературе сущность самообладания определяют по-разному. Также следует отметить, что в психологической литературе термины самообладание и самоконтроль часто пересекаются и могут считаться тождественными. У одних авторов определено, что самообладание это проявление воли, у других – умение преодолевать трудности и одновременно управлять собой. Ю. Куль и Х. Хекгаузен предложили трактовать самообладание как контроль над действиями личности. Согласно Ю. Кулю, самообладание проявляется тогда, когда при помощи воли человек управляет своими внутренними механизмами, такими подсистемами, как восприятие, внимание, эмоции, мотивация, моторика [1].
Впервые проблема самоконтроля и самообладания как особого психического процесса была выделена основоположником психоанализа, австрийским ученым З. Фрейдом. Он рассматривал данное образование как инстинкт, обеспечивающий сохранение собственного «Я» личности.
Далее попытку выяснить психологическую сущность самообладания осуществили такие представители неофрейдизма, как Г. Салливан, Э. Фромм и К. Хорни. По их мнению, самообладанием является рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок, которые заключаются в сравнении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий [2, с. 312]. Ученые считали, что способность к самоконтролю является врожденной, независимой от внешней среды. Человек рождается с автономным стремлением к самосознанию, а потребность в самоконтроле, самооценке возникает в процессе выполнения индивидом определенных видов деятельности [3, с. 314].
Е. П. Ильин включает самообладание личности в сферу волевой регуляции наряду с упорством, упрямством, терпеливостью и настойчивостью.
П. А. Рудик определяет самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции [Рудик, c. 189].
Ф. Н. Гоноболин 4 В. В. Богословский сводят самообладание к выдержке. Это, конечно, лучше, нежели считать, что выдержка и самообладание – рядоположные волевые проявления, о чем говорится в публикациях многих авторов и во многих учебниках по психологии, но все же такова только часть истинной картины [5, c. 97].
2. Теоретико-эмпирическое исследование самообладания и стиля саморегуляции поведения в юношеском возрасте
2.1 Методики и организация исследований самообладания в юношеском возрасте
В настоящее время существует большое количество методик диагностики самообладания личности. Как уже отмечалось ранее, юношеский возраст является сензитивным для развития рефлексивности, идентичности, саморугуляции и самообладания. От степени развития данных сфер личности зависит дальнейшее развитие индивида как полноценного члена общества.
Поэтому перед учреждениями образования стоит задача вовремя диагностировать ткущий уровень самообладания, и в случае необходимости, принять соответствующие меры по его развитию, т.к. в современном мире такое качество личности остро необходимо. Современный образ жизни диктует свои правила и посылает настоящие испытания человеку и обществу в целом.
Для исследования самообладания в юношеском возрасте нам кажется целесообразным использование методики А. А. Золотаревой «Тест самообладания».
Тест предназначен для диагностики способности к овладению самим собой в различных жизненных обстоятельствах. Он содержит 20 тестовых пунктов, сгруппированных в три шкалы:
1. личностное самообладание (способность к выдержке и хладнокровию в повседневной жизни);
2. событийное самообладание (способность к сохранению стойкости духа в трудных жизненных ситуациях);
3. экзистенциальное самообладание (способность к сохранению мудрости и гармонии с самим с собой в любых обстоятельствах).
Факторная структура теста самообладания была подтверждена с помощью методов экплораторного и конфирматорного факторного анализа [36].
Перед началом тестирования, юношам раздается анкета и инструкция к ней:
«Вам будут предложены пары противоположных утверждений, необходимо выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и оценить его, пользуясь следующей шкалой: 1 – скорее, соответствует, 2 – соответствует, 3 – полностью соответствует (либо выберите 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)».
Тест состоит из двух блоков по 10 вопросов, состоящих из двух противоположных утверждений. Испытуемым необходимо отметить цифрой в сторону какого ответа, и в какой степени он больше склоняется. Первый блок оценивает шкалу самостоятельности, второй – сдержанности.
Заключение
В ходе исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Самообладание – это способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу, способность владеть собой, сохранять выдержку и хладнокровие в любой сложной, щекотливой, опасной и непривычной ситуации. Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. волевые качества, связанные с подавлением возникающих отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано также с самоконтролем и саморегуляцией человеком своего эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования.
2. Саморегуляция – один из способов регулирования деятельности этих систем, выражающий специфику реализующих ее психических средств рефлексии и моделирования реальности, в том числе и рефлексии субъекта. Саморегуляция представляет собой осознанный контроль своих действий и поведения с целью оптимизации внутреннего состояния поведения и деятельности. Проблема саморегуляции и самообладания считается одной из базовых проблем общей психологии.
3. Период юношества сензитивен для овладения саморегуляцией и самообладанием. В этот промежуток под воздействием психолого-педагогического статуса, половых, персонально-индивидуальных отличительных черт появляются и закрепляются конкретные методы психической саморегуляции. Юноши с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой.
4. В настоящее время существует большое количество методик диагностики самообладания и саморегуляции личности. Нами был предложен ряд методик для диагностики данных качеств личности. Для определения уровня самообладания целесообразно использовать методику А. А. Золотаревой «Тест самообладания», методику А. Г. Зверкова и методику определения социально самоконтроля М. Санйлера. С целью определения уровня саморегуляции могут быть использованы: методика Е.В. Эйдмана и опросник диагностики саморегуляции ДИАСАМ.
1. Крайнюк, О.П. Формирование самообладания студентов в процессе физического воспитания // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12462.
2. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.
3. Рудик, П. А. Психология: Учебник для учащихся техникумов физ. культуры. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239 с.
4. Гоноболин, Ф. Н. Психология – М.: Просвещение, – 1973 г. – 124 c.
5. Сухарев, В., Сухарев, М. Психология народов и наций – Сталкер, – 1997. – 400 с.
6. Арета, А.Я. Очерки по теории самовоспитания. – М.: Фрунзе, – 1965. – 118 с.
7. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека. – Л.: ЛГУ, – 1989. – 192 с.
8. Скиннер, Б. Наука об учении и искусстве обучения // Программированное обучение за рубежом. – М.: Наука, 1968. – С. 32-46.
9. Философский словарь /Под ред. В.И. Шинкарук. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – С. 14.
10. Украинский энциклопедический словарь / Под ред. Ф. С. Бабичева. – М., 1987. – Т. 3. – С. 159
11. Рувинский, Л. И., Соловьева, А. Е. Психология самовоспитания. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.
12. Ительсон, Л. Б. Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопр. психологии. – 1961. – № 2. – С. 216.
13. Петровский, В. А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопр. психологии. – 1987. – № 5. – С. 48–56.
14. Леонтьев, А. А. Психические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Наука, 1969. – С. 133.
15. Оганесян, Д. О. В выработке самоконтроля в процессе труда //Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. – М.: АПН СССР, 1963. – С. 219.
16. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С.23-35.
17. Веккер, Л. М. Психологические процессы. / Л.М. Веккер. – Л.: Наука, 2011. – 326 с.
18. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности. / К. А. Альбуханова. – М.: Академия, 2013. – 228с.
19. Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. / А.И. Высоцкий. – Челябинск, – 2009. – 120с.
20. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. / П. Я. Гальперин. – М.: изд-во МГУ, 2006. – 150с.
21. Гудечек, Я. Ценностные ориентации личности//Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. / Я. Гудечек. – М.: Наука, 2009. – C.102-110
22. Запорожец, А.В., Избранные психологические труды. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2010. – 365 с.
23. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В.А. Иванников. – М.: МГУ, 2011. – 142с.
24. Канопкин, О. А. функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения //Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.; Наука, 2009. – С.158-172.
25. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 2008. – № 6. – С.85-93.
26. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. / Е.А. Климов. –Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2009. – 278с.
27. Моросанова, В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Институт психологии РАИ, 2007. – 213 с.
28. Прохоров, А. О. Смысловая регуляция психических состояний. — М.: Институт психологии РАН, 2009. – 352 с.
29. Яшкова, А. Н. Возрастная психология / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.
30. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон. – М.: Смысл, 2008. – 527 с.
31. Толбатова, Е. В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] / Е.В. Толбатова // Научный результат. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
32. Осницкий, А. К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 42-51.
33. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – СПб.: Питер, 2002. – 482 с.
34. Папшева, Л. В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте [Текст] / Л.В. Папшева // Известия Саратовского университета. – 2013. – Вып .1. – С. 41-47.
35. Золотарева, А. А. Разработка пилотажной версии Теста самообладания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2016. – № 1. – С. 66-86.