Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого− педагогических исследованиях
1.1 Проблема развития внимания в психолого− педагогической литературе
1.2 Особенности детей дошкольного возраста при формировании к школьному обучению
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников учреждение дошкольного образования
2.1 Организация и методика исследования по формированию психологической готовности детей к школе
2.2 Интерпретация результатов исследования
2.3 Программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Внимание – это очень важный мыслительный процесс, который является условием успешного осуществления любой детской деятельности, внешней и внутренней, а продукт – качественным приложением.
Внимание – важный аспект познавательной деятельности. Воспитатель детского сада должен знать особенности его формирования. «Внимание», – писал К.Д. Ушинский – это дверь, через которую не может пройти ни одно учение, иначе оно не упадет на душу ребенка. "
Внимание занимает особое место среди познавательных процессов, поскольку не имеет собственного содержания, а служит другим психическим процессам. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. Очевидно, что успешность любой детской деятельности в целом зависит от степени развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объема, расположения, переключения) и степени сформированности произвольного внимания.
Внимание у дошкольников имеет ряд качественных характеристик. Имеет небольшой объем, невысокую стабильность. Предполагается, что в образовательной деятельности детей этого возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает способность самостоятельно выполнять задания – он ставит цель и контролирует свои действия.
Проблему изучения внимания на протяжении десятилетий ставили следующие ученые: Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и многие другие.
Т. Рибо считал, что внимание, ослабленное или повышенное, всегда связано с эмоциями и провоцирует их, т.е. он видел чрезвычайно тесную связь между эмоциями и произвольным вниманием.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого− педагогических исследованиях
1.1 Проблема развития внимания в психолого-педагогической литературе
Внимание – это ориентация и концентрация сознания в данный момент на каком-то реальном или идеальном объекте.
Внимание помогает человеку лучше понять себя, свои мысли и чувства, ведь его цель – улучшить прогресс всех когнитивных процессов. Некоторые ученые утверждают, что не существует определенного процесса независимого внимания, который был бы лишь стороной или моментом любого другого психологического процесса или человеческой деятельности. Другие считают, что внимание – это полностью независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, которые нельзя свести к характеристикам других познавательных процессов. Поддерживая свою позицию, сторонники этого последнего мнения отмечают, что в человеческом мозге особый тип структуры, связанной с вниманием, может быть обнаружен и анатомически и физиологически относительно автономно отличен от той, которая гарантирует функционирование других когнитивных процессов. Особое внимание уделяется роли формирования и внимания сетчатки, ориентировочного рефлекса как возможного врожденного механизма и, наконец, доминирующего, который рассматривал и описывал А. Ухтомский.
В системе психологических явлений особое место занимает внимание. Он содержится во всех других психических процессах, действует как необходимый момент и не может быть выделен и изучен в «чистом» виде. Мы имеем дело с явлениями внимания только при учете динамики когнитивных процессов и особенностей различных психических состояний человека.
Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников учреждение дошкольного образования
2.1 Организация и методика исследования по формированию психологической готовности детей к школе
Целью нашего исследования является поиск эффективной методики для формирования готовности к обучению в детском саду в дошкольных учреждениях.
Предметом исследования является внимание дошкольников.
Предмет исследования – развитие внимания как компонента готовности к обучению
В нашей работе мы ставим следующие задачи:
1. Апробировать диагностика-коррекционную программу Н.И. Гуткиной в работе с детьми экспериментальной группе.
2. Диагностировать степень формирования компонентов готовности к обучению в школе у детей.
В соответствии с целями эксперимента исследование проводилось в три этапа.
I этап экспериментальных исследований.
Целью является изучение формирования компонентов готовности к обучению в школе среди учащихся экспериментальной группы.
Среди тестов для подготовки к школе мы можем выделить группу тестов, основанную на идее развития ребенка как функционального созревания его психики.
На появление этих тестов большое влияние оказала концепция подготовки ребенка к школе немецкого психолога А. Керна.
Важным показателем этого теста является степень зрелости, зрительная дифференциация восприятия, способность выделять изображение.
1. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека [27]
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная задача, но прежде всего практическая, очень актуальная и острая задача, которая еще не получила окончательного решения. И от ее решения многое зависит, в конечном итоге от нее зависит судьба детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или недоступности к обучению относятся к психологическому возрасту ребенка, который измеряется не часами физического времени, а шкалой психологического развития. Вы также должны уметь читать эту шкалу: вы понимаете принципы ее приготовления, вы знаете рекомендации и размер.
В теоретической части нашего исследования мы изучили мнения российских психологов о психологической готовности детей к школе, психологические особенности дошкольников, особенности диагностической и корректирующей работы на развитие внимания у старших дошкольников как компоненты школьной готовности.
1. Рассмотрены проблемы развития внимания в психолого-педагогической литературе;
2. Изучены особенности дошкольников в формировании школьного образования;
3. Выявлены особенности развития внимания у дошкольников.
Изучены особенности дошкольников в формировании школьного образования. Определены особенности развития внимания у дошкольников.
Во второй главе было проведено исследование формирования психологической готовности детей к школе:
1. Описаны организация и методы исследования формирования психологической готовности детей к школе.
2. Интерпретированные результаты исследования.
3. Разработана коррекционная программа.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. – М., 1977.
2. Бим – Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебник (Серия «Библиотека антропологии»). – М.,2003.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж, 1995.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 1998.
6. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». – СПб., 1997.
7. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В6т.-М.:Педагогика, 1984. – Т.4. -432 с.
8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с. – (Руководство практического психолога).
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
11. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе. //Начальная школа, 1994.,№4, 11-13 с.
12. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной психологии. – М.,1996.
13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991 – 232 с.
14. Змеёв С.И. Основы андрагоники: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. – М., 1999.
15. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. – М., 2002.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика,1991. – 152 с.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. – М., Знание, 1987.
18. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Г. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
20. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Сост. Б.М. Бим – Бад. – М., 1998.
21. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. центр, Академия, 1995. – 128 с.
22. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М., 2002.
23. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1993.
24. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.